О клубе

Новости

Отчёты

Карты

Фотографии

Разное

Форум

 

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПЕРМСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ПЕРМСКИЙ ГОРНЫЙ КЛУБ"
ТУРКЛУБ "МЕРИДИАН"

ОТЧЁТ
О ГОРНОМ МАРШРУТЕ ЧЕТВЁРТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
в районе Центрального Тянь-Шаня (Терскей-Ала-Тоо, Куйлю),
совершенном в августе 2009 г.

 г. Пермь
2009

ОГЛАВЛЕНИЕ.
  1. Справочные сведения.
  2. План похода.
  3. Список группы.
  4. Общая смысловая идея похода.
  5. Итоги, выводы, рекомендации.
  6. График движения.
  7. Потенциально опасные участки, препятствия, явления на маршруте.
  8. Общая часть.
  9. Определяющие препятствия маршрута.
  10. Общественное снаряжение.
  11. Личное снаряжение.
  12. Ремонтный набор.
  13. Медицинская аптечка.
  14. Смета расходов.
  15. Фотоальбом.
  16. Карты.
  17. Данные GPS-навигатора.

 

 
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

 

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Горный Четвертая 165 24 17 31.07.2009 - 23.08.2009

Район: Центральный Тянь-Шань, хребты Терскей-Ала-Тоо и Куйлю.

Нитка маршрута: город Каракол - перевал Каракольский Западный (2А, 4250 м, лд.-сн.) - восхождение на вершину 4721 (2А, сн.-лд.) - перевал Каракольский Восточный (2Б, 4300 м, лд.-сн.) - перевал Каракольская перемычка (2Б, 4300м, лд.-сн.) - река Каракол-Тор Западная - река Кара-Тор - ледник Каратор - перевал Валерия Грушина (2Б, 4720 м, сн.-лд.) - перевал Буревестник (2А*, 4520 м, сн.-лд.) - река Ашу-Тор Восточная - река Каракол-Тор Западная - левый приток реки Каракол-Тор Западная - перевал Одесских политехников (2Б, 4600 м, сн.-лд.) - река Арашан - посёлок Теплоключенка - город Каракол

Количество участников: 9 человек

Руководитель: Бояршинов Сергей Борисович, 614051, г.Пермь, ул.Юрша 25-188

Отчет хранится в Пермской Областной Маршрутно-Квалификационной Комиссии. В сети Интернет на сайте: www.meridian.perm.ru

Поход рассмотрен Пермской Областной МКК (159-00565630500).

 

ПЛАН МАРШРУТА.

№ п/п Дата Ход. день Пункты маршрута Расстояние, км
1 31.07.2009   Cкор.электричка Пермь- Екатеринбург (6.53 местн.вр.); поезд Екатеринбург - Алма-Ата  
2 01.08.2009   Поезд Екатеринбург - Алма-Ата  
3 02.08.2009   Автобус от станции Чу до города Каракол  
4 03.08.2009 1 Машина до а/л; пешком река Каракол - река Кельтор 11
5 04.08.2009 2 Река Кельтор - лед. Бригантина 10
6 05.08.2009 3 Пер. Каракольский Зап.(2А, 4250, лд.-сн.) - лед. Каракол-Тор Вост. 4
7 06.08.2009 4 Лед. Каракол-Тор В. - восх.4721 - пер. Каракольский Вост. (2Б, 4300, лд.-сн.) - лед. Кельтор Вост. 7
8 07.08.2009 5 Пер. Каракольская перемычка (2Б, 4300, лд.-сн.) - лед. Каракол-Тор Вост. 6
9 08.08.2009 6 Лед. Каракол-Тор Вост.- устье реки Каракол-Тор Зап. 15
10 09.08.2009 7 Устье реки Каракол-Тор Зап. - лед. Каратор 8
11 10.08.2009 8 Лед. Каратор 7
12 11.08.2009 9 Лед. Каратор - пер. Валерия Грушина(2Б, 4720, сн.-лд.) - лед. Куйлю Южный 8
13 12.08.2009 10 Лед. Куйлю Южный - пер. Буревестник (2А*, 4520, сн.-лд.) - пер. Обручева (2А, 4500, сн.-лд.) 8
14 13.08.2009 11 Восхождение на пик Обручева (3А альп, комб, 5203) 1
15 14.08.2009 12 Лед. Ашу-Тор Вост. - река Ашу-тор - устье реки Каракол-Тор Зап. 20
16 15.08.2009   Днёвка  
17 16.08.2009 13 Устье реки Каракол-Тор Зап. - ледник левого притока реки Каракол-Тор Зап. 15
18 17.08.2009 14 Пер. Одесских политехников (2Б, 4600, сн.-лд.) - лед. Чон-Узень Зап. 8
19 18.08.2009 15 Лед. Чон-Узень Зап. - урочище Экичат 10
20 19.08.2009 16 Урочище Экичат - пос. Теплоключенка 30
21 20.08.2009   Пос. Теплоключенка - город Каракол  
22-24 21-23.08.2009   Бишкек - Екатеринбург - Пермь  

В качестве аварийного выхода предусматривалось прохождение перевала Эпюра (2А).

Изменения маршрута: из-за плохой погоды вынуждены были отказаться от восхождения на пик Обручева.

 

СПИСОК ГРУППЫ.

№ п/п Ф. И.О. Год рождения Адрес, телефон Туристический опыт Обязанности в группе
1 Бояршинов Сергей Борисович 1961 Пермь, ул.Юрша 25-188, 266-72-47 2*5 г.р. (Памиро-Алай, Алтай); 3А-рук Руководитель
2 Безукладников Андрей Николаевич 1959 Пермь, ул. б-р Гагарина 56-15 5 г.у. (Алтай, Терскей), 6 п.у. (Урал); 3А-уч Завхоз
3 Бояршинова Татьяна Геннадьевна 1964 Пермь, ул.Юрша 25-188, 266-72-47 4 г.у. (Алтай); 2Б-уч Финансы
4 Бояршинов Константин Сергеевич 1986 Пермь, ул.Юрша 25-188, 266-72-47 3 г.у. (Терскей); 2А-уч Участник
5 Мамаева Ирина Валерьевна 1966 Пермь, ул.Пушкарская 67-58 5 г.у. (Кавказ); 3А-уч Участник
6 Морозов Андрей Леонидович 1984 Пермь, ул. Ак. Веденеева 80-129 2*2 г.у. (Терскей, Кавказ); 2А-уч Ремонтник
7 Абрамчук Евгений Петрович 1988 Пермь, ул.Островского 63-33 2 г.у. (Кавказ); 1Б-уч Завснар
8 Спасенников Алексей Сергеевич 1985 Пермь, ул. Ак. Королева 4а-6 3 г.у.(Терскей), 2 г.р. (Кавказ); 2А-уч, 1Б-рук Участник
9 Сугак Татьяна Владимировна 1986 Пермский край, г.Губаха, ул. Парковая 12-41 2 г.у. (Кавказ); 1Б-уч Медик
 

ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.

После похода третьей категории сложности в августе 2007 года, который проходил в северных отрогах хребта Терскей-Ала-Тоо, появилось желание посмотреть то, что находится за ним. Из отчетов видно, насколько часто посещаем туристами Терскей, и насколько реже группы бывают на хребте Куйлю. Относительная труднодоступность и малоизученность последнего по сравнению с Терскеем и массивом Акшийрак, привели к решению посетить этот район.

В процессе проработки маршрута пришли к выводу о целесообразности акклиматизационного кольца на Терскее. В кольце планировалось просмотреть район обзорной вершины 4721, учитывая, что пермские группы через основной хребет восточнее перевала "Каракольский Восточный" не переваливали.

В хребте Куйлю запланировали осмотреть район наибольшего скопления ледников, где сосредоточено много достаточно сложных перевалов, что немаловажно, учитывая, что на хребте Куйлю пермские туристы также никогда не были. Предполагалось пройти один из самых высоких перевалов района - перевал Валерия Грушина (4720). При удачном стечении обстоятельств, планировалось восхождение на высшую точку хребта - пик Обручева.

Определенный интерес был вызван тем, что маршрут в течение двух недель должен был проходить в безлесной зоне, на высотах выше 3000 метров, возможно при полном отсутствии людей.

 

ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

Сроки проведения похода.

Август традиционно считается самым удобным временем проведения походов во многих горных районах бывшего СССР. Не исключение и Тянь-Шань. В это время года минимальное количество снега в горах и наиболее устойчивая погода. По крайней мере, за две недели похода по Терскею в 2007 году дождь был два раза примерно в течение часа, а ледники были покрыты небольшим количеством снега только непосредственно под перевалами. Нужно заметить, что тот год был очень жарким и малоснежным.

