Top.Mail.Ru

О клубе

Новости

Отчёты

Карты

Фотографии

Разное

Форум

 

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА И РАФТИНГА ПЕРМСКОГО КРАЯ
ТУРКЛУБ "МЕРИДИАН"

ОТЧЁТ
О ВОДНОМ МАРШРУТЕ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
совершенном в мае 2023 года
в районе Среднего Урала, река Вильва.

г. Пермь
2023

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

 

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Водный Первая 120 5 4 05.05.2023 - 09.05.2023

Место проведения: Россия, Средний Урал, Пермский край, Горнозаводский и Чусовской городские округа.

Заявленная нитка маршрута: г. Пермь - пос. Нововильвенский – ур. Коростелевка – пос. Вильва – ур. Мутное – ур. Ермачиха – Вильвинское Лесничество (г. Гремячинск) – ур. Усть-Вижай – мост через р. Вильва на трассе 57К-0001 – г. Пермь

Пройденная нитка маршрута: полностью соответствует заявленной.

Количество участников: 17 человек.

Руководитель: Медведев Данил Михайлович.

Маршрутная книжка: № 474/2023.

 

ОБЗОРНАЯ КАРТА МАРШРУТА.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА.

Вильва - типично горная река. Берёт начало на западных отрогах Уральского хребта. Общее направление западное. В среднем и нижнем течении в долине реки встречаются обширные заливные луга. В узких местах, где Вильва перепиливает горные хребты, берега очень крутые, скалы опускаются отвесно к воде, неповторимы в своей красоте. Через 170 км от истока Вильва впадает в Усьву в черте города Чусового. Течение реки в верховьях очень стремительное, особенно сразу после ледохода в конце апреля.

Туристы сплавляются от посёлка Нововильвенский. Сплав по реке наиболее интересен весной, по большой воде. К северу от посёлка хорошо виден камень Мясной, за ним Дикий, северо-западнее хребет Басеги, восточнее отдельные вершины отрогов западного Урала.

 

СПИСОК УЧАСТНИКОВ.

№ п/п Ф.И.О. Год рождения Фотография Туристический опыт Обязанности в группе
1 Медведев Данил Михайлович 1997 р. Вижай н/к (у), р. Вишера н/к (у), р. Усьва н/к (у), р. Чусовая н/к (у), п. Ревун р. Исеть (апрель, обучение ТВТ). Руководитель, капитан К4-1
2 Гладикова Вера Викторовна 1972 р. Вижай н/к (р), р.Вильва н/к (у), р. Усьва н/к (у), п. Ревун р. Исеть (апрель, обучение ТВТ) Капитан К4-2
3 Золотова Анна Сергеевна 1993 р. Вижай н/к (у), р. Вишера н/к (у), р. Чусовая н/к (у) хронометрист
4 Кирик Ольга Александровна 1987 р. Сылва н/к (у), р. Вишера н/к (у), р. Вижай н/к (у), р. Ай н/к (у), р. Серга н/к(у) ответственный за аптечку
5 Посохина Дарья Вадимовна 1997 р. Вижай н/к (у), р. Вишера н/к (у) матрос
6 Трошев Станислав Владимирович 1991 р. Вижай н/к (у) матрос
7 Романова Инна Ивановна 1972 3ВУ (Карелия), 3ПВУ (Сев. Урал), 1ВР (Юж. Урал), ПВД с элементами 5-ки (р. Чуя-Катунь, п. Ревун р. Исеть (апрель, сентябрь), п. Черная Речка р. Лемеза) Капитан К-2
8 Романова Алёна Николаевна 2003 ПВД (Сред. и Южн. Урал): май 3-4 дня (Вижай, Ай, Тура, Вижай), летом 3-10 дней (Чусовая, Усьва, Вишера, Белая, Койва, Барда, Сылва, Берёзовая) фотограф
9 Фролов Александр Олегович 1986 ПВД (Средн. Урал): р. Койва н/к (у), р. Чусовая н/к (у), р. Усьва н/к (у), обучение ТВТ матрос
10 Малютин Николай Константинович 1997 р. Койва н/к (у), р. Чусовая н/к (у), р. Усьва н/ к(р), р. Вишера н/к (у) Завхоз, капитан К-6
11 Никифоров Евгений Александрович 1995 ПВД (Пермский край) матрос
12 Зуйкина Анастасия Петровна 2000 р. Вишера н/к (у), р. Чусовая н/к (у), р.Ай (у) матрос
13 Тукаев Денис Ильдарович 2002 ПВД (Пермский край) ремонтник
14 Деменев Николай Павлович 1959 5 В-У (Алтай) фотограф
15 Набиулина Марина Рашидовна 1992 р. Вильва н/к (у), р. Чусовая н/к (у) матрос
16 Тиунов Алексей Сергеевич 1986 р. Усьва н/к (у) матрос
17 Чигвинцева Анастасия Сергеевна 1998 р. Вижай н/к (у), р. Косью н/к (у), р. Усьва н/к (у), р. Вишера н/к (у) матрос

