| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЦИЯ ТУРИЗМА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
|
г. Пермь
2005
Руководитель: Деменев Николай Павлович
Маршрутная книжка N __/2005
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
---|---|---|---|---|---|
Общая | Ходовых дней | ||||
Лыжный | Вторая | 115 | 10 | 9 | 04.11.2005 - 13.11.2005 |
Район: Северный Урал.
Нитка маршрута: Станция Яйва — река Кадь – река Косьва – в. Острый Тур (1А, 923 м, восх.) - в. Чердынский Камень (н.к., 939 м, восх.) – река Тыпыл – к. Щучий (н.к., 828 м, восх.) – река Крутобереговая - пер. Тылайский Провал (1Б, 1300 м) – река Катышер – город Карпинск
Количество участников: 6 человек
Руководитель: Деменев Н.П., 614111, г. Пермь, ул. Яблочкова 31-49. Раб. телефон (342) 244-70-37, дом. телефон (342) 269-13-45, сот. телефон 8-902-47-94766 e-mail: cooler@perm.ru, Dnp@intech.perm.ru
Отчет хранится в Пермской Областной Маршрутно-Квалификационной Комиссии. В сети Интернет на сайте: www.meridian.perm.ru
Поход рассмотрен Пермской Областной МКК (159-00565630500) и ЦМКК.
План маршрута.
Дата | Ход. день | Пункты маршрута | Расстояние, км |
---|---|---|---|
04.11.2005 | Выезд на поезде Пермь - Соликамск (22.56 местн. вр.) | ||
05.11.2005 | 1 | Прибытие на станцию Яйва (06.20). Переезд на а.м. "УАЗ" до реки Кадь. Переход до реки Косьва. | 8 |
06.11.2005 | 2 | Урочище "Верхняя Косьва" - подход под вершину Острый Тур. | 17 |
07.11.2005 | 3 | Вершина Острый Тур (1А, 923 м, восхождение) - подход под Чердынский Камень. | 12 |
08.11.2005 | 4 | Гора Чердынский Камень (н.к., 939 м, восхождение) - река Тыпыл. | 16 |
09.11.2005 | 5 | Река Тыпыл - подход под Щучий Камень. | 22 |
10.11.2005 | 6 | Гора Щучий Камень (н.к., 828 м, восхождение) - река Крутобереговая. | 16 |
11.11.2005 | 7 | Река Крутобереговая - перевал Тылайский (1Б) - река Катышерка. | 19 |
12.11.2005 | 8 | Река Катышерка - дорога на Кытлым-Карпинск - город Серов. | 8 |
13.11.2005 | Город Серов - город Пермь. | ||
Итого | 118 |
Список группы.
№ п/п | Ф. И.О. | Год рожд. | Адрес, телефон | Туристический опыт | Обязанности |
---|---|---|---|---|---|
1 | Деменев Николай Павлович | 1958 | г. Пермь, ул.Яблочкова, 31-49, д.т. (342)2691345, р.т. (342)2447023, E-mail: Dnp@intech.perm.ru |
2*5 Л-Р Баргузинский хр., Приполярный Урал 2*4 Л-Р Пр.Урал 3*5 Г-Р, Памиро-Алай, Ц.Тянь-Шань (3А рук.) 6 Г-Зам., Памир, (3Б уч.) 2*5 П-Р Камчатка, Кодар. |
Руководитель |
2 | Мехоношина Галина Валерьевна | 1964 | г. Пермь, ул. Куйбышева, 97А-42 | 5 П-У Кодар 5 Г-У Ц.Тянь-Шань (3А уч.) 5 Л-У Приполярный Урал. |
Ответственный за питание |
3 | Назина Айгуль Салимовна | 1980 | Пермская обл., с. Барда | 2 Г-У Центр. Кавказ (1Б уч.) 1 П-В-У Сев. Урал. |
Участник |
4 | Ашихмин Евгений Витальевич | 1980 | Пермская обл., г. Березники | 3 Г-У Центр. Кавказ (2А уч.) | Участник |
5 | Куксенок Наталия Дмитриевна | 1980 | Пермь, ул.Студенческая 24-9 | 2 Г-У Алтай (2А уч.) | Участник |
6 | Куракина Наталья Сергеевна | 1980 | Пермь, ул.Подлесная 9-33 | 2 П-У, Западный Саян | Участник |
Общая смысловая идея похода (путешествия).