В этом году, по словам сотрудников фирмы "Туркестан-Тревел" погода стояла очень плохая. Некоторые группы не смогли пройти заявленных маршрутов из-за обилия снега и непогоды. Мы смогли убедиться в справедливости этих утверждений в полной мере, так как из 17-ти дней похода только четыре дня были без осадков. Из-за пасмурной погоды снег на ледниках ночами не замерзал, и группе приходилось много тропить. Справедливости ради надо сказать, что у нас не было ни одной днёвки из-за непогоды.

 

Тактика прохождения маршрута.

Чтобы побывать на хребте Куйлю, учитывая невозможность пополнения запаса продуктов и отсутствие дров почти на всем протяжении маршрута, нам необходимо было перевалить через хребет Терскей-Ала-Тоо с необходимым запасом продуктов и топлива. При этом было важно правильно провести период акклиматизации. Для этого было решено забросить все грузы за хребет в два захода.

Район ледника Кельтор очень удобен для такого прохождения. Здесь находится один из самых простых перевалов - Каракольский Западный (2А), который можно пройти в начале маршрута. Рядом с ним находятся ещё несколько перевалов 2Б категории сложности, через которые можно вернуться за заброской и при этом пройти необходимое количество определяющих сложность похода перевалов. Восхождение на 4721 было запланировано для лучшей акклиматизации, а также для того, чтобы понять орографию района и уточнить местонахождение перевала "Одесских политехников".

Оригинальная картаИсправленная карта
 

На исправленной карте красным цветом отмечено местонахождение перевала "Одесских политехников" и путь спуска с перевала на ледник Чон-Узень.

Из-за отсутствия информации по перевалу "Одесских политехников", в качестве запасного варианта для выхода из района было запланировано прохождение связки перевалов Степкина (2А*) и Хатиджи (2А). В качестве второго запасного варианта, при значительном отставании от графика, рассматривался выход через перевал Эпюра (2А).

Двойное прохождение нижней части долины реки Каракол-Тор Западный нисколько не повлияло на зрелищность маршрута, т.к. этот участок пути проходится достаточно быстро и легко. Кроме того, маршрут проходил в основном выше снеговой линии, и прогулка по альпийским лугам ничего кроме приятных впечатлений не вызывала.

К реке Ашу-Тор группа должна была подойти вечером, чтобы найти, в случае необходимости, удобное место для брода и переправиться утром по малой воде, хотя в отчете одной из групп было написано, что уровень воды в реке в течение суток практически не меняется. На переправу отводилось полдня. Фактически, из-за поисков переправы через мощный левый приток реки Каракол-Тор Западный, обилия снега на перевалах, мы подошли к Ашу-Тор позднее на полдня, и благодаря наличию моста смогли нагнать отставание от графика.

Выход из района похода планировался по долине реки Арашан. Долина очень живописна и легкопроходима. Кроме того, в долине есть два места с выходами горячих термальных вод.

На возвращение через хребет Терскей-Ала-Тоо был отведен один запасной день, что впоследствии позволило сделать полуднёвку с посещением горячих источников и побывать на озере Иссык-Куль.

 

Снаряжение.

Пользовались двумя палатками: на 4 и 5 человек. Каждый имел свой спальник.

Для приготовления пищи в безлесной зоне пользовались бензиновыми горелками. На костре готовили в один день, поднимаясь по долине Кельтор и один раз на кустах акации у слияния рек Каракол-Тор Западный и Ашу-Тор. В долине Арашан готовили на горелках, так как бензина было в избытке. На маршруте пользовались двумя горелками, одна была в запасе. В поход брали 12 литров бензина "Калоша". В отличие от газовых баллонов, значительно дешевле и компактнее. Пищу готовили в двух плоских кастрюлях по 7-8 литров. Для экономии топлива кастрюли с горелками укрывали стеклотканью, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности.

Продукты подбирали c учетом времени их приготовления, чтобы снизить расход бензина.

На группу взяли один тюбик солнцезащитного крема на 40 единиц.

Для прохождения перевалов взяли четыре основных 50-тиметровых верёвки, 14 ледобуров, 5 скальных крючьев, расходные петли. Каждый участник имел каску, страховочную систему, кошки, ледоруб, спусковое устройство, жумар, 5 карабинов, горные ботинки с "фонариками", солнцезащитные очки и тёплую куртку. Кроме того у участников были кроссовки для передвижения по долинам, налобный фонарь и накидка от дождя.

 

Достопримечательности.

Терскей по праву считается одним из самых красивых горных районов. Мощный, заснеженный основной хребет с множеством отрогов. Большое количество перевалов различной категории сложности. Широкие, поросшие тяньшанской елью долины, с быстрыми, чистыми реками. Легкая доступность этих долин благодаря наличию автодорог, и вместе с тем отсутствие мусора. Горячие термальные источники, близость Иссык-Куля. Восточная кухня, доброжелательное отношение местного населения и невысокие цены. Всё это делает район привлекательным для туристов с разных концов света.

 

Подъезды.

Из Перми на поезде или скоростной электричке (4 часа) можно добраться до Екатеринбурга. После экскурсии по городу в 17 часов выезд поездом Екатеринбург-Алма-Ата или Екатеринбург-Бишкек до станции Чу (48 часов).

По договоренности с фирмой "Туркестан-Тревел" на станции нас встретил автобус, на котором мы, миновав таможенный пост на казахстанско-киргизской границе, добрались к 2 часам ночи до города Каракол.

Вверх по долине реки Каракол, до альплагеря, по предварительной договоренности с вышеупомянутой фирмой, нас забросили на машине "Урал". На въезде в долину, на пропускном посту, уплатили взнос за право пребывания на территории национального парка и в 12 часов высадились у слияния рек Онтор и Кельтор.

Из Каракола выехали вечером на рейсовом автобусе, который прибыл в Бишкек рано утром. Во второй половине дня, закупив продуктов на дорогу, поездом Бишкек-Екатеринбург, выехали из Бишкека. В Екатеринбург прибыли в соответствии с расписанием в 15 часов, проведя в пути 48 часов.

Купив билеты на проходящий вечерний поезд, в 6 утра прибыли на вокзал Пермь-II.

 

Отношения с силовыми структурами.

В Казахстане, на станции Чу, к нам сразу подошли сотрудники милиции в форме. После формальных вопросов о том кто мы, откуда и куда направляемся, кто нас встречает, они перешли к делу. Пригрозив досмотром всех рюкзаков, а нас вместе с другими группами из Перми было 27 человек, они потребовали денег. Учитывая, что им спешить некуда, можно по часу потрошить каждый рюкзак, мы могли зависнуть в "гостеприимном" Казахстане на сутки. Это было чревато срывом выхода групп на маршруты, возникновением проблем с заброской в Кыргызстан и доставкой из Каракола к месту выхода на маршрут. Об испорченной репутации во взаимоотношениях с фирмой "Туркестан-Тревел" мы уж не говорим.

В 2009 году находиться в Кыргызстане без регистрации можно было в течение 30 дней при наличии билета, подтверждающего дату прибытия в страну. Поэтому важно иметь этот билет постоянно с собой и никому не оставлять. По крайней мере на железнодорожном вокзале к нам подошли двое в штатском и после общих вопросов, спросили как бы между прочим о наличии билетов, о том не оставили ли мы их у фирмы-посредника. Получив ответ о том, что билеты при нас и что у нас на чай ничего нет, они с достоинством удалились.

 

Отношения с местным населением.

Отношение киргизов к приезжим доброжелательное. И в горах, и в сельской местности и в Бишкеке всегда охотно и свободно отвечали на наши вопросы. В окрестностях озера Иссык-Куль проживает много русских, потомков казаков бежавших от красноармейцев. К сожалению, из-за бедности молодежь, в том числе русская, старается перебраться из сельской местности в города или в Россию. Свято место пусто не бывает. Говорят, что в прииссыккулье стремятся обосноваться корейцы и китайцы.

Из-за низкого уровня жизни местного населения цены на продукты и услуги очень невысокие. Правда и уровень сервиса не высок.

 

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.