 

ПЛАН ПОХОДА.

№ дня Дата Километраж Пункты маршрута
0 05.05.2023 300 (авто) В 19:00 получение снаряжения в прокате "Драйв", посадка в заказной автобус, отправление из г. Пермь в пос. Нововильвенский
1 06.05.2023 25 (вода) Прибытие поздно ночью в пос. Нововильвенский, установка лагеря, ночлег. Утром стапель, сплав по р. Вильва до ур. Коростелёвка
2 07.05.2023 40 (вода) Сплав до дер. Вильва. Прохождение порогов Нырок-1, Нырок-2 и Косая Плита
3 08.05.2023 40 (вода) Сплав до ур. Вильвинское Лесничество
4 09.05.2023 15 (вода)+150 (авто) Сплав до конечной точки маршрута – мост на а/д 57К-0001, прохождение порога Дюкер. Антистапель, отправление заказным втобусом в г. Пермь. Сдача снаряжения в прокат.
  Итого: 450 (авто) + 120 (вода)  

 

ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.

Традиционный майский сплав было решено совместить с первым руководством похода. При выборе рассматривались только уральские реки, так как время на заброску было ограничено. Реки вроде Чусовой, Вишеры и Сылвы отпали сразу, так как даже весной они не имеют каких-либо препятствий и подходят только для "матрасных" сплавов. А очень хотелось применить на практике знания, полученные из курса прошедшей накануне Школы водного туризма. Однако же, не хотелось применять полученные на обучении технике водного туризма на пороге Ревун навыки оверкиля. У большинства участников группы не было опыта сплавов по категорийным рекам, в основном в "послужных списках" фигурировали лишь летние сплавы по упомянутым выше Чусовой, Вишере и т.д. По этой причине отсеялись более сложные реки, вроде Лемезы, Инзера и Березяка. К тому же, на таких реках необходимы неопреновые костюмы, которых у большинства участников также не было.

Золотой серединой становились реки северо-востока Пермского края Вильва и её приток Вижай.

Так как руководитель и часть группы на Вижай ходили годом ранее, было решено сплавляться именно по Вильве.

Отчётов о походах по данной реке в интернете найти как таковых не удалось, скорее это были просто описания (вот пример одного из них: http://tourclub-perm.ru/otchety_po_pokhodam/reka_vilva_opisanie/ ). Из информации оттуда стало понятно, что река отлично подходит для водной "единички". Достаточная длина маршрута – 120 км, и несколько препятствий 1-2 категории сложности, представляющие собой шиверы и косые валы. По берегам реки смотреть особо нечего, они представляют собой залесённые склоны разной степени крутости. При желании можно сделать радиальный выход на Мясной камень или на Басеги, но в обоих случаях идти придётся 6-8 км в одну сторону и для этого необходим дополнительный день.

 

ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА.