В ноябре 2005 года мы задались целью пройти в незнакомых и редко посещаемых местах. Совершить несколько восхождений на Уральские вершины и пройти один из непростых перевалов в районе Конжаковского Камня. При разработке маршрута нам понравилась идея с заходом из Европы (от реки Кадь) в Азию к Конжаку. Было запланировано дальнейшее изучение Северного Урала. Возможности категорийных восхождений и перевалов. Мы имели информацию по Острому туру и Чердынскому Камню. На Щучий Камень и Тылайское Седло ранее никто из наших знакомых не ходил.
Итоги, выводы, рекомендации.
Поход прошел очень интересно. Совершили три восхождения - Острый тур (1А), Чердынский Камень (н.к.) и Щучий Камень (н.к.). По погодным условиям мы не взошли на Конжаковский и Тылайский Камни. Зато прошли очень интересный перевал Тылайское Седло (1Б), причем в непогодь. Лыжи нам потребовались всего два дня, остальное пришлось пройти пешком. В Азии совсем не было снега. Из-за чрезвычайно теплой осени, все переправы пришлось совершать вброд, льда на реках не наблюдалось. Особенно непростая переправа через Тылай, ширина до 100 метров, глубина на перекате до 1,2 м.
Сроки проведения похода.
В последние годы наблюдается резкое потепление климата и любимые "ноябрьские" лыжные походы начинают превращаться в пеше-лыжные. Хотя бывает холодно, до –15ºС. Правда на Восточном Саяне и в некоторых других районах зимой лыжи тоже часто "ездят" на туристах. Но в ноябрьские праздники бывает несколько свободных дней и есть возможность совершить походы 1-2 категории сложности.
Подъезды, отъезды.
Из Перми на поезде нужно доехать до станции Яйва. От Яйвы мы предварительно договорились с березниковцами об автомашинах "УАЗ-буханка". Сели в нее в 7 часов утра и через Скопкортную за 5 часов доехали до реки Кадь. Оттуда по заброшенной лесной дороге ушли на Косьву. Рано утром 12 ноября мы вышли на дорогу Кытлым – Карпинск, в надежде на 9-часовой автобус. Но нам повезло, шла вахтовка "кунг" и мы за два часа доехали до Карпинска. Пока на остановке решали как ехать дальше, подъехала "Газель" и предложили довести до Серова за 700 руб. Мы чуть-чуть опоздали на электичку "Карпинск - Серов", она отправляется в 11 часов местного времени. В Серов приехали за 15 минут до поезда из "Приобья". Так-как "Серов - Москва" в этот (четный) день не шел, решили ехать через Екатеринбург. В Пермь приехали 13 ноября в 7 часов местного.
Общая часть.
5 ноября
Станция Яйва - река Кадь - река Косьва.
В 6.20 (местного времени) приехали на станцию Яйва. Подождали 30 минут машину, погрузились и в 7.15 выехали. Дорога хорошая, проехали через Скопкортную, Чикман, и не доезжая реки Кадь вышли . Далее, на Кадь, идет хороший зимник, а нам на восток, по заброшенной лесовозной дороге. Вышли в 12.15. Прошли одну ходку (45 минут) пешком и встали на обед. Глубина снега около 15 см. Температура -5ºC. Пасмурно. Прошли вдоль дороги после обеда две ходки и начался заметный спуск к реке Косьва. На дороге ледок, скользко. Затем за одну ходку вышли к ручью Курейная. Переправились и за одну ходку дошли до заброшенного поселка Верхняя Косьва. Много заброшенных домов, разруха, грязь. Живет один житель. Ушли на северную границу поселка. Есть жилой дом рыбаков и охотников, но он занят. Поставили палатки, дрова – разрушенные дома.