Дата, ходовой день Пункты маршрута Погода Характер пути Пройденное расстояние, км



03.08.2009
1 х.д
Устье реки Онтор - среднее течение реки Кельтор
12.30 - слияние рек Онтор и Кельтор
15.00 - устье ручья Шаркырагма (35 минут потратили на поиск тропы)
15.30-17.30 - горячий обед
18.35 - ночёвку у последних деревьев в устье правого притока реки Кельтор, ведущего к перевалу Экичат
дождь

облачно

дождь



тропа



11
Чистое ходовое время - 3.05



04.08.2009
2 х.д
Среднее течение реки Кельтор - лед. Бригантина
9.10 - выход
13.00-14.30 - обед у слияния ручьёв с ледников Бригантина и Джигит
16.30 - карман правобережной морены ледника Бригантина
19.30-20.40 - заброска на ледник Кельтор Вост.
облачно
 
 
дождь
 
 
тропа
 
 
морена
 
 
10
Чистое ходовое время - 5.45



05.08.2009
3 х.д
Перевал Каракольский Зап.(2А, 4250, лд.-сн.) - лед. Каракол-Тор Вост.
8.30 - выход
10.40 - перегиб правого притока ледника Бригантина
12.30-13.40 - обед на осыпи правого борта ледника
15.30 - перевальная седловина
16.00-18.00 - спуск на ледник
облачно
 
 
снег
 
 
 
морена
 
закрытый ледник, перевал
 
 
4
Чистое ходовое время - 6.00



06.08.2009
4 х.д
Ледник Каракол-Тор Восточный
9.45 - выход
14.40-16.40 - обед над верхним ледопадом
17.00 - встали на ночёвку
17.00-19.00 - радиальный выход на пер. Каракольский Вост. и узловую вершину
 
 
ясно
 
 
закрытый ледник
 
 
4
Чистое ходовое время - 5.10



07.08.2009
5 х.д
Ледник Каракол-Тор В. - восх.4721 - пер. Каракольский Вост. (2Б, 4300, лд.-сн.) - лед. Кельтор Вост.
8.45 - выход
9.30-11.30 - восхождение на вершину 4721
11.50 - перевал Каракольский Вост.
15.00 - встали на ночёвку ниже скального отрога разделяющего две ветви ледника Кельтор Вост.
 
 
ясно
закрытый ледник, восхождение  
 
6
Чистое ходовое время - 4.50



08.08.2009
6 х.д
Перевал Каракольская перемычка (2Б, 4300, лд.-сн.) - лед. Каракол-Тор Вост.- устье левого притока реки Каракол-Тор Зап.
6.30 - выход
8.00 - под перевальным взлетом
8.20-9.40 - подъём на перевал
10.15-11.15 - спуск на ледник
11.30-12.10 - разбор заброски
13.30-14.20 - обед
17.10 - устье правого притока реки Каракол-Тор Зап.
 
ясно
 
 
 
пасмурно дождь
 
закрытый ледник,
перевал
 
морена
 
 
 
10
Чистое ходовое время - 7.15



09.08.2009
7 х.д
Устье левого притока реки Каракол-Тор Зап. - лед. Каратор
7.30  переправа
8.10 - выход
11.00-14.00 - обед у устья реки Коракол-Тор Зап.
 17.00 - конечная морена лед. Каратор
 
ясно
 
пасмурно дождь
переправа
луга
 
тропа
 
 
 
14
Чистое ходовое время - 5.00



10.08.2009
8 х.д
Ледник  Каратор
7.45 - выход
 
12.10-13.40 - обед
 
16.30 - ночёвка на повороте правой ветви ледника Каратор
ясно
 
облачно
морена,
открытый ледник
 
закрытый ледник
 
 
7
Чистое ходовое время - 5.20



11.08.2009
9 х.д
Ледник Кара-Тор - перевал Валерия Грушина (2Б, 4720, сн.-лд.) - ледник Куйлю Южный
8.15 - выход
13.10 - перевал (по пути был перекус 40 мин.)
13.35-17.15 - спуск на ледник Куйлю Южный
 
облачно
с прояснен
 
облачно снег, ветер
закрытый ледник,
 
перевал
 
 
 
 
5
 
Чистое ходовое время - 7.25



12.08.2009
10 х.д
Ледник Куйлю Южный
9.30 - выход
13.30-16.00 - горячий обед
17.00 - встали на ночёвку
 
облачно,снег
 
облачно с прояснен
закрытый ледник,
 
морена
 
 
7
Чистое ходовое время - 4.40



13.08.2009
11 х.д
Ледник Куйлю Южный - пер. Буревестник (2А*, 4520, сн.-лд.) - лед. Ашу-Тор Вост.
7.15 - выход
8.55 - у основания кулуара
11.40 - седловина перевала
12.00-13.30 - разведка пути спуска
18.00 - спуск последнего на ледник Ашу-Тор Вост
облачно
 
облачно снег
открытый ледник,
перевал
 
 
 
 
 
4
Чистое ходовое время - 7.55



14.08.2009
12 х.д
Ледник Ашу-Тор Вост. - устье реки Ашу-тор
10.50 - выход
13.30-15.00 - обед у языка ледника Ашу-Тор Вост.
18.00 - ночёвка в 1 км перед устьем реки Ашу-Тор Вост
Нет видимости, снег
 
облачно
закрытый ледник,
 
 
морена
 
 
 
8
Чистое ходовое время - 4.50



15.08.2009
13 х.д
Устье реки Ашу-тор - устье левого притока реки Каракол-Тор Зап.
7.50 - выход
11.00 - у коша перед устьем Каракол-Тор Зап.
11.40-14.10 - обед
16.30-17.00 - переправа через Каракол-Тор Зап.
Мокрый снег
 
ясно
 
облачно
 
луга,
тропа
 
луга
 
 
 
19
Чистое ходовое время - 5.35



16.08.2009
14 х.д
Устье левого притока реки Каракол-Тор Зап. - ледник левого притока реки Каракол-Тор Зап.
9.30 - выход
10.25 - борт долины
13.00-14.30 - обед
18.00 - ночёвка на плато под перевалом Одесских политехников
Низкая облачность
 
Снег
луга,
морены
 
закрытыйледник
 
 
 
8
Чистое ходовое время - 5.35



17.08.2009
15 х.д
Перевал Одесских политехников (2Б, 4600, сн.-лд.) - лед. Чон-Узень Зап.
9.30 - выход
11.20 - перевал
12.00 - начало спуска с перевала
13.30 - спустились с ребра на ледник Чон-Узень Зап.
15.10-17.00 - обед у языка ледника Чон-Узень Зап.
18.45 - встали на ночёвку
 
 
 
ясно
 
закрытый ледник,
перевал
 
 
 
луга
 
 
 
10
Чистое ходовое время - 6.15



18.08.2009
16 х.д
Ледник Чон-Узень Зап. - урочище Экичат - река Арашан
9.00 - выход
10.30 - устье Такыр-Тор
10.30-16.45 - поиск источников, купание и обед
16.45 - выход
17.50 - урочище Экичат
18.30 - ручей Кыруин-Тор
19.10 - ночёвка между Кыруин-Тор и Кельдыке
 
пасмурно
 
дождь
 
пасмурно
 
луга,
тропа
 
тропа
 
 
 
 
11
Чистое ходовое время - 3.30



19.08.2009
17 х.д
Река Арашан - пос. Теплоключенка
9.10 - выход
9.50 - ручей Кельдыке
10.25 - курорт Арашан
14.00-15.30 - обед у ручья Тура-булак
16.00 - плотина
17.30 - пос. Теплоключенка
 
пасмурно
 
ясно
 
тропа
 
грунтовая дорога
 
 
27
Чистое ходовое время - 7.10
 

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Много вопросов при планировании маршрута вызывали переправы через реки Каракол-Тор Западный и Ашу-Тор. Надеялись на стоянку чабана у их слияния, на мостик, переправу кого-нибудь на лошади. В крайнем случае планировали переправиться вброд (о такой переправе мы читали в одном из отчетов - ничего хорошего).

О переправе через Каракол-Тор Западный мы никакой информации не нашли, не знали ничего о наличии тропы по его правому берегу. Вопрос решился на месте. Мы были поражены мощью левого притока реки Каракол-Тор и не рискнули через него переправляться, так как мощный поток идёт среди крупных валунов и очевидно несёт с собой камни. Переправа через Каракол-Тор нам показалась проще, и она действительно оказалась простой. На правом берегу Каракол-Тор есть небольшая тропа и путь по ней достаточно удобен.

Через Ашу-Тор переправились по мостику.

Около языка ледника Ашу-Тор Восточный, с правого борта долины, подпитываемые небольшим ледником, могут сходить небольшие селевые потоки. С этого склона постоянно катятся камни, которые застревают в моренных отложениях. Во время обеда со склона скатился очень большой камень, поэтому проходить этот участок нужно быстро и держаться поближе к реке.

Несмотря на большое количество снега, мы нигде не видели следов сошедших лавин. Исключение составляли небольшие лавинки из свежего снега, скатившиеся с наиболее крутых снежных склонов. Тем не менее, мы старались не подрезать склоны и двигались по линии падения воды. Исключение составляет спуск с перевала "Каракольская перемычка" в сторону ледника Каракол-Тор Восточный. Снежный склон, расположенный ниже седловины перевала, имеет вогнутую форму и в ясную погоду прогревается к обеду настолько, что снег становится сырым и рыхлым. Есть реальная угроза образования мокрых лавин. Чтобы не попасть в лавину группа прошла под скалами, вдоль правого края поля. При этом нужно учитывать, что с освещаемых солнцем скал могут пойти камни (хотя их следов мы на снегу не видели). Кроме того, вдоль всей широкой перевальной перемычки висят небольшие карнизы. Видимо этот перевал, в большей степени чем другие, нужно проходить в первой половине дня. Особенно опасным этот перевал может быть в межсезонье.