Больше всего волновал вопрос заброски в посёлок Нововильвенский. Расстояние от Перми до него составляет 300 км, и асфальт заканчивается в посёлке Промысла – за 50 км до цели. Когда-то в Нововильвенский ходил мотовоз по узкоколейной железной дороге, а также автобус, однако те времена давно прошли, и сейчас осталась лишь разбитая грунтовая дорога, которая за 10 км до посёлка превращается в ещё более разбитую бетонку, уложенную ещё в советские времена. Встал вопрос – искать заброску на транспорте повышенной проходимости из Тёплой горы или же пытаться добраться до Нововильвенского на микроавтобусе? Найти контакты какой-нибудь вахтовки мне не удалось, а заброска на двух "буханках" стоила бы весьма и весьма недёшево. Бюджет сплава увеличивать не хотелось, и поэтому был выбран следующий вариант: едем на микроавтобусе, а если же на дороге будет препятствие, которое водитель откажется преодолевать, то действуем по плану Бэ: разворачиваемся, возвращаемся в пос. Медведка и едем оттуда в пос.

Средняя Усьва, откуда по Усьве сплавляемся до посёлка Безгодово. Маршрут по Усьве был также тщательно изучен и обозначен в маршрутной книжке как резервный. Дорога до Средней Усьвы хоть и грунтовая, но, судя по отзывам, в значительно лучшем состоянии, чем до Нововильвенского.

Длина сплава составила бы около 100 км, Усьва в верховьях имеет препятствия, такие как Сухие пороги и Усьвинские пороги с шиверами, так что маршрут бы получился похожим.

При заброске на Вильву есть вариант, как облегчить задачу водителю. Не доезжая 17 км до Нововильвенского, т.е. до того момента, как дорога окончательно портится, она пересекает по мосту р. Хмели (или, в другом варианте, Хмелёвка) – приток Вильвы, который впадает в неё через 4 км. Таким образом, автомобильная часть маршрута сокращается на 17 км, а водная увеличивается на 18 км. В одном из найденных в интернете описаний маршрута группа, шедшая по Вильве, начинала сплав именно оттуда. Однако наш завхоз Вера, которой довелось выбираться на Вильву по этой речке, отговорила меня от этой затеи. Дело в том, что Хмелёвка – узкая лесная речка, притом имеющая довольно быстрое течение, а по ходу движения там встречается много завалов. Поэтому вести туда ребят без должного опыта, без неопреновых костюмов, на широких и тяжёлых катамаранах – идея крайне сомнительная. Но возможно, к ней стоит вернуться в будущем на байдарке, пакрафте или же катамаране-двойке.

Выброска с маршрута организовывается намного проще. Через 120 км после Нововильвенского

Вильву пересекает автомобильный мост автодороги 57К-0001, идущей от г. Чусовой на север через г. Губаха и г. Кизел до г. Березники. Сразу за этим мостом на правом берегу и перед мостом на левом находятся удобные площадки, где можно организовать антистапель и куда может подъехать автобус. Расстояние оттуда до Перми составляет 150 км.

Если забрасываться на общественном транспорте, нужно ехать на электричке или автобусе до посёлка Тёплая Гора, но оттуда всё равно придётся нанимать машину – до Нововильвенского никакой общественный транспорт не ходит. Выброску можно осуществить, не доходя 13 км до упомянутого выше моста – в 1,5 км ниже по течению от урочища Вильвинское Лесничество, где река поворачивает на юг, на запад уходит тропа в посёлок Энтузиастов. От реки до автобусной остановки "Посёлок Энтузиастов" расстояние составляет 2 км, с этой остановки с интервалом 1-2 часа до автостанции г. Гремячинск ходит автобус №5 (информация взята с Яндекс Карт, актуальна на лето 2023 года), с автостанции в Пермь ходит автобус №794. Также есть вариант продолжить сплав до г. Чусовой, это увеличит расстояние сплава на 30 км.

При альтернативном маршруте по Усьве, выбрасываться с маршрута из пос. Безгодово можно только на заказном транспорте, общественный туда не ходит. Можно продлить маршрут до посёлка Усьва и уехать оттуда в Пермь на электричке (с пересадкой в Чусовом) или же на автобусе. Однако при таком варианте водная часть маршрута удлиняется на 60 км, а это плюс два ходовых дня.

Забрасывал и выбрасывал нас с маршрута водитель Владислав на своём 18-местном Ford Transit (тел. +79024722384). За это ему отдельное спасибо, так как другие водители, зная состояние дороги до Нововильвенского, либо отказывались брать заказ, либо сильно задирали цену.

 

АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА.