У костра долго пели песни.
6 ноября
Река Косьва - подход под Острый Тур
Подъём дежурных в 6.00. В 7.00 – общий. Вышли в 8.45. Пасмурно, -5ºС. Пошли по лесовозной дороге на северо-восток, вдоль Косьвы. На дороге снега нет. За один переход дошли до мостика через ручей Березайка. После отдыха пошли по дороге на северо-запад вдоль ручья. Через 15 минут вышли к развилке дорог. Стоит разрушенный вагончик-столовая. На север, вдоль просеки уходит заросшая дорога. Начали плавный подъём по ней. За два перехода вышли на выруба, где дорога теряется. Глубина снега до 20 см. Решили пообедать и приготовить лыжи. После 1,5 часового горячего обеда встали на лыжи и пошли общим направлением на северо-восток. Простая тропежка, но лес сильно захламлен. Петляем. Через переход в лесу стала преобладающей береза, встречаются заросшие выруба. Туман. Еще один переход на северо-восток и вылезли на южный гребень Острого Тура. На север уходит скальная гряда. Пошли вдоль неё с восточной стороны. Встречаются длинные языки курумниковых рек, едва прикрытые снегом. Камни крупные. Без лыж плохо и на лыжах не очень. Решили немного потерять высоты, спустившись к основанию хребта. При очередном пересечении руководитель сломал "Бескид" под грузовой площадкой. И еще два перехода шел пешком. Встали лагерем под вершиной Острый Тур, на одном из ручьев. Туман, снег.
7 ноября
Гора Острый Тур (1А, 923 м, восхождение) - подход под Чердынский Камень
Подъём дежурных в 6.00. В 7.00 – общий. Вышли в 8.00 на восхождение. Пасмурно, -8ºС. Пошли по азимуту на северо-запад без лыж. Глубина снега 20-25 см. За два перехода по 30 минут начали подъём вверх. Еще переход по березняку и пошел предвершинный взлет. Крутизна до 45º, встречаются отвесные участки. Очень крупные камни, глубина снега возросла до 40 см. Подъём идет зигзагами по склону. За 60 минут пробили тропу и вылезли на предвершинное плато. Кругом много красивых останцов. На плато сильный ветер. Далее по плато на северо-восток 300 метров по фирну. Вершина представляет из себя длинный скальный гребень, высотой метров 15-20. Гребень очень узкий, длина метров 100. Сначала поднялись на северную вершинку, туман, очень сильный ветер. В тумане рассмотрели, что вроде бы южная часть повыше. Траверсом пробрались. На останце – тур. Записку не нашли, все забито плотным снегом. Холодно. Быстренько спустились на плато и уже здесь перекусили. За 35 минут добежали до лагеря. Горячий обед. После обеда пошли на север, огибая с востока останцы (на карте скала 12 м). Глухой заваленный лес, непромерзшая болотина, кругом текут ручьи. Глубина снега 20-25 см. За три перехода подошли под южную оконечность Чердынского Камня. И чтобы не ночевать в березах, поставили лагерь. Кругом еловый лес, но в болоте. Идет сильный сырой снег.
8 ноября
Гора Чердынский Камень (н.к, 939 м, восхождение) - река Тыпыл.