Определенную опасность представляет и прохождение перевала "Одесских политехников". Нужно точно знать точку начала спуска в долину реки Чон-Узень. Справа от нее висят огромные карнизы Аксуйской стены. Спуск с перевала на ледник Чон-Узень Западный нужно производить при хорошей видимости, т.к. отрог основного хребта, по которому проходит путь спуска, справа и слева окружен обрывами. Место спуска с отрога на ледник и обход его ледопада тоже нужно знать и видеть.

Камнепадов, из-за обилия снега на перевалах, мы не наблюдали.

 

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

3 августа День 1
Город Каракол - река Каракол - среднее течение реки Кельтор.
Облачно Дождь Пасмурно, дождь
11 км +500 м; 3 часа 05 мин

 

Утром сходили в обменный пункт, купили симкарту местного оператора и, сообщив в Пермь  о выходе на маршрут, после завтрака в "Туркестан-Тревел", в 10.40 выехали в горы. На южной окраине Каракола уплатили взнос за въезд в национальный парк и в 12.30 высадились у слияния рек Онтор и Кельтор. Под дождём переправились по мосту на правый берег реки Каракол, миновали юрту и начали подъём по долине реки Кельтор. Тропа вскоре исчезла, уткнувшись в теснину. Очевидно, основная тропа от юрты уходит вверх на правый борт долины. Решили обратно не возвращаться и по крутому травянистому склону обойти прижим. Поднявшись метров на 20, нашли тропку, по которой продолжили движение. Дождь перестал, но погода пасмурная. Основную тропу нашли позднее, поднявшись ещё на 50 метров выше. Сделав три перехода по 30 минут миновали летовку у ручья Шаркирагма и встали на обед. На дровах сварили борщ с тушенкой. Доели хлеб и овощи.

После обеда по хорошей тропе сделали ещё 3 перехода, переправились по камням через правый приток реки Кельтор, вдоль которого поднимаются к перевалу Экичат, и встали на ночевку. Здесь растут последние ели и арча. Дров насобирали выше по склону в зарослях арчи. В 19 часов снова начался дождь, который не прекращался до самого утра.

 

4 августа День 2
Среднее течение реки Кельтор - ледник Бригантина.
Дождь Облачно Пасмурно, дождь
10 км +750 м; -150 м; 5 часов 45 мин

 

Несмотря на дождь, дежурные приготовили завтрак на дровах (экономим бензин). Дождь прекратился только к 8.30, когда рюкзаки были уже практически собраны. В 9.10 вышли вверх по долине реки Кельтор. Через несколько минут тропа потерялась в небольшом завале из крупных камней, но после него появилась вновь. Дальше долина уступами поднималась вверх. В 12.30, по тропе дошли до поляны у слияния ручьев берущих начало с ледников Бригантина и Джигит. Поляна, как и все предыдущие, заболочена. У верхнего края поляны делаем обед с горячим чаем.

После обеда, по правому берегу ручья, сначала по траве, а потом по устойчивым каменным россыпям поднялись к языку ледника Бригантина. Перейдя через небольшой ручей, стекающий с ледника Кельтор Восточный, в 16.30 поднялись на крутую правобережную морену ледника Бригантина. За мореной, в "кармане", находятся очень удобные стоянки. Поставили палатки и забравшись в них, около двух часов пережидали начавшийся дождь. Дождавшись окончания непогоды, забрали часть продуктов, бензина и понесли заброску на ледник Кельтор Восточный. От кармана морены, сначала по некрутому осыпному склону, потом по открытому, до 20º, борту ледника поднялись до крупных камней на леднике. Около камней спрятали заброску. К нашему возвращению дежурный успел приготовить ужин.

 

5 августа День 3
Ледник Бригантина - перевал Каракольский западный (2А, 4250, лд.-сн.) - ледник Восточный Каракол-Тор.
Облачно Снег Пасмурно
4 км +650 м; -450 м; 6 часов 00 мин

 

В 8.30 от стоянок, по склону правобережной морены, без потери высоты, вышли к леднику Бригантина. По некрутому открытому льду ледника подошли к месту впадения в ледник Бригантина его правого притока, берущего начало под перевалом "Каракольский западный".

Подъём на него немного круче, около 20º, появился снег. К 10.40 по неглубокому снегу, вдоль правого края ледника, поднялись до его перегиба. За перегибом ледника стало видно его среднюю пологую часть, появились трещины. Одели страховочные системы и вышли по закрытому леднику в связках в направлении перевальной седловины. Снега много, проваливаемся выше колена.  Перешли к правому краю ледника, по камням стало идти немного легче. Погода испортилась, пошёл мокрый снег. В 12.30 на небольшой осыпи остановились на обед. После обеда пересекли цирк в направлении перевальной седловины. На перевальный взлет, около 45º, поднимались по линии падения воды, в связках. Бергшрунд почти не просматривается, засыпан снегом. В 15.30 вышли на широкую, снежную седловину перевала. Тур находится в центральной её части.

Фото 1. На леднике Бригантина. Начало подъёма в цирк перевала Каракольский западный.
Фото 1. На леднике Бригантина.
Начало подъёма в цирк
перевала Каракольский западный.
Фото 2. Начало спуска с перевала Каракольский западный на ледник Каракол-Тор.
Фото 2. Начало спуска с
перевала Каракольский западный
на ледник Каракол-Тор.

С перевала хорошо просматривается верхняя часть ледника Восточный Каракол-Тор.

В 16 часов начали спуск по кулуару, немного левее тура. Крутой, до 70º, кулуар засыпан снегом. Сделали перила, закрепив верёвку на ледорубах.

Небольшой карниз легко проходится. Снег глубокий, влажный. Опасаясь появления льда навесили вторую верёвку.

Льда нет, но под слоем свежего снега встречаются непрочные ледяные корки. После второй веревки кулуар расширился, стал значительно положе, до 45º. По правой стороне кулуара видны выносы небольших лавин из свежего снега. Для подстраховки навесили ещё две перильные веревки по левой стороне кулуара. Дальше двигались без перил, сначала по снегу, потом по мелкой осыпи.

В 18 часов спустились на ледник Каракол-Тор Восточный. Вытоптали в снегу площадки под палатки и поставили лагерь.

Перед ужином погода испортилась, пошел снег. Ужинали в палатках.

Фото 3. Нижняя часть спуска с перевала Каракольский западный на ледник Каракол-Тор.
Фото 3. Нижняя часть спуска с
перевала Каракольский западный
на ледник Каракол-Тор.
Фото 4. Верховья  ледника Каракол-Тор (вид с перевала Каракольский западный). Показан путь группы по леднику и маршрут восхождения на вершину 4721.
Фото 4. Верховья ледника Каракол-Тор
(вид с перевала Каракольский западный).
Показан путь группы по леднику и
маршрут восхождения на вершину 4721.

 

6 августа День 4
Ледник Каракол-Тор Восточный.
Ясно Ясно Ясно
4 км +400 м; 5 часов 10 мин

 

После завтрака оставили в камнях заброску, и в 9.45, в связках вышли вверх по леднику Каракол-Тор Восточный (маршрут группы и место ночевки показаны на фото 2). Из-за пасмурной погоды за ночь снег не промёрз и проваливался.  Поэтому сначала держались правого края ледника, где ссыпающиеся со склона снег и камни держат лучше. Потом, лавируя между большими мульдами заполненными водой, подошли к первой ступени ледопада. Поднявшись на неё вдоль правого борта ледника, по диагонали ушли на его левую сторону для обхода второй ступени ледопада. В 14.40 обошли ледопад и на перегибе ледника сделали обед. Движение по глубокому снегу отнимает много сил, поэтому старались пройти до обеда побольше, до тех пор, пока снег не начал раскисать.

После обеда попытались идти дальше, но подтаявший наст уже не выдерживает вес человека с рюкзаком. Пройдя 20 минут по глубокому снегу, решили не тратить силы впустую и встать на ночевку.

До ужина, с 17 до 19 часов, налегке сходили к перевалу "Каракольский Восточный" и на узловую вершину, от которой на север уходит отрог, разделяющий долины рек Каракол и Арашан.

 

7 августа День 5
Вершина 4721 - перевал Каракольский Восточный (2Б, 4300, лд.-сн.) - ледник Кельтор Восточный.
Ясно Ясно Ясно
6 км +520 м; -920 м; 4 часа 50 мин

 

Утром подморозило. Вышли в 8.45 и через 30 минут были на плато перед перевалами Украина и "Каракольский Восточный". Оставив рюкзаки, вышли на понижение в отроге, к югу от вершины 4721. По широкому, южному ребру, держась подальше от края нависающих на восток карнизов, поднялись на вершину 4721.