На всём протяжении маршрута, кроме стартового посёлка, есть только один населённый пункт – посёлок Вильва, который находится на 60-м километре сплава, то есть ровно посередине. В этом посёлке есть таксофон, мобильная связь (возможно, не всех операторов, но Теле2/Ростелеком есть точно) и магазин, оттуда по грунтовой дороге в г. Горнозаводск ходит автобус №104 (судя по данным Яндекс Карт, ходит раз в неделю, по вторникам). В случае необходимости, оттуда можно связаться с водителем заказной машины, чтобы сняться с маршрута.

Ещё один аварийный выход расположен ближе к концу маршрута, на 107-ом км сплава, это тропа в упомянутый выше посёлок Энтузиастов, откуда на автобусе можно добраться до Гремячинска.

К реке в разных местах (в основном, в местах нахождения нежилых деревень) подходят дороги, ведущие к населённым пунктам. Они обозначены на карте, однако состояние их неизвестно и, скорее всего, по ним можно пройти только пешком, особенно в период весенней распутицы.

Например: от урочищ Коростелёвка и Щегровитый идут дороги в пос. Нововильвенский.

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

Поход совершён по основному маршруту. Группа была зарегистрирована в Главном управлении МЧС по Пермскому краю, идентификатор группы 34472390. Регистрация осуществлялась электронно, через портал mchs.gov.ru. При выходе на маршрут в день выхода необходимо поставить группу на учёт, позвонив по телефону 8 (342) 258-40-01, для снятия с учёта после завершения с маршрута звоним по этому же телефону.

Закупку продуктов не стали делить на всех, а совершили централизованно с завхозом, чтобы удобнее было доставить к автобусу – я погрузил всё в свою машину и сразу же распределил по гермобочкам.

Для ориентирования на маршруте использовался смартфон с оффлайн-картами приложения Maps.Me. Также имелись бумажные карты масштаба 1:50000, распечатанные с сайта yandex.ru/maps. Для переговоров между катамаранами у капитанов трех из четырёх катамаранов были рации "Baofeng". По реке шли в таком порядке, чтобы рация обязательно была у ведущего и у замыкающего. Надо сказать, что рации нам очень пригодились. Связь между суднами иметь необходимо – предупредить товарищей о препятствии или о непредвиденной остановке, подсказать, с какой стороны лучше обойти остров, так как во время маршрута группа неизбежно растягивается и в поле зрения держать свою группу не всегда возможно.

Дорога, как и ожидалось, оказалась "не сахар". Из города мы выехали чуть позже намеченного времени, в 20:00, а до стапеля добрались только к 4:00. Но был в этом и плюс – когда ставили палатки, было уже светло.

Погода была, в целом, хорошая. Первый и четвёртый день нас обильно согревало солнышко, температура доходила до +20℃. Второй же и третий день было холоднее, днём до +10℃, ночью заморозки до -5℃. Но радует тот факт, что не было обильных осадков, если не считать пары слабых зарядов снега во второй день. Дорога до места старта была полностью свободна от снега, его остатки лежали лишь в лесу на обочинах. Воды в реке было, судя по отзывам тех, кто ранее по ней ходил, меньше среднего, во многом из-за холодной погоды, приостановившей таяние снега, которым питаются притоки. Однако, препятствия сохранили свою сложность и изрядно подмочили некоторых участников. Говоря о погоде, стоит упомянуть сильный встречный ветер в некоторых местах. Особенно его влияние становится заметным ближе к концу маршрута, когда река становится шире, скорость течения падает, а берега становятся выше и приобретают характер голых обрывов – в такой "аэродинамической трубе" приходится активно грести, чтобы сохранять оптимальную скорость передвижения. Стоит быть внимательнее с многочисленными островами – при выборе, с какой стороны обходить остров, нужно отслеживать направление основного потока, чтобы не попасть в завал или на мель. Также на маршруте встречались "расчёски" - нависающие над рекой поваленные деревья, но ширина реки всегда позволяла их обходить. Растительность по берегам типичная для средней тайги. Первые два дня преобладали хвойные деревья с переувлажненными в этот период года прирусловыми валами, в последующие дни – смешанные леса с пойменные лугами по берегам.