Подъём дежурных в 6.00. В 7.00 – общий. Вышли в 8.00 на восхождение. Пасмурно, -5ºС, снег, туман. Пошли на северо-запад, набирая высоту, вдоль южной гряды Чердынского Камня. За два перехода вышли из зоны леса. Впереди склон крутизной 25-30º, курумник, засыпанный снегом. Еще за ходку прошли криволесье, особено впечетляют снежные скульптуры из облепленных снегом деревьев. Наверху большое плато, в тумане не видно границ. Пошли на север, пока плато не пошло вниз, поорентировались по карте, и пошли на восток. Западный склон мы видели, дошли до края плато и на юге заметили возвышение. Небольшое 50*50 плато, выше основного. Тура нет или забит снегом. Побродили по плато и пошли обратно на юг. Наверху сильный ветер, видимость метров 50. Через 15 минут подсекли свою тропу и за 45 минут спустились в лагерь. После обеда начали спуск к Косьве на восток. Лес сильно завален, открытая болотина, глубина снега до 30 см. Через 40 минут вышли на заросшую дорогу, она идет общим направление на юго-запад. Кругом выруба, по дороге бежит речка. Через 40 минут дорога повернула практически на юг, и еще через ходку мы выскочили на хорошую дорогу Верхняя Косьва – Тыпыл. По дороге за 30 минут дошли до заброшенного посёлка Тыпыл. На карте написано лесоучасток. Много разрушенных домов. Есть один жилой, у устья Тыпыла. После осмотра домов пошли по дороге на брод через Тыпыл (12 минут). После просмотра брода загрустили: три русла по 30-40 метров, глубина до 1,2 метра. Надо выбирать путь, на отмелях брода видны следы автомашины. Руководитель одел болотники и пошел искать брод, много глубоких мест, надо лавировать, общее направление с отмели на отмель, вверх к разрушенному мосту. Только зашел в третью протоку, а двое следующих в первую, как с востока подъехал Камаз "Кунг". Попросил перевезти ребят. Перевезли и сказали "с больных денег не берем". Вышли по дороге на восток. Прошли метров 50 и увидели старую, заросшую дорогу на север, вдоль Тыпыла. Пошли по ней. Снега практически нет. Прошли ходку 40 минут и встали на ночлег. Место приметное, есть костровище и сиденья.
9 ноября
Река Тыпыл - хребет Щучий.
Подъём дежурных в 6.00. В 6.30 – общий. Вышли в 8.00 . Ясно, -5ºС. Пошли по заброшенной дороге на север, через 15 минут она повернула на восток, с юга к ней подошла еще одна дорога, через 30 минут снова пошла на север. Дороги как таковой нет, есть полузаросшее кустарником подобие тропы, много ручьев, болотин. Общее движение уступом на северо-восток. В 12.15 взяли по очередному отвороту на восток и пришли( 15 минут) на лесосеку. Сделали разведку и горячий обед. Затем снова на север, движение по просекам, на север, причем у компаса сильное склонение, отличается от истинного градусов на 15-20. После двух 45-ти минутных ходок увидели просеку на восток и она упиралась в южную часть хребта Щучьего. Мимо разобранной ГТС-ки и большой пустой бочки на полозьях подошли под подъём на хребет. Пошли вдоль хребта на север, по густейшему малиннику, причем даже головы из травы не торчали. То-то же раздолье медведям в августе. Снега совсем немного. После перехода начали забирать на восток, чтобы выйти на хребет. Сильно заросший лес. За два перехода вылезли на хребет, здесь он лесистый. Ёлки до 20 метров высотой, но сильно залеплены снегом. В 18.30 с чувством выполненного долга встали на ночлег.
10 ноября
Хребет Щучий (828 м, н.к., восхождение) - река Крутобереговая.
Подъём дежурных в 6.00. В 7.00 – общий. Вышли в 8.30. Пасмурно, -5ºС. Пошли по хребту на север, забирая чуть восточнее основного гребня. Лес, плохая видимость. Через 45 минут решили, что мы находимся уже почти на траверсе основной вершины. Бросили рюкзаки и пошли на восхождение. Движение на северо-запад. За 45 минут дошли до криволесья, так как глубина снега до 20 см, я сменился на тропежку. И хотя у ребят был компас, они ускакали вперед, взяли сильно влево и вместо севера пошли на юг. Когда я их догнал, они уже были на вершине 777.7 метров. А Щучий просматривался на север в 2 км. Пошли по лесистому гребню на север. За 30 минут взошли на Щучий. Много красивых останцов, на запад склон круче, до 30º. Тура нет. За час спустились до рюкзаков и пошли на восток по лесу. Лес сильно захламлен, навалы лесин по 2-3 ряда. Часто встречаются болота, истоки ручья Большого. За две ходки начали падать в долину Северного Тылая. На карте была нарисована дорога, в GPS тоже, так-вот дороги там нет. Есть заросшая просека. По ней пошли на восток, она нас вывела на дорогу. Она идет с юга, вдоль подножия Конжаковского Камня. По ней дошли до Крутобереговой. И вдоль правого берега начали подъём под Тылайское Седло. Лес сильно захламлен, на реке не проще. За 2,5 ходки вышли в каньон. Можно пройти по каньону, с облазом двух водопадов по 5-7 метров. Очень красиво. Ручей замерз чуть-чуть. Глубина снега 20-25 см. Видимость плохая, угадывается склон. Перед правым притоком на терассе – следы лагеря, дрова на склоне. Сходили на разведку до границы леса (45 минут).