На вершине стоит триангуляционный знак. Определились с местонахождением перевала "Одесских политехников" и по западному ребру, в связках, в 11.30 спустились к рюкзакам.

Забрав рюкзаки, в 11.50 вышли к туру на седловине перевала "Каракольский Восточный".

Тур находится справа, на скалах узловой вершинки, разделяющей перевалы "Каракольский Восточный" и "Украина". Полностью путь спуска к леднику Кельтор Восточный просматривается только в сторону перевала "Туристов Татарии", который находится значительно ниже и правее.

В 12.30, в связках начали спуск по снежному склону левее тура. Спустившись на сто метров, увидели, что возможен прямой путь спуска на ледник, по крутому, снежному, без сбросов и разрывов склону.

Максимальная крутизна склона около 30º. Спустившись на ледник, снова начали проваливаться в глубокий снег. Обошли небольшой ледопад, сместившись к правому борту ледника, вдоль скал, разделяющих две ветви некогда единого ледника Кельтор Восточный. На ночевку встали в 15 часов на моренных отложениях ниже скал. Сходили за заброской, просушились, отдохнули.

Фото 5. На вершине 4721.
Фото 5. На вершине 4721.
Фото 6. На перевале Каракольский восточный. На заднем плане видны пики Джигит и Каракол.
Фото 6. На перевале Каракольский восточный.
На заднем плане видны
пики Джигит и Каракол.
Фото 7. Спуск с перевала Каракольский восточный на ледник Кельтор восточный.
Фото 7. Спуск с перевала
Каракольский восточный на
ледник Кельтор восточный.
8 августа День 6
Ледник Кельтор Вост. - перевал Каракольская перемычка (2Б, 4300, лд.-сн.) - река Каракол-Тор Западный.
Ясно Дождь Пасмурно
10 км +500 м; -1000 м; 7 часов 15 мин

 

Выход в 6.30. По открытому льду пересекли западную ветвь ледника Кельтор Восточный в западном направлении.  При подъёме в небольшой цирк, под перевальным взлетом перевала Каракольская перемычка, одели кошки и связались. Есть неширокие трещины. К перевалу ведет широкий, крутой, до 60º, снежный склон, более пологий в восточной части.

 На перевал решили подниматься слева по ходу, вдоль скал. Особенно глубоко проваливались непосредственно под перевальным взлетом, где скопилось много рыхлого, скатившегося со склона снега. Бергшрунд неширокий, забит снегом. Поднимались в связках, по линии падения воды. Снег глубокий, сухой, усадки не дает. Ледоруб не достает до льда, даже будучи воткнутым в след. Пройдя около двухсот метров, в 9.40 вышли на перевал. На прохождение перевального взлета потратили менее 1,5 часов. Тур не найден. С седловины на юг нависают небольшие карнизы.

Навесив на ледорубах перильную веревку, в 10.15 начали спуск. Крутой, в верхней части до 70º, склон покрыт раскисшим на солнце снегом. Ниже перевального взлета находится широкий, слегка вогнутый, наклоненный на юго-запад снежный склон. Склон весь покрыт глубоким снегом, видны следы небольших лавин (фото 9).

Двигаясь вдоль скал, правым краем снежного поля вышли к скальному сбросу. Высота сброса до двадцати метров. Сброс обходится под скалами справа. Ниже сброса находится широкий, наклоненный на юго-восток снежно-осыпной склон. На склоне видны старые следы небольших лавин. В нижней части склон переходит в широкий снежный кулуар, выводящий на ледник Восточный Каракол-Тор (фото 10).

Пройдя вниз по леднику Восточный Каракол-Тор около пятисот метров, в 11.30 вышли к заброске. Разобрав заброску, левым краем ледника пошли вниз. Язык ледника можно пройти по центру, желательно в кошках, либо справа, вдоль морены. Спустившись с ледника, в 13.30 сделали обед.

После обеда, левым берегом ручья, по травянисто-осыпным склонам спустились к реке Каракол-Тор Западный. Тропы нет, но идти достаточно удобно, так как русло реки частично покрыто мелкой галькой и песком. Двигаясь по левому берегу реки, встретили группу англичан. Плохо понимая друг друга, говорили около 30 минут. Выяснили, что ребята только присматриваются к району, несмотря на крутую экипировку. К 17 часам по левому берегу реки добрались до устья её крупного левого притока, по долине которого поднимаются к перевалам "Степкина" и "Одесских политехников". Переправы не нашли - поток очень бурный, русло завалено большими валунами. На берегу притока оставили заброску. Решили встать на ночевку и утром решить вопрос с переправой. Чистая вода есть в ручье в двухстах  метрах выше по долине реки Каракол-Тор.

Фото 8. Северный склон перевала Каракольская перемычка.
Фото 8. Северный склон перевала
Каракольская перемычка.
Фото 9. Начало спуска с перевала Каракольская перемычка на ледник Каракол-Тор.
Фото 9. Начало спуска с перевала
Каракольская перемычка на
ледник Каракол-Тор.
Фото 10. Путь спуска с перевала Каракольская перемычка на ледник Каракол-Тор.
Фото 10. Путь спуска с перевала
Каракольская перемычка на
ледник Каракол-Тор.

 

9 августа День 7
Среднее течение реки Каракол-Тор Западный - река Ашу-Тор - река Кара-Тор.
Ясно Ясно Пасмурно, дождь
14 км -200 м; +500 м; 5 часов 00 мин

 

За ночь уровень воды в левом притоке реки практически не изменился и мы решили переправиться через Каракол-Тор выше впадения притока. Переправляться начали в 7.30, глубина брода примерно до колена. В 8.10 переобулись и вышли вниз по реке. Наиболее неудобны для передвижения первые метров двести, когда нужно идти по крупным камням частично заросшим травой. Потом пойма реки Каракол-Тор Западный расширяется, река разбивается на рукава. Прошли место разлива по мелкой гальке и вышли на невысокий берег реки. Появилась тропинка, которая идёт по альпийским лугам до слияния рек Каракол-Тор Западный и Ашу-Тор. По пути иногда встречаются ручьи с чистой водой. В 11 часов встали на обед в километре от слияния рек. Сделали разведку - нашли мост через Ашу-Тор. Вода только в реке Каракол-Тор Западный, благо она достаточно чистая. Насобирав сухих кустов акации, приготовили обед на дровах.

После обеда, в 14 часов, переправились по мостику через Ашу-Тор (фото 11).

Фото 11. Переправа через реку Ашутор.
Фото 11. Переправа через реку Ашутор.

Немного побеседовав с чабаном, отправились по широким лугам в сторону долины Кара-Тор. Долина узкая, тропка идёт по её левому борту, мутная река течет глубоко внизу. Прошли два мутных ручья. Ручей с чистой водой встретился значительно выше по долине. Вскоре каньон закончился и мы спустились в пойму реки. К удобному месту ночлега вышли в 17 часов. Площадки расположены на южном склоне конечной корены ледника Кара-Тор. Отсюда до ледника ещё достаточно далеко, так как ледник сильно отступил. Погода опять испортилась, пошёл дождь. За водой сходили к роднику, вернувшись назад примерно на четыреста метров, так как в протекающем немного выше левом притоке реки Кара-Тор вода очень грязная.

10 августа День 9
Река Кара-Тор - среднее течение ледника Кара-Тор.
Ясно Ясно Облачно
7 км +800 м; 5 часов 20 мин

 

В 7.45 переправились по камням через левый приток реки Кара-Тор и по слегка наклонному, ровному дну долины в 8.45 подошли к языку ледника. По льду перешли реку под самым языком ледника. На ледник поднимались, обходя его язык по правобережной морене. Ледник в долинной части легкопроходим: открыт, трещины отсутствуют. В дальнейшем мы перешли на правый край ледника в поисках правобережной морены для обхода появившихся трещин, но морена, после впадения в ледник Кара-Тор его правого притока, практически отсутствует. В результате мы вынуждены были дважды пересекать зону ледовых бугров в поисках простого пути.

Ледник Кара-Тор, стекая с хребта Куйлю, разделяется большим скальным массивом на два рукава. Западный спускается в долину сплошным ледопадом. Подниматься к перевалам, ведущим на ледники Теректы и Куйлю Южный, нужно по восточному рукаву. Он полого, по большой дуге поднимается за скальный массив (фото 12).

Неширокие трещины на нём прикрыты снегом. Когда сырой снег стал достаточно глубоким, решили поберечь силы и встать на ночлег у небольшой группы крупных камней на повороте ледника, в ста метрах от его правого борта. Воду нашли в небольшой трещине.