Окончательный состав команды сформировался за день до отъезда, когда из-за болезни внезапно выбыл из наших рядов Афанасьев Коля и вместо него с нами поехал Саша Фролов. Группа получилась сборная, и многие участники друг друга не знали. Однако, психологический климат в группе был хороший. Ребята, даже те, кто на весеннем сплаве оказался впервые, не стонали, не филонили при гребле, сообща делали работу по лагерю и не злоупотребляли алкоголем.

В целом, маршрут этот я считаю отлично подходящим для тех, кто хочет открыть для себя весенние сплавы, имея опыт лишь летних некатегорийных. Но знание основ техники водного туризма, умение правильно грести и проходить несложные водные препятствия – однозначный плюс для участника и обязательно для капитана.

СПИСОК ОБЩЕСТВЕННОГО СНАРЯЖЕНИЯ.

Наименование Количество Где брали
Катамаран 2м 1 Личное
Катамаран 4м 2 Прокат
Катамаран 6м 1 Прокат
Палуба-гермобаул 2 Прокат
Палуба фанерная 2 Прокат
Вёсла 14 Прокат
Жилеты страховочные 17 Прокат+личное
Гермобочка (для продуктов) 2 Личное
Мотопила+бензин с маслом+масло для цепи+рем.набор 1 Личное
Пила ручная 1 Личное
Котёл 4л 1 Личное
Котёл 10л 1 Личное
Котёл 15л 1 Личное
Стол раскладной 1 Личное
Костровое 1 Личное
Тент 1 Личное
Бутыль для воды 19л 3 Личное
Топор 1 Личное
Лопата сапёрная 1 Личное
Горелка газовая для розжига 1 Личное
Половник 2 Личное
Нож кухонный 2 Личное
Миска для салата пластик 2 Личное
Доска разделочная 2 Личное
Веревка (спас-конец) (15 м) + карабин 3 Личное
Верёвка хозяйственная от 6 мм отрезки от 5 м не менее 50 м Личное
Пакеты д/мусора 30-50л, рулон 1 Личное
Аптечка (общая) 1 Личное
Скотч простой, скотч армированный 1 Личное
Термос 1 л 6 Личное
Рация 3 Личное
Палатки 7 Личное

Три катамарана и часть снаряжения брали в прокате "Драйв" (г. Пермь, ул. 9 мая, 21, тел. +7 (342) 227-84-35), катамаран-двойку взяла одна из участниц Инна Романова. Катамараны производства фирмы "Аква-спорт", один двухместный, один шестиместный с палубой-гермобаулом и два четырёхместных, один также с гермопалубой, а второй с фанерной, так как на него нужно было усадить пятерых. На каждом катамаране – ремнабор и насос для подкачки.

СПИСОК ЛИЧНОГО СНАРЯЖЕНИЯ, РЕКОМЕНДОВАННОГО КАЖДОМУ УЧАСТНИКУ.

Рюкзак или гермомешок
Верёвка >2 м или стяжка (привязать рюкзак к судну)
Жилет страховочный
Коврик
Спальник
Перчатки рабочие 2пары (лучше тёплые)
Поджопник-хоба
Налобный фонарик (+ запасные батарейки)
Сапоги (лучше болотники) или бахилы ОЗК
Ботинки (для стоянок)
Сланцы (по желанию)
Дождевик
Кофта тёплая
Куртка утеплённая
Штаны тёплые
Штаны спортивные
Шапка спортивная
Футболки (кол-во по желанию)
Термобельё
Носки тёплые и обычные >3 пары
Нижнее бельё
Кружка, ложка, миска, нож
Аптечка личная
Бумага туалетная, салфетки влажные
Мыло
Полотенце
Репеллент от клещей
Бутылка для воды
Щётка зубная, паста
Гермоупаковка для документов
Очки с/защ., крем от загара.
Спички в гермоупаковке или зажигалка

На ногах у всех были либо сапоги, либо "болотники", либо непромокаемые бахилы. Всем участникам перед походом было дано указание взять непромокаемую одежду для защиты от брызг на порогах, однако, некоторые такой одеждой пренебрегли. Когда начались "водные процедуры", им пришлось выкручиваться по-всякому – например, ребята надевали на себя большие мусорные пакеты.