11 ноября
Река Крутобереговая - перевал Тылайский Провал (1Б) - река Катышерка.
Подъём дежурных в 6.00. В 6.30 – общий. Вышли в 8.00. Пасмурно, -10ºС. Пошли по Крутобереговой до следующего, после правого притока, водопада. Затем по крутому склону (до 45º) вылезли из каньона на терассу. И с тропежкой до 30 см начали подъём на склон. Туман, сильный ветер, из снега торчит курум, крутизна 25-35º. Петляя по склону за три ходки по 45 минут вышли на седловину. Видимость метров 30, "сногсшибательный" ветер, буквально сдувает. На вершины решили не ходить, спустились на Катышерский склон, передохнули за скалой. И начали спуск к Катышерке. Гряды камней, снег слабый, фирна нет. Осторожно, за два перехода, дошли до криволесья. Видимость улучшилась, видны склоны, крутизна уменьшается от 40 до 20º. Вдоль распадка еще два перехода по простому лесу и у воды – горячий обед. Кругом много сухого кедра. После обеда пошли вдоль ручья, к правобережной Катышерской тропе. Глубина снега уменьшилась до 5 см. За ходку выскочили на тропу и быстро побежали по ней вниз. На многих деревьях – затесы. Еще две ходки и, не доходя до Кытлымской дороги километров 7-8, встали на ночлег. По тропе вниз средняя скорость движения 6 км/час.
12 ноября
Река Катышерка - дорога на Кытлым-Карпинск - город Карпинск.
Подъём дежурных в 5.30. В 6.00 – общий. Вышли в 7.00 . Пошли по тропе, торопимся к 9-часовому Кытлымскому автобусу. Выскочили на трассу в 8.30. Упаковали лыжи и около 9 часов остановили вахтовку "Кунг", за небольшие деньги нас увезли в Карпинск.
Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия | Кат. сл. | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна) | Примечание |
---|---|---|---|
Вершина Острый Тур | 1А | 923 м, скально-снежный склон до 50º | По восточному склону |
Вершина Чердынский Камень | н/к | 939 м, снежно–осыпной склон до 40º | По южному гребню |
Вершина Щучий Камень | н/к | 838 м, снежный склон до 30º | По южному гребню |
Перевал Тылайское Седло | 1Б | 1200 м, снежно-осыпной склон до 45º | река Крутобереговая – река Катышерка |
Смета расходов.
N п/п | Статья расходов | Стоимость на человека, руб. | Общая стоимость, руб. | Примечание |
---|---|---|---|---|
1 | Проезд Пермь – Яива | 250 | 1500 | Поезд, плацкарт |
2 | Яйва - Кадь | 330 | 2000 | УАЗ-буханка |
3 | Кытлым – Карпинск | 50 | 300 | "Кунг" |
4 | Карпинск - Серов | 60 | 360 | "Газель" |
5 | Серов - Пермь | 250 | 1500 | Поезд, общий вагон |
6 | Аптечка | 100 | 600 | |
7 | Питание | 500 | 3000 | |
8 | Снаряжение | 50 | 300 | |
Итого: | 1680 | 10080 |
Карты.
Карта 1 (Европейская часть) Карта 2 (Азиатская часть)
ВИДЕО.
Чтобы связаться с нами, нажмите здесь.
Сайт ПНИПУ