Фото 12. Путь к перевалу Валерия Грушина по леднику Кара-Тор.
Фото 12. Путь к перевалу
Валерия Грушина по
леднику Кара-Тор.

 

11 августа День 9
Ледник Кара-Тор - перевал Валерия Грушина (2Б, 4720, сн.-лд.-ск.) - ледник Куйлю Южный.
Пасмурно Пасмурно, снег Снег
5 км +320 м; -220 м; 7 часов 25 мин

 

Утром подморозило, но наст не держит. Вышли в 8.15. К 10 часам миновали зону разломов, образованную сползанием льда в "западный рукав" (фото 13).

Погода портится. Через некоторое время видимость пропала, начался сильный ветер со снегом. Утеплившись, решили пока палатку не ставить, а продолжать движение. Через час погода улучшилась, снег прекратился, ветер стих и мы решили встать на обед. Во время обеда облака немного раздуло, стало видно окрестные горы. Мы уже в самых верховьях ледника. После перекуса прошли широкое снежное плато и, преодолев невысокий снежный перевальный взлет, в 13.10 были на перевале Валерия Грушина. Погода снова начинает портиться, сильный ветер. Тур на скалах слева. Сняли записку группы туристов из г.Москвы от 18 августа 2005 г.

Между скалами слева и ледовым склоном справа, находится широкий крутой, в верхней части почти отвесный, покрытый снегом кулуар (фото 14).

Спустившись с перевала мы увидели, что по нижней части кулуара сходят небольшие лавины. Нижняя часть склона, расположенного правее кулуара, до самого низа не просматривается. Склон покрыт толстым слоем снега. Решили начать спуск по склону, на небольшом удалении от кулуара, чтобы в случае необходимости можно было перейти со склона в кулуар. В 13.30 начинаем спуск.

Спускаемся в связках, по линии падения воды. Крутизна склона постепенно увеличивается, становится видно, что в нижней части склона сбросов нет. Продолжаем придерживаться выбранного направления спуска в надежде, что ближе к кулуару слой снега не будет очень большим, и можно будет организовать надежную страховку. Крутизна склона в средней, самой крутой части, достигает 50º. Снег влажный, признаков лавиноопасности не наблюдается. Внизу заметили бергшрунд. Снега много и, чтобы организовать страховку, вытаптываем площадку и навешиваем перила на ледорубах. Перед бергшрундом уходим в нижнюю часть кулуара, здесь трещина перекрыта снежным мостом. Отойдя подальше от склонов, в 17.15 встаем на ночёвку. Вторая связка спустилась с перевала когда  погода окончательно испортилась.

Фото 13. Верховья ледника Кара-Тор. Путь к перевалу Валерия Грушина.
Фото 13. Верховья ледника Кара-Тор.
Путь к перевалу Валерия Грушина.
Фото 14. Спуск с перевала Валерия Грушина на ледник Куйлю южный.
Фото 14. Спуск с перевала Валерия
Грушина на ледник Куйлю южный.

 

12 августа День 10
Спуск по леднику Куйлю Южный.
Пасмурно, снег Облачно Пасмурно
7 км -500 м; 4 часа 40 мин

 

Всю ночь шёл снег. Видимость появилась только около 9-ти часов утра. Вышли в 9.30 (фото 15).

Пройдя около километра, начали проваливаться, так как из-за пасмурной погоды снег за ночь не промёрз. Пересекли правый приток ледника и вдоль правого борту ледника к 13 часам спустились до окончания короткого скального отрога вдающегося в ледник с севера. У небольшого озерка сделали обед.

К перевалу Буревестник нужно подниматься в цирк с небольшим ледником, находящийся сразу за отрогом. После обеда обогнули по открытому леднику замыкающие отрог бараньи лбы и, перевалив через правобережную морену, в 18 часов оказались на плоском, песчаном дне небольшой долины. Решили встать на ночевку, так как место очень удобное, вода есть в стекающем с ледника ручье. так как время позволяло, решили подняться на бараньи лбы и просмотреть путь подъёма на перевал. Поднявшись, увидели, что с ледника, находящегося в долинке, на хребет ведет раздваивающийся в верхней части кулуар (фото 16).

Фото 15. Верховья ледника Куйлю южный.
Фото 15. Верховья ледника Куйлю южный.
Фото 16. Путь подъема на перевал Буревестник со стороны ледника Куйлю южный.
Фото 16. Путь подъема на перевал
Буревестник со стороны ледника
Куйлю южный.

 

13 августа День 11
Ледник Куйлю Южный - перевал Буревестник (2А*, 4520, сн.-лд.) - ледник Ашу-Тор Восточный.
Облачно Пасмурно, снег Облачно
4 км +520 м; -320 м; 7 часов 55 мин

 

Общий подъём в 5 часов. Выход в 6 часов. Погода отличная. Сначала вдоль русла ручья, потом вдоль правобережной морены ледника быстро набираем высоту. С ледника видно, что на хребет ведет раздваивающийся в верхней части кулуар. В 8.30 часов подошли к основанию кулуара, по которому планировали подняться на хребет. С запада приближается плотная серая туча. Хочется подняться на перевал до её подхода, чтобы успеть просмотреть путь спуска. Кулуар, в средней, наиболее крутой части около 45º, покрыт смерзшимся, но не жестким снегом (фото 17).

Кулуар прогревается во второй половине дня. В средней части кулуара, перед его разделением, слой снега около 10-15-ти сантиметров, под снегом лёд. На перевал поднялись по западной, более пологой (около 35º) ветви кулуара в 11 часов. Тур не нашли ни на нашей седловине ни на восточной, на которую выходит вторая ветвь кулуара. Сложили тур на скальном выходе.

После просмотра возможных путей спуска  стало очевидно, что категория сложности перевала выше заявленной. Такого крутого спуска не было ни на одной из пройденных нами трех 2Б. На фотографии 21 показан путь спуска с перевала и место ночевки. Кружком отмечено истинное местонахождение перевала Буревестник.

Фото 17. Подъем на перевал Буревестник по широкому снежно-ледовому кулуару.
Фото 17. Подъем на перевал Буревестник
по широкому снежно-ледовому
кулуару.
Фото 18. Разведка пути спуска с перевала Буревестник на ледник Ашутор восточный.
Фото 18. Разведка пути спуска
с перевала Буревестник на ледник
Ашутор восточный.
Фото 19. Спуск с перевала Буревестник на ледник Ашутор восточный.
Фото 19. Спуск с перевала Буревестник
на ледник Ашутор восточный.

В 12 часов продолжили движение, уйдя от седловины на 50 метров вправо. Оттуда 80 метров, слегка забирая вправо от линии падения воды,  ближе к краю ледовых сбросов. Здесь слой снега меньше и можно организовать страховку на ледобурах. Вдоль ледового сброса 125 метров до выхода на ледник в 10 метрах выше неширокого бергшрунда, перекрытого во многих местах надежными мостами (фото 19).

Крутизна склона около 70º. Последние 25 метров почти отвес (фото 20).

На фотографии показан путь спуска с перевала, точки крепления перил и место ночевки.

Спуск первого участника на ледник в 14 часов.

Отойдя от склона на безопасное расстояние, поджидая, пока ребята снимут перила, сделали обед. На перевал Обручева и, следовательно, на одноименный пик не пошли, так как снег совершенно не держит. Отстаем от графика. Поставили палатки.

Фото 20. Путь спуска с перевала Буревестник на ледник Ашутор восточный. Отмечены места крепления перил и место ночевки.
Фото 20. Путь спуска с перевала
Буревестник на ледник Ашутор восточный.
Отмечены места крепления
перил и место ночевки.
Фото 21. Хребет Куйлю и ледник Ашутор Восточный (фотография сделана с вершины 4721). Показан путь спуска с пройденного группой перевала. Кружком отмечено вероятное местонахождение перевала Буревестник.
Фото 21. Хребет Куйлю и ледник
Ашутор Восточный (фотография сделана
с вершины 4721). Показан путь
спуска с пройденного группой перевала.
Кружком отмечено вероятное
местонахождение перевала Буревестник.

 

14 августа День 12
Ледник Ашу-Тор Восточный - нижнее течение реки Ашу-Тор Восточный.
Нет видимости, снег Пасмурно Облачно
8 км -700 м; 4 часа 50 мин

 

К ночи погода традиционно испортилась. Всю ночь шёл снег. После завтрака, в ожидании видимости, успели поспать около часа. Прояснило только ближе к 10 часам утра. Пошли вниз по леднику, пересекая его в среднем течении с юга на север (фото 22).

К 11 часам пересекли ледник и пошли дальше держась между ледником и его правобережной мореной. В 12.30 часов встали на обед у языка ледника. Река мутная. Воду для чая набрали с ледника.