    

Готовили на костре, дрова заготавливали бензопилой. В какой-то момент оказалось, что забыли масло для цепи, но, когда дошли до деревни Вильва, попросили немного масла у стоявшей рядом группы туристов.

СОСТАВ РЕМОНТНОГО НАБОРА.

Ремнабор, который выдавался в прокате в комплекте с каждым катамараном:

Шило
Набор иголок
Нитки
Нить капроновая
Клей резиновый
Бумага наждачная
Резина для заплат
Ножницы
Клапан запасной
Гайки запасные (для рамы)

РЕМНАБОР ДЛЯ БЕНЗОПИЛЫ:

Ключ на 13
Ключ на 19
Отвёртка шлицевая
Отвёртка крестообразная

 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ НА МАРШРУТЕ.

Препятствие К.с. Длина Характеристика Путь прохождения
Порог "Нырок-1" 2 100 м С правого берега реку перегораживает пульсирующий пенистый вал. Ширина до 10 м, у левого берега валы до 1 м По основной струе, обходя большие валы
Порог "Нырок-2" 2 50 м Реку наискосок перегораживают каменные плиты, высота валов до 1 м По основной струе, обходя большие валы
Порог "Косая плита" 1 20 м Лежащая у берега каменная плита создаёт вал высотой около 0,5 м По основной струе
Порог "Дюкер" 1 50 м В месте прохождения под рекой газопровода хаотично разбросанные по дну камни образуют шиверу с валами высотой до 0,5 м, около берегов торчит металлическая сетка. Справа по течению в 50 м после порога – мель. По основной струе, подальше от берегов

 

ПРОДУКТОВАЯ РАСКЛАДКА.

Еду в поход не сушили. Мясо – свиная и говяжья тушёнка и консервированная рыба, овощи брали свежие, хлеб тоже. В день три приёма пищи – завтрак, обед и ужин, плюс кармашка, состоящая из орехов, сухофруктов и конфеток. Обед делали в формате перекуса – бутерброды и чай в термосах, это позволяло сэкономить время на разведении костра и готовке. В день на человека приходилось 1100-1200 г продуктов. Воду брали из родников и ручьёв по берегам реки. Готовили еду дежурные, которые просыпались за час до общего подъёма. Дежурили по трое.

 

СМЕТА ПОХОДА.

Пункт Стоимость на 1 чел Сумма
Трансфер Пермь - Нововильвенский и мост ч/з Вильву - Пермь, а/м Ford Transit 18 мест 1924 32700
Прокат снаряжения – катамараны К6 1 шт., К4 2 шт., гермопалуба 2 шт., палуба жёсткая 1 шт., спасжилеты 11 шт. 666 11330
Продукты 1310 22278
Бензин для пилы 6 100
Итого: 3906 66408

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ..

5 мая 2023 г. День 0.
Город Пермь – посёлок Промысла.
Расстояние: 240 км (авто)
Погода: вечер: +20℃, переменная облачность; ночь: +16℃, переменная облачность.

В 19:00 сбор у проката "Драйв". Получаем снаряжение, грузим его в прицеп микроавтобуса. В 20:00 отправляемся в путь. Водитель едет неторопливо. В 22:00 добираемся до кафе "Ермак" рядом с г. Чусовой, ужинаем. К полуночи добираемся до Промыслов.

Дорога в посёлок Нововильвенский.
Дорога в посёлок Нововильвенский.
Остановка в посёлке Медведка.
Остановка в посёлке Медведка.

 

6 мая 2023 г. День 1.
Посёлок Промысла – посёлок Нововильвенский – ур. Коростелёвка.
Расстояние: 54 км (авто) + 28 км (сплав)
Погода: утро: +12℃, переменная облачность; день: +20℃, переменная облачность; вечер: +17℃, переменная облачность; ночь: +9℃, облачно.
Чистое ходовое время: 3 ч. 15 мин.