После двухчасового обеда перешли вынос небольшого свежего селя, спустившегося в русло реки Ашу-Тор Восточный (фото 23).

В этом месте, с правого борту долины постоянно шли камни, застревая в кармане правобережной морены.

К 16 часам, по плоскому, широкому дну долины, дошли до первых полян и, сделав ещё переход, встали на ночевку. Небольшой ручей теряется на поляне, в нескольких метрах от обрывистого берега реки Ашу-Тор Восточный. В реке вода очень грязная.

Фото 22. На леднике Ашутор восточный.
Фото 22. На леднике Ашутор восточный.
Фото 23. Свежий сель у языка ледника Ашутор восточный.
Фото 23. Свежий сель у
языка ледника Ашутор восточный.

 

15 августа День 13
Река Ашу-Тор Восточный - среднее течение реки Каракол-Тор Западный.
Мокрый снег Ясно Облачно
19 км -400 м; +200 м; 5 часов 35 мин

 

Только успели собрать рюкзаки, как пошёл дождь со снегом (фото 24). Вышли в 7 часов. К 10 часам утра, по альпийским лугам (в верхней части долины есть тропа) добрались до стойбища у слияния рек Ашу-Тор и Каракол-Тор Западный. К 16 часам, после двухчасового обеда, подошли к месту переправы через Каракол-Тор Западный. Переправа вечером практически не отличалась от утренней переправы, уровень воды существенно не изменился (фото 25).

После переправы разобрали заброску и встали на ночёвку.

Фото 24. Спуск по долине реки Ашутор.
Фото 24. Спуск по долине реки Ашутор.
Фото 25. Переправа через реку Караколтор выше впадения левого притока реки Караколтор.
Фото 25. Переправа через реку Караколтор
выше впадения левого притока
реки Караколтор.

 

16 августа День 14
Река Каракол-Тор Западный - верховья ледника левого притока реки Каракол-Тор Западный.
Низкая облачность Облачно Пасмурно, снег
8 км +900 м; 5 часов 30 мин

 

Вышли в 8 часов. По крутому травянистому склону, припорошенному за ночь мокрым снегом, за 1 час поднялись на высокий левый борт долины Каракол-Тор, тропы нет. По каменным отложениям на правом берегу реки, к 10 часам вышли на ледник. Погода периодически портится.

Обед сделали в 12 часов, выйдя на широкое, слегка наклонное  ледовое плато. Видимости нет, куда двигаться дальше непонятно. Во время обеда погода наладилась, и удалось  сориентироваться. В верховьях ледника  просматривается снежный, равнобедренный треугольник вершины 4721 (фото 26). Справа по ходу, за скальным ребром скрыт перевал Одесских политехников.

В 14 часов пошли в связках вверх по леднику, стараясь держаться его правого борта.

К 17 часам, обойдя ледопад, вышли на верхнее плато ледника, и примерно в километре от вершины 4721 встали на ночёвку.

Фото 26. На леднике левого притока реки Караколтор. Вдали видна заснеженная пирамида вершины 4721.
Фото 26. На леднике левого притока
реки Караколтор. Вдали видна
заснеженная пирамида вершины 4721.

 

17 августа День 15
Перевал Одесских политехников (2Б, 4600, сн.-лд.) - среднее течение реки Чон-Узень.
Ясно Ясно Ясно
10 км +200 м; -1400 м; 6 часов 15 мин

 

Утром одна из горелок работала плохо. Понадобилось её чистка, поэтому завтракали поздно. В 9.30 вышли к перевалу. Перевал находится восточнее вершины 4721, в месте, где от основного хребта на север уходит его отрог, разделяющий ледники Чон-Узень Западный и Чон-Узень Восточный.

В 11.20 всей группой поднялись на перевал. Тур на скалах слева. Спуск начали в 12 часов. От нижнего края скал, по снежному склону (до 50º) на небольшое наклонное снежное поле (правая сторона начинающегося отрога) навесили 1 верёвку перил (фото 27).

Отсюда в связках, сначала влево-вниз на отрог, затем по наклонному, широкому, снежному гребню отрога вниз. В верхней части две неширокие засыпанные снегом трещины. Спустившись до скальных выходов в средней части отрога, по мелкой осыпи или по снегу влево-вниз на приток восточной ветви ледника Чон-Узень Западный. Приток восточной ветви формируется в цирке, лежащем непосредственно под вершиной 4721 и в нижней части правый борт его обрывается ледопадом. Обойдя ледопад слева, под склонами вершины 4721, спустились на восточную ветвь ледника Чон-Узень Западный (фото 28).

По центру ледника, оставляя справа зону разломов, дошли до его конечных морен и в 15 часов встали на обед.

В 17 часов начали спуск к озеру, держась левее ручья. Обогнув озеро слева, сначала по камням, лежащим в русле ручья, затем по альпийским лугам вышли к борту долины реки Чон-Узень. Ручей обрывается в долину бурным потоком.

По крутым травянистым склонам, левее ручья спустились в долину. Верховья долины завалены крупными каменными блоками. За завалами, на левом берегу реки появляется тропа. В 18.45, увидев удобную полянку, встали на ночевку.

Фото 27. Начало спуска с перевала Одесских политехников.
Фото 27. Начало спуска с перевала
Одесских политехников.
Фото 28. Путь спуска с перевала Одесских политехников на ледник Чон-Узень западный (фотография 2007 года).
Фото 28. Путь спуска с перевала Одесских
политехников на ледник Чон-Узень
западный (фотография 2007 года).

 

18 августа День 16
Верховья реки Чон-Узень - река Арашан.
Пасмурно Дождь Пасмурно
11 км -400 м; 3 часа 30 мин

 

Вышли по тропе в 9 часов. Завал, перегородивший долину выше слияния Чон-Узень и ручья Такыр-Тор, обошли вдоль берега реки и в 10.30 остановились на поляне, среди первых елей и арчи, в 300-х метрах выше устья ручья Такыр-Тор. Сделали полуднёвку. Партиями сходили на горячие источники Такыр-Тор. По тропе от устья Такыр-Тор до источников можно налегке добраться за 1 час.

В 17 часов под дождём переправились по бревнам на левый берег Такыр-Тор и по хорошей тропе пошли вниз. В 17.45 достигли урочища Экичат.

В 18.30 переправились по бревнам через ручей Кыруин-Тор, а в 19.10, найдя удобные площадки, встали на ночлег.

 

19 августа День 17
Среднее течение реки Арашан - город Каракол.
Пасмурно Ясно Облачно
27 км -800 м; 7 часов 10 мин

 

Вышли в 9 часов. В 9.50 переправились по бревнам через речку Кельдыке и в 10.25 остановились на привал у курорта Арашан. От Кельдыке до курорта тропа идёт по еловому лесу и довольно сильно разбита лошадьми.

Ребята не смогли побороть искушения, купили кумыса с хлебом и расправились с ними в несколько минут. После перекуса переправились по мосту на правый берег реки Арашан и, миновав ванны с горячими источниками, пошли вниз по грунтовой дороге. В 14 часов сделали обед на берегу ручья Тура-Булак - правого притока реки Арашан.

С 15.30 до 17.30 часов прошли оставшийся отрезок пути до Теплоключенки. В Теплоключенке около нас остановилась полная пассажиров "газель", но водитель убедил нас ехать и мы непостижимым образом, всей группой вместе с рюкзаками, забились в машину. В 19 часов мы высадились в Караколе, недалеко от офиса фирмы "Туркестан-Тревел". Прибыв в "Туркестан-Тревел", поставили палатки на территории её фруктового сада, приняли душ и переодевшись, сходили в кафе на ужин.

 

20 августа  
Город Каракол.
Ясно Облачно, +20 Дождь, гроза
     

 

Днёвка в Караколе. Утром на автовокзале купили билеты на рейсовый автобус до Бишкека. После завтрака сходили на рынок, обошли магазины. Часть группы решила съездить на озеро Иссык-Куль. До озера можно добраться рейсовым автобусом с центральной площади города.

Вода в озере оказалась холодной и полноценного купания не получилось. Кроме того, начал дуть холодный западный ветер и даже в футболках стало холодно. Собрав вещи, мы решили вернуться в Каракол.

После ужина, перед началом упаковки рюкзаков, с запада пришла грозовая туча и начался дождь. Вещи собирали в палатке. Мокрые палатки в рюкзаки убирать не стали. Дождь перестал, и мы пешком пошли на автовокзал. По дороге дождь снова усилился и до автовокзала мы добрались вымокнув до нитки.

С трудом уселись в автобус, так как водитель всё багажное отделение забил мешками с яблоками. Часть рюкзаков пришлось разместить в салоне автобуса.

 

21 августа  
Город Бишкек.
Ясно Ясно, +30 Ясно
     

 

Слегка просохнув за ночь, с остановкой на перекус в придорожном кафе, в 6 часов утра мы высадились на автовокзале города Бишкек.

От услуг таксистов отказались и на городском автобусе доехали до парка, по которому поднялись к железнодорожному вокзалу. Расположившись рядом с вокзалом, вывесили за киоском, подальше от любопытных глаз, наши палатки для просушки. Поочередно сходили в город: позавтракали, купили продуктов в дорогу.

По прибытии поезда, без взвешивания рюкзаков на пункте взвешивания ручной клади, погрузились в поезд и в соответствии с расписанием покинули столицу гостеприимного Кыргызстана.  

 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ МАРШРУТА.

Перевал Валерия Грушина, из-за достаточно большой высоты перевала, заснеженности и необходимости прохождения длинного участка в верховьях ледника Кара-Тор оказался сложнее физически, чем технически. Техническая сложность перевала определяется спуском на ледник Куйлю Южный. Возможно, после малоснежной зимы и в жаркое лето потребуется навеска нескольких веревок перил. В нашем случае весь спуск проходил по глубокому снегу со страховкой через ледорубы. Но нужно внимательно следить за лавинной опасностью. При этом следует учитывать, что по желобу, из-под скал, снег сходит более часто (фото 14). Но это препятствует большому накоплению снега.

Перевал "Буревестник" оказался самым сложным в техническом плане. В малоснежный сезон может понадобиться организация страховки на подъёме по кулуару, особенно в нижней его части. Проходить кулуар необходимо в первой половине дня (возможно падение камней по ледовому склону). Спуск с перевала нужно начинать сместившись от седловины примерно на 100 метров влево. В этом случае удастся обойти мощный ледовый сброс. Перед спуском на ледник Ашу-Тор Восточный следует обратить внимание на наличие карнизов на гребне хребта. В нижней части склона наиболее удобный путь спуска оказывается в зоне возможного поражения при обрушении карниза. Поэтому на спуске нужно придерживаясь края ледовых сбросов, остающихся слева.

Перевал Одесских политехников имеет ярко выраженный односторонний характер. Проходить перевал необходимо при хорошей погоде, так как при прохождении перевала с юга на север нужно точно знать место начала спуска, чтобы избежать попадания на сбросы Аксуйской стены. Дальнейшее движение по широкому ребру и спуск с него на ледник Чон-Узень Западный также требует знания пути спуска и хорошей погоды.

Переправа через реку Ашу-Тор может стать очень серьёзным препятствием на пути к перевалам хребта Куйлю если будет отсутствовать мостик через неё.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

№ п/п Наименование Вес единицы (кг) Кол-во Общий вес (кг)
1 Палатки 4 2 8,0
2 Котлы 0,75 2 1,5
3 Горелки 0,5 3 1,5
4 Топливо (бензин) 0,66 12 л 7,9
5 Стеклоткань 0,4 1 0,4
6 Поварешка 0,1 1 0,1
7 Спички 0,05 1 0,05
8 Снежная лопата 0,6 1 0,6
9 Верёвка основная 3,5 4 14,0
10 Карабины 0,1 16 1,6
11 Ледобуры 0,08 14 1,1
12 Крючья скальные 0,06 5 0,3
13 Расходные петли 0,2 3 0,6
14 Фотоаппараты   3 1,75
15 Мешки для заброски 0,08 3 0,25
16 Ремнабор 0,9 1 0,9
17 Аптечка 1,5 1 1,5
18 Айсбайль 1,25 1 1,25
  ИТОГО:     43,3
 

ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

№ п\п Наименование Вес (кг)
Специальное
1 Каска 0,35
2 Карабины (5шт.) 0,5
3 Страховочная система с самострах. 0,7
4 Рукавицы брезентовые 0,1
5 Жумар 0,3
6 Спусковое устройство 0,2
7 Ледоруб 0,8
8 Кошки, стропы, упаковка 1,0
9 Очки солнцезащитные 0,05
10 Репшнуры (3шт.) 0,3
Обычное
1 Рюкзак 1,0
2 Спальник 1,5
3 Коврик 0,7
4 Тёплая куртка 1,2
5 Свитер 0,5
6 Накидка от дождя 0,2
7 Шапочка от солнца (платок) 0,2
8 Ветрозащитный костюм 0,3
9 Костюм "полартэк" 0,7
10 Термобельё 0,4
11 Тёплая шапочка 0,2
12 Носки шерстяные (2п) 0,3
13 Носки х\б (3п) 0,2
14 Стельки 0,1
15 Фонарики на ботинки 0,1
16 Горные ботинки 1,5
17 Кроссовки 0,5
18 Фонарь налобный 0,1
19 Чашка, ложка, кружка, нож 0,4
20 «Сидушка» 0,2
21 Спички в гермоупаковке 0,05
22 Гигиеническая помада 0,05
23 Гигиенические принадлежности 0,3
24 Деньги, документы 0,2
  ИТОГО: 15,2
 

РЕМОНТНЫЙ НАБОР.

№ п\п Наименование Количество
1 Отвертка 1
2 Ножницы 1
3 Пассатижи 1
4 Шило с приставками 1
5 Напильник 1
6 Иголки, нитки, дратва, наперсток Комплект
7 Капрон, кожа, брезент Комплект
8 Клей "момент" 1
9 Киперная лента (5 м) 1
10 Шурупы 10
11 Пуговицы 10
12 Скотч 1
13 Проволока Комплект
14 Капроновый шнур (20 м) 1
15 Крючки, кнопки платяные 10
16 Очки с\з запасные 1
17 Ложка запасная 1
18 ЗИП для горелок 2
  ОБЩИЙ ВЕС: 0,9 кг
 

МЕДИЦИНСКАЯ АПТЕЧКА.

№ п\п Наименование Кол-во (шт.) Предназначение
1 Бинты стерильные 5  
2 Бинты нестерильные 5  
3 Вата 100 гр  
4 Лейкопластырь ленточный 1  
5 Лейкопластырь бактерицидный 15  
6 Эластичный бинт 2  
7 Ножницы 1  
8 Термометр ртутный 1  
9 Левомеколь (мазь) 1 Лёгкие обморожения, нагноения
10 Актовегин (мазь) 1 Мелкие травмы
11 Бальзам "спасатель" 1 Мелкие травмы
12 Детский крем 1 На лицо, руки
13 Ампициллин 20 таб  
14 Бисептол 20 таб  
15 Седалгин 1 уп  
16 Цитрамон 1 уп  
17 Супрастин 1 уп  
18 Но-шпа 1 уп  
19 Активированный уголь 10 уп Аллергия
20 Аллохол 1 уп  
21 Гастал 1 уп  
22 Фурацилин 1 уп  
23 Перманганат калия 10 гр  
24 Перекись водорода 1 уп Полоскание горла
25 Регидрон 2 уп  
26 Валидол 1 уп  
27 Нитроглицерин 1 уп  
28 Поливитамины "компливит" 2 Ежедневный прием
29 Аскорбиновая кислота (драже) 2 Ежедневный прием
30 Баралгин в ампулах по 5 мл 10 амп  
31 Шприцы 5 мл 2  
32 Парацетамол 1 уп ОРВИ
33 Димедрол 1 уп Аллергия
34 Стрептоцид 1 уп  
35 Фталазол 1 уп  
36 Фуразолидон 1 уп Кишечные инфекции
37 Кетанов 1 уп Обезболивание
  ОБЩИЙ ВЕС: 1,5 кг  
 

СМЕТА РАСХОДОВ.

Статьи расхода На чел. (руб.) На группу
1 Электричка Пермь- Екатеринбург 290 2610
2 Поезд Екатеринбург - Чу 2257 20313
3 Автобус от станции Чу до города Каракол 1000 9000
4 Машина от Каракола до а/л 611 5500
5 Автобус посёлок Теплоключенка - город Каракол 25 225
6 Автобус от Каракола до Бишкека 265 2385
7 Поезд Бишкек - Екатеринбург 2921 26289
8 Поезд Екатеринбург - Пермь 502 4518
9 Проживание в Караколе (2 суток) 152 1368
10 Питание в походе 2100 18900
11 Камера хранения в Караколе   800
12 Плата за пребывание в нац. парке Каракол   340
13 Топливо   1400
14 Аптечка   800
15 Накладные расходы   2650
16 Общее питание в дороге   960
  ИТОГО: 10895 98058
 

ФОТОАЛЬБОМ.

С фотоальбомом похода можно ознакомиться здесь (28 фото).

 

КАРТЫ.

Маршрут на карте: первая часть и вторая часть.

 

 

ДАННЫЕ GPS-НАВИГАТОРА.

Архив c точками в формате GDB можно скачать здесь.

 

 

Чтобы связаться с нами, нажмите здесь.
Сайт ПНИПУ