После Промыслов асфальт кончился. До деревни Медведка идёт 23 км вполне сносной грунтовки, дальше дорога ухудшается. Машина едет со скоростью не более 10 км/ч. За 11 км до Нововильвенского дорога становится вымощенной бетонными плитами, уложенными ещё в советское время, многие из них разрушились, из них торчит арматура. Наш Ford Transit успешно нас довёз и даже ничего не поломал, но водитель попросил с меня дополнительно 500 рублей за плохую дорогу. Я возражать не стал. По дороге видели много зайцев.

Доехали в 4:00, уже светало. Встали, не доезжая до посёлка, справа от дороги, на берегу притока Вильвы р. Северная Рассоха. Поставили лагерь и в 4:30 легли спать. Подъём в 10:00, начали готовить еду и собирать катамараны. Сплавщики в Нововильвенский на чём только не добираются... На наших глазах группа туристов выгружалась вместе со своим скарбом из кузова самосвала.

Сборка катамаранов.
Сборка катамаранов.

Вот катамараны собраны и навьючены, лагерь собран. Провожу инструктаж по поведению на воде и технике безопасности, всё готово к старту. В 15:00 встаём на воды Северной Рассохи, которая сразу же впадает в Вильву. Почти сразу же после старта на нашем пути встречается низко нависающий над рекой мост – расстояния до него хватило впритык, чтобы пройти. По более высокой воде это место, вероятно, необходимо обносить.

Скорость течения (по показаниям GPS навигатора в телефоне) около 8 км/ч. В 17:00 встаём на обед, обмениваемся первыми впечатлениями. В 18:00 двинулись дальше. В 18:30 доходим до урочища Коростелёвка – здесь по плану у нас должен быть ночлег, однако, так как идём с опережением графика, идём дальше. Ходом проходим порог Нырок-1. Сложно назвать конкретное место, где он находится – тот самый вал, которым он обозначен в описании, теряется среди других метровых валов длинной шиверы. Пройдя порог, в 19:15 встаём на стоянку. Поляна оказалась не самая удачная, было много луж, но, так как все уже были уставшими после бессонной ночи, было принято решение дальше не искать, а останавливаться здесь.

Когда пришло время пилить дрова, с ужасом обнаруживаю, что забыл взять масло для цепи. Благо, в бензопиле ещё есть.

Поужинали, в 1:00 легли спать.

Мост, низко нависающий над рекой.
Мост, низко нависающий над рекой.

 

7 мая 2023 г. День 2.
Ур. Коростелёвка – посёлок Вильва.
Расстояние: 40 км (сплав)
Погода: утро +5℃, слабый дождь; день +5℃, облачно; вечер: +7℃, облачно, слабый снег; ночь: 0℃, облачно.
Чистое ходовое время: 5 ч. 00 мин.

Подъём в 9:00, в 12:00 встали на воду. За ночь заметно похолодало, утром прошёл небольшой дождь. Прошлым днём многих, особенно тех, кто сидел на носу, хорошенько подмочило, и в этот день все уже серьёзно продумывали защиту от воды из подручных средств – в основном, в ход шли большие пакеты для мусора. Сразу же после выхода ходом прошли порог "Нырок-2" - вал, отражающийся от каменной плиты, высотой около метра, подбрасывает нос катамарана и сидящие на носу снова принимают холодный душ. Каких-либо затруднений он у наших судов не вызвал, благо все были защищены от брызг. Примерно так же выглядел порог "Косая плита", расположенный в 3-х километрах ниже по течению, но вал был меньше, около 70 см, и река в этом месте позволяла его, при желании, обойти. Через полтора часа после старта делаем 10-минутный перерыв – размяться и согреться, так как из-за похолодания у многих стали подмерзать ноги от долгого нахождения в одной и той же позе.

Экипаж катамарана К-2 у моста в посёлке Вильва.
Экипаж катамарана К-2 у моста в посёлке Вильва.
Иней от ночных заморозков.
Иней от ночных заморозков.

В 15:00 встаём на обед, в 16:00 выходим. В 17:10 доходим до посёлка Вильва. Прогулялись по посёлку, дошли до магазина. Вернувшись к катамаранам, попросил туристов, которые остановились рядом, поделиться маслом для цепи, мне не отказали.

В 18:00 продолжаем путь. Чувствуется, что встречный ветер стал сильнее. В 19:00 встаём на стоянку. Место оказалось значительно лучше по расположению, чем то, где мы ночевали днём ранее – поляна находилась на более высоком берегу, и было сухо. Единственная проблема была с дровами – лес был преимущественно лиственный, и чтобы найти хорошую хвойную сушину пришлось уйти от лагеря довольно далеко. Вечером пошёл слабый снег, холодало.

Лагерь.
Лагерь.

 

8 мая 2023 г. День 3.
Посёлок Вильва – ур. Вильвинское Лесничество.
Расстояние: 42 км (сплав)
Погода: утро -2℃, облачно; день 0℃, облачно; вечер +5℃, облачно; ночь -3℃, облачно.
Чистое ходовое время: 6 ч. 00 мин.

Подъём, как обычно, в 9, выход в 12. Ночью были заморозки, и это видно по инею на катамаранах.

Река стала заметно спокойнее и шире, скорость течения упала. Берега стали выше и круче, а встречный ветер не стихал. Из-за всех этих факторов приходилось сильнее грести, чтобы сохранять запланированный темп. Несмотря на это, ноги у ребят всё равно мёрзнут от сидения в одной позе, поэтому делаем 10-минутные остановки каждые 1,5 часа гребли. В 15:00 обедаем, в 16:00 продолжаем движение. Поляну для ночлега наши в 19:20. Поставили лагерь, я начал пилить дрова... И опять с пилой проблема – слетела цепь, а ключ на 13, который нужен для починки, в ремнаборе оказался только рожковый, которому гайка, фиксирующая шину, не поддавалась. Так что дрова пилили по старинке, ручной пилой.

Отбой в 0:30.

Скальные выходы по берегам Вильвы.
Скальные выходы по берегам Вильвы.
Катамаран К4-1.
Катамаран К4-1.

 

9 мая 2023 г. День 4.
Ур. Вильвинское Лесничество - мост через р. Вильва на трассе 57К-0001 – г. Пермь.
Расстояние: 10 км (сплав) + 150 км (авто)
Погода: утро -4℃, ясно; день: +6℃, ясно; вечер: +11℃, ясно; ночь: +3℃, ясно.
Чистое ходовое время: 2 ч. 00 мин.

Подъём в 9:00. В этот день ускорили сборы и в 11:00 были уже на воде. Ночь была холодная, но небо прояснилось, и утром стало значительно теплее. В 12:00 подошли к порогу "Дюкер" - закопанная в русло реки труба газопровода. Останавливаемся перед препятствием, чтобы отметиться у поста МЧС, дежурящего там, и осмотреть его. Все эти дни из-за холодов, замедливших таяние снегов, вода в реке убывала, и ничего сложного дюкер из себя не представлял – просто небольшая шивера с валами менее 50 см. Опасность представляли лишь арматура и обрывки металлической сетки, торчавшие по берегам, поэтому шли строго по центру реки.

Утро крайнего дня. Погода сильно улучшилась.
Утро крайнего дня. Погода сильно улучшилась.
Скалы по берегам реки.
Скалы по берегам реки.
Отпечатки кораллов на камнях около порога "Дюкер".
Отпечатки кораллов на камнях около порога "Дюкер".

После дюкера река вновь замедляет течение. До моста дошли в 13:20, после него справа по течению реки встали и организовали антистапель. Пока разбираем катамараны, дежурные готовят обед. Через два часа приехал наш водитель, грузимся в автобус, и после фото всей группой на память отправляемся в Пермь.

Приключения, однако, на этом не закончились. В 17:30 вынужденная остановка около деревни Шалашная – у водителя закончилось топливо. Примерно полчаса потеряли, пока рядом не остановилась фура, поделившаяся с нами соляркой. В 19:30 прибываем в прокат и успешно сдаём снаряжение.

Порог "Дюкер". Под рекой - газопровод.
Порог "Дюкер". Под рекой - газопровод.
Фото перед отправлением в Пермь.
Фото перед отправлением в Пермь.

 

ВИДЕО.

youtu.be/ZDbIOa37p88

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы связаться с нами, нажмите здесь.
Сайт ПНИПУ

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика