| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА ПЕРМСКОГО КРАЯ
|
г. Пермь
2007
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
---|---|---|---|---|---|
Общая | Ходовых дней | ||||
Горный | Третья | 120 | 19 | 12 | 19.07.2007 - 06.08.2007 |
Район: Центральный Тянь-Шань (хребет Терскей-Ала-Тоо).
Нитка маршрута: город Каракол - река Барскаун - река Дунгуроме Западная - перевал Джууку Западный (Дунгуроме) (н/к, 3797 м, тр.-ос., рад.) - ледник 138 - перевал Кама (1Б*-2А, 4294 м, лд., п/п) + вершина Кама (1Б*-2А, 4527 м, лд.-ск., п/п, восхождение) - ледник 138 - перевал Останцовый (1Б, 4078 м, лд.-ос., п/п) - река Дунгуроме Восточная - река Джууку - перевал Джууку (н/к, 3633 м) - сырты Арабель - перевал Охотников (1А, 4077 м, ос.-тр., п/п) - река Чунтор - перевал Чунтор (2А, 4443 м, сн.-лд., п/п) - ледник Котуртор - разведка перевалов Котуртор-Иттиш I, II, III (2А, 4695 м, сн.-лд., рад.) - перевал Котуртор (2А, 4287 м, сн.-лд., п/п) - река Джууку - река Джукучак - горячие источники "Джукучак" - город Каракол.
Количество участников: 10 человек
Руководитель: Деменев Николай Павлович
Отчёт храниться в Пермской Областной Маршрутно-Квалификационной Комиссии. В сети Интернет на сайте: www.meridian.perm.ru.
Поход рассмотрен Пермской Областной МКК (159-00565630500).
ПЛАН МАРШРУТА.
№ п/п | Дата | Ход. день | Пункты маршрута | Расстояние, км | Набор высоты, м |
---|---|---|---|---|---|
1 | 19.07.2007 | Поезд 306 Свердловск - Бишкек (отправление 14.09 MSK). | |||
2 | 20.07.2007 | Поезд 306 Свердловск - Бишкек. | |||
3 | 21.07.2007 | Прибытие в Бишкек (18.31 МSK+2). Автобус до города Каракол (400 км) | |||
4 | 22.07.2007 | 1 | Машина до долины реки Барскаун до устья реки Дунгуроме Западная (85 км). Начало маршрута (высота 2748 м). Вдоль реки Дунгуроме Западная до высоты 2960 м. | 2 | 212 |
5 | 23.07.2007 | 2 | Подход по реке Дунгуроме Западная. Заброска на перевал Джууку Западный(Дунгуроме) (3797 м, н/к, тр.-ос.) | 10 | 837 |
6 | 24.07.2007 | 3 | Подход под ледник 138 (3823 м) | 4 | 300 |
7 | 25.07.2007 | 4 | Радиальный выход на перевал Кама(1Б*-2А, 4294 м, п/п) + вершина Кама (1Б-2А, 4527 м,п/п) | 8 | 704 |
8 | 26.07.2007 | 5 | Ледник 138 - перевал Останцовый (1Б, 4078 м, лд.-ос., п/п) - река Дунгуроме Восточная. Радиальный выход на перевал Джууку Западный (н/к). | 14 | 255 |
9 | 27.07.2007 | 6 | Река Дунгуроме Восточная - река Джууку - подход под перевал Джууку. | 14 | 300 |
10 | 28.07.2007 | 7 | Перевал Джууку (н/к, 3633 м) - сырты Арабель - перевал Охотников (1А, 4077 м, п/п) - река Чунтор. | 15 | 728 |
11 | 29.07.2007 | 8 | Перевал Чунтор (2А, 4443 м, сн.-лд., п/п) - ледник Котуртор. | 11 | 626 |
12 | 30.07.2007 | 9 | Разведка перевалов Котуртор-Иттиш I, II, III (2A, 4695 м, сн.-лд.,п/п) - ледник Котуртор. | 7 | 528 |
13 | 31.07.2007 | 10 | Перевал Котуртор (2A, 4287 м, сн.-лд., п/п) - река Джууку. | 10 | 120 |
14 | 01.08.2007 | 11 | Река Джууку - устье реки Джукучак. | 18 | |
15 | 02.08.2007 | 12 | "Теплые ключи Джукучак" - Река Джууку - посёлок Сару - город Каракол. | 7 | |
16 | 03.08.2007 | Автобус Каракол - Бишкек (ночью, 400 км) | |||
17 | 04.08.2007 | Поезд Бишкек - Свердловск (отправление 05.57 МSK) | |||
18 | 05.08.2007 | Поезд Бишкек - Свердловск. | |||
19 | 06.08.2007 | Поезд Бишкек - Свердловск. Прибытие в Екатеринбург (12.12 MSK). Екатеринбург - Пермь. | |||
Итого | 120 | 4610 |
СПИСОК ГРУППЫ.
№ п/п | Ф.И.О. | Фотография | Год рожд. | Адрес, телефон | Туристический опыт | Обязанности |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Деменев Николай Павлович | 1958 | г. Пермь ул. Яблочкова, 31-49 д.т. (3422) 691345 р.т. (3422) 203803 |
3*5 Г-Р, Памиро-Алай (3А рук., 3Б уч.) 2*6 П-Р Пр.Урал, Алтай 2*5 Л-Р, Прип.Урал, Баргузинский хр. |
Руководитель | |
2 | Секалин Александр Сергеевич | 1974 | г. Пермь, ул. Закамская, д. 2, корпус "А", кв. 12 | 1 Л-У Сев.Урал 2 Л-У Сев.Урал (1Б уч.) |
Ремонтник | |
3 | Мамаева Ирина Валерьевна | 1966 | г. Пермь, ул. Пушкарская, 67-58 | 3,4 Г-У, 6П-У Алтай (3А уч.) | Участник | |
4 | Трушкова Надежда Анатольевна | 1987 | г. Пермь, ул. 9-го Мая, 11-307 | 1 Л-У, 2 Л-Сев.Урал (1А уч.) | Ответственный за питание | |
5 | Казаков Алексей Васильевич | 1983 | г. Пермь, Свердловский р-н, пос. Новые Ляды, ул. Мира, 28-11 | 1,2 Г-У Ц. Кавказ (1Б уч.) | Участник | |
6 | Шишмаков Сергей Николаевич | 1960 | г. Кунгур, ул. Победы, 2 | 5 Л-У 5 П-У Кодар 6 П-У Алтай (3А уч.) |
Участник | |
7 | Харитонов Дмитрий Анатольевич | 1968 | г. Пермь, ул. Пожарского, 15-128 | 3,4 Г-У Фаны 4 Л-У Пол. Урал 6 П-У Алтай (3А уч.) |
Участник | |
8 | Деменева Екатерина Николаевна | 1981 | г. Пермь, ул. Яблочкова, 31-49 | 5 Г-У Терскей 3 Г-У Алтай, (3А уч.) |
Ответственный за аптечку | |
9 | Калашникова Наталья Михайловна | 1964 | г. Кунгур пер. Вострикова, 20-54 | 2 Л-У, Урал 2 Г-У Алтай, (1Б уч.) |
Участник | |
10 | Деменев Дмитрий Николаевич | 1989 | г. Пермь, ул. Яблочкова, 31-49 | 1,2 П-У Сев. Урал (1Б уч.) | Участник |
ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.
Обзорная карта маршрута. |
Наш горный поход третьей категории сложности проходил в рамках горного УТС Пермского края. Всего в горах Киргизии было пройдено 7 маршрутов. Наш маршрут предусматривал заезд из города Каракола по долине Барскауна под перевал Барскаун. Затем заход по реке Дунгуроме Западная с большим набором высоты до устья ручья с ледника 138. Затем следовала заброска на линейную часть маршрута на перевал Джууку Западный (1А, по классификатору). Далее следовала разведка района вершин 4527 м - 4548 м. Было предусмотрено несколько вариантов. Исходя из спутниковых снимков Google, была запланирована разведка перевала 4200 м - выход на Арабельские сырты, одновременно с разведкой вершины 4527 м. После этого при наличии времени и хорошей походы рассматривалась возможность совершить кольцо через два перевала 1Б-2А около вершины 4548 м с выходом на реку Дунгуроме Западная. Также был предусмотрен вариант выхода к заброске более простым перевалом 1Б-2А в западном отроге вершины 4548 м. После забора заброски шла линейная часть по реке Джууку, перевал Джууку (1А по классификатору) с выходом на Арабельские сырты. Далее по реке Чунтор перевал на ледник Котуртор. Затем после разведки вершины Ит-Тиш (4808 м) перевал на ледник Иттиш и через перевал Иттиш (1А) выход на реку Джууку и в посёлок Сары. Разработаны были запасные варианты движения в обход отрогов по Арабельским сыртам прямо на перевал Иттиш и выход с ледника Котуртор на Джууку. В Интернете сведений по перевалам найдено не было. В районе Джууку-Дунгуроме наших групп не было. Поэтому маршрут представлял собой первопрохождение малопосещаемого и практически неизвестного участка.
ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ.
Все участники группы ранее неоднократно ходили в составе разных групп с руководителем. Все без исключения, давно знают друг друга, а потому психологический климат в группе был благоприятным. Четверо участников ходили в прошлом году в "шестерку" пешую на Алтае.
Сроки проведения похода.
Судя по многолетнему опыту, конец июля - начало сентября является оптимальным по погодным условиям временем для проведения похода на Центральном Тянь-Шане. В начале июля ещё много снега, неустойчивая погода. В конце сентября возможны сильные похолодания.
В этом году погода была даже лучше типичной для Терскея. Поле обеда из-за активной инсоляции и глубокого снега (до 1 м) становилось невозможно продолжать движение по ледникам выше 4000 м. Грозы были регулярно, но нам они помешали только один раз на подходе к леднику 138.
Тактика прохождения маршрута.
При заходе в район нами было запланировано сделать заброску на перевал Дунгуроме, он же Джууку Западный (по классификатору 1А, фактически н/к), чтобы облегчить акклиматизационное кольцо. При подходе к леднику 148 нас прихватила мощная гроза, поэтому нам пришлось частично менять намеченные планы. После тщательной разведки мы решили в кольцо не ходить, а ограничиться акклиматизационным восхождением на вершину 4527м. (п/п, Кама, 2А) через перевал 4200 м (п/п, Кама, 1Б*-2А). С вершины великолепный обзор на сырты и массив Акшийрак. Далее вариантом через перевал 1Б-2А (фактически 1Б, п/п, Останцовый) на реку Дунгуроме Западная. После прохождения перевала Останцовый выяснилось, что мы правильно приняли решение не идти в большое кольцо. Заявленный северный ледовый склон с перевала ХХХ оказался 2Б-3А. По долинам Дунгуроме и Джууку идут тропы, пасётся скот. Поэтому затруднений движение не вызывало. Перевал Джууку фактически по прохождению только н/к (по классификатору 1А). Далее тропа выводит на Арабельские сырты. На сыртах мы встретили охотника-киргиза и он нам посоветовал для сокращения пути перевалить через отрог между озером Чоколыкель и ручьём Чунтор. Они туда ходят на охоту на козерогов. Мы воспользовались советом и прошли этот довольно высокий (4077 м, 1А) перевал. Великолепная обзорная точка. На широком плато перевала множество причудливых останцов. Затем мы прошли заявленный перевал 2А с ледника Чунтор на ледник Котуртор (Чунтор, п/п, 4443 м). Во время спуска с перевала Чунтор второй и третьей связки, первая связка сходила и осмотрела низкую седловину с ледника Котуртор к реке Джууку, так на всякий случай, оценили 2А-2А*. И случай представился. При прохождении перевала с ледника Котуртор на ледник Иттиш выяснилось, что не все картинки Google соответствуют действительности. Произошло наложение отрогов. Подъём по фирновому склону 45-50º вывел нас к вертикальному обрыву высотой метров 500 к леднику Иттиш. Решили из 2А не делать 3А. Произвели разведку ещё двух седловин севернее, камнеопасно и не менее 3А. Вернулись на стоянку на леднике Котуртор. Было два варианта - обходить 35 км по Арабельским сыртам на перевал Иттиш (н/к), либо по просмотренной седловине на Джууку. Решили спускаться на Джууку. Прошли красивый перевал Котуртор (2А, п/п, 4287 м) на Джууку. Затем по тропе - дороге вдоль Джууку до впадения реки Джукучак. Оттуда мы поднялись по дороге 7 км до горячих источников "Джукучак" и уже оттуда уехали на маршрутке в Каракол. Пройдено 7 перевалов, из них 5 первопрохождений. Совершено два радиальных выхода 2А к. сл. на вершину Кама (4527 м, п/п) и перевалы Котуртор-Иттиш I, II, III (4695 м). Время везде указано пермское, (Москва + 2 ч.). Оно совпадает с местным киргизским.
Снаряжение.
Нами использовалась две палатки. Спальники-комбайны были рассчитаны на 2*3 +4 человека.
Для приготовления пищи в безлесной зоне использовали бензиновые горелки. В лесу готовили на костре. У нас было с собой 2 горелки MSR, 10 литров бензина. Бензина осталось 3 литра, но погода была хорошая и готовили в основном на воде.
Еду готовили в кастрюлях "шайбах", ставили сразу 2 горелки. По бокам укрывали стеклотканью, но нужно быть очень внимательным и осторожным , иначе можно допустить перегрев горелок. На группу из 10 человек, для приготовления чая и одного основного блюда, у нас уходило около одного часа времени. При подготовке к походу, завхоз для приготовления на газу подобрал продукты, требующие минимума времени при приготовлении (овсяные, ржаные, пшеничные хлопья), что значительно снижало расход топлива.
Для безопасного прохождения маршрута необходимо специальное снаряжение. Мы взяли с собой четыре верёвки диаметром 10 мм и длиной 50 м, 5 "френдов", 6 скальных крючьев, 8 ледобуров, расходные петли. Петли оставлялись в основном на спусках.
Каждый участник имел страховочную систему, 3 карабина, кошки, ледоруб, каску. Несколько замечаний по личному снаряжению. Каждый имел хорошие трекинговые кожаные ботинки с "фонариками". Для ранних выходов очень удобны светодиодные фонарики типа "Тика". Что касается одежды, то в условиях нашего похода лучше всего подошла бы одежда из тканей типа GORE-TEX. За отсутствием таковой мы использовали обычный капрон.
Обязательно все вещи в рюкзаке должны быть в водонепроницаемой упаковке. Очень хорошо для этой цели подходят гермомешки, применяемые в водном туризме. Немного тяжеловато, зато всё сухое.
Достопримечательности.
В горах Терскея несомненно привлекателен район пика Ит-Тиш. Очень красиво смотрятся Арабельские сырты и массив Акшийрака.
По маршруту много прекрасных мест - озёра, реки Джууку и Дунгуроме. Очень впечатляют водопады боковых притоков Барскауна
Обязательно нужно выделить пару дней на отдых на озере Иссык-Куль. Если будет возможность, посетите горячие источники Джукучак.
Подъезды, отъезды.
Из Перми на скоростном поезде нужно доехать до станции Свердловск. По определенным дням ходит поезд Екатеринбург - Бишкек. У нас была договоренность с фирмой "Туркестан Трэвэл" о встрече, трансфере и оформлении необходимых документов. В Бишкеке нас встретил автобус и отвез на базу в Караколе. Затем мы на микроавтобусе заехали по реке Барскаун до устья реки Дунгуроме Западная. На выходе мы дошли до горячих источников Джукучак и оттуда уехали на рейсовой "Газели" до Каракола. От Каракола до Бишкека мы уехали на рейсовом автобусе. В Бишкек приехали рано утром и уже вскоре сидели в поезде Бишкек - Свердловск.
Контакты для заброски.
722360, Кыргызстан,Иссык-Кульская обл., г.Каракол, ул. Токтогула 273 Тел/Факс: +996392259896, +996392226489 Sergey Pyshnenko (Travel company "Turkestan") В_Бишкеке: +996312511560 E-mail: turkestan@karakol.kg
Фирма "Тянь-Шань Тревел". Координаты фирмы: 720042, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Щербакова, 127. Тел: +996 (312) 27-05-76. E-mail: tienshan@imfiko.bishkek.su, Web site: http://www.tien-shan.com. Общаться следует с Владимиром Бирюковым
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
При заходе много сил отнимают сазы (заливные луга) вдоль рек. Часто ручьи, бегущие с гор, заливают тропу и образуют заболоченные участки. Приходится подниматься и обходить их по склонам гор. Переправы вброд мы стремились избежать, внизу почти везде есть мосты или поваленные бревна, к ним ведут натоптанные тропы. Одну переправу через Дунгуроме Западная нам пришлось осуществить после разведки и рано утром.
Практически все скальные участки на перевалах камнеопасны. Сильно простреливается южный склон перевала Останцовый (1Б). При спуске с перевала Чунтор (2А) камнеопасный участок (20 м), хотя в основном камни сдергиваются веревками или неосторожными участниками. Поэтому движение на спуск и на подъём мы старались осуществлять строго по вертикали. На осыпях двигались плотной группой.
При движении по ледникам мы двигались в связках и практиковали выход ночью, так как после 11 часов, при хорошей погоде, мосты начинали проваливаться. На ледниках Чунтор и Котуртор был очень глубокий снег и после 11-12 часов мы начинали проваливаться по пояс, ходовой день заканчивался, становились на бивуак. В трещину провалился один раз руководитель на леднике Котуртор, но был благополучно пойман. Существует лавинная опасность на спуске с перевалов Чунтор и Котуртор. Может "слететь" сырая лавина. После 12 часов также становится опасным западный склон перевалов Котуртор - Иттиш I, II, III. Ставить лагерь вблизи перевалов, под склонами, ни в коем случае нельзя. Грозы - частое явление на Терскее. Их приближение хорошо видно, они идут с Иссык-Куля. При подъёме по реке Дунгуроме Западная мы увидели приближение мощной грозы и отказались от дальнейшего движения. Причём грозы идут одна за другой с перерывом в полчаса.
Почти все местное население относится очень дружественно к туристам.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ.
22.07.2007 |
---|
Город Каракол - река Барскаун - река Дунгуроме Западная. |
Ходовой день: 1 Погода: утром ясно, +15ºC; днём дождь, слабый ветер +10ºC; вечером дождь, +10ºC Пройденное расстояние: 3 км Набор высоты: 212 м ЧХВ: 1 ч. 00 мин. |
12.45. Сегодня нам предстоит начать маршрут с полной выкладкой.
Вчера вечером в 20.30 приехали в ночной Бишкек, где после часовых поисков нашли автобус "MERCEDES", который согласился отвезти 3 наших группы сразу до турбазы от фирмы "Turkestan Travel" в Караколе. Жаль, что ночью проехали красивые места (Бомское ущелье и т.д.). Рано утром искупались в Иссык-Куле. В Каракол приехали уже в 7.00, поставили палатки на территории фирмы. Утром подъём в 9.45, сборы. Наконец-то всё влезло в рюкзак после оставления личных вещей на базе. Заезд на микроавтобусе в верховья реки Барскаун (1,5 часа) по хорошей дороге до устья реки Дунгуроме Западная. Это самый мощный левый приток Барскауна. Здесь высота уже 2748 м по GPS и 2745 м по генштабовской карте. Уже чувствуются первые симптомы гипоксии - кислорода-то меньше.
Сделали небольшую разведку, тропа идёт по обеим сторонам реки, но по левому, говорят, лучше. По правому сразу уходит на скалы, там нужна подстраховка верёвкой при движении с тяжелыми рюкзаками (по словам киргизов). Как потом оказалось, все-таки надо было идти по правобережной тропе. Тронулись в 14.15, все затянуто облаками, изредка накрапывает дождь. Идём медленно, разрабатываем ноги, проверяем кроссовки на скольжение. Рюкзаки достаточно тяжёлые, поэтому стараемся не травмироваться. Две ходки по 20 минут и по осыпи выходим на хорошую конную тропу, но она тут же переходит на правый берег. Киргизы ездят на лошадях и для них этот брод не имеет значения. Ширина реки метра 3-4, но поток сжат в ущелье и после дождей вброд лучше не соваться. Глубина на взгляд 60-70 см. Поэтому решаем идти по козьим тропам вдоль реки, повыше падение русла меньше, можно найти переправу. Склон довольно крутой, зарос тянь-шаньской елью с густым подлеском, движение затруднено. Много колючих кустарников с романтическим названием "Верблюжий хвост". Пошел дождь. Туман. После перехода в 20 минут сделали разведку. Повыше река разливается и можно перескочить по камням. Решили ставить лагерь, а утром, по малой воде организовать брод. Собрали дрова, долго разжигали костер. Пришлось выкладывать камнями и мхом места под палатки. Постоянно идёт сильный дождь.
|
|
23.07.2007 |
---|
Движение вдоль реки Дунгуроме Западная. |
Ходовой день: 2 Погода: утром туман, дождь, +10ºC; днём туман, слабый ветер +10ºC; вечером туман, +10ºC Пройденное расстояние: 10 км Набор высоты: 837 м ЧХВ: 5 ч. 50 мин. |
Подъём дежурных в 5.30 утра. Туман, накрапывает дождь. В 50 метрах выше лагеря устроили переправу по камням. Затем с большим набором высоты пошли по сырым глинистым тропам по правому берегу. Идём медленно, давят рюкзаки, чувствуется, что уже выше 3000 м. За три ходки по 30 минут вышли к левому притоку из-под вершины 4672 м. Перешли по камням. Погода улучшается, но горы в облаках.
Ещё три ходки по 30 минут и в 12 часов остановились на обед на альпийских лугах, не доходя 1 км до слияния ручьев из-под перевала Дунгуроме и с ледника 138. Погода улучшается, виден путь подъёма на перевал. Решили поставить лагерь и сделать запланированную заброску на перевал Дунгуроме.
Погода переменчивая, туман. Оставили девушек и Диму Харитонова ставить лагерь, забрали заброску и по левой стороне ручья, по заросшим моренным валам пошли вверх. Две ходки, видимость метров 50-100, изредка накрапывает дождь. Вышли к слиянию ручьев. Достали карту. После ориентировки стало ясно, что мутный и более мощный ручей бежит с ледника 138. А с северо-востока впадает прозрачный ручей из-под перевала Дунгуроме. Кругом много троп, в тумане пасутся лошади. Перепрыгнули ручей по камням и с небольшим набором высоты пошли под перевал. Две хорошие ходки по 45 минут и вышли к снежнику, из которого течёт ручей. Тропа часто теряется на каменных завалах. Ещё за 20 минут вышли на широкую седловину перевала. Ветер, туман. Слева по ходу увидели гряду больших камней, в ней спрятали заброску, забили точку на GPS и за два 30-ти минутных перехода быстрым шагом вернулись в лагерь.
|
|
24.07.2007 |
---|
Движение вдоль реки Дунгуроме Западная до ледника 138. Разведка ледника 138. |
Ходовой день: 3 Погода: утром туман, +10ºC; днём туман, гроза +10ºC; вечером ясно, +15ºC Пройденное расстояние: 5 км Набор высоты: 300 м ЧХВ: 3 ч. 40 мин. |
Подъём дежурных в 5.30 утра. Всю ночь шел дождь. С утра погода улучшилась, появилась видимость. Вышли в 7.30. Три ходки вдоль ручья к леднику 138 по 30 минут. Идём не торопясь, акклиматизации ещё нет. Открылся главный хребет Терскей-Ала-Тоо. С него свешиваются ледники, глаза привычно начинают искать перевалы. На взгляд все 2Б-3А.
Сзади развертывается панорама отрогов Терскея. У нас эти отроги только на картах масштаба 1 км. Сведений о пройденных перевалах нет.
Слева по ходу конгломератные морены вынудили нас перейти на правый берег ручья. Постоянно идёт набор высоты. Часто ходим серпантинами, выбирая заросшие травой участки. Ещё две ходки и встали на обед. Вода в ручье мутная, с сильной белой примесью, дали немного отстояться и процедили. Во время обеда сделали разведку дальнейшего пути. Через два часа продолжили движение. Ещё ходка и мы оказались на правобережной морене. Слева по ходу виден осыпной перевал. Это был наш запасной вариант и, как оказалось, основной перевал Останцовый (1Б).
|
|
Справа по ходу морена упиралась в скалы, а за ней виден был ледник 138. Вдоль левого борта просматривался путь подъёма на ледник. Поэтому перешли через ручей и вышли за 20 минут на левобережную морену. В это время с Иссык-Куля по долине Барскауна пришла гроза. Выглядела она очень внушительно. За левобережной мореной увидели озеро с удобными площадками. Быстренько разбили лагерь. Ширина ручья до 15 м, глубина до 30 см.
Гроза продолжалась минут 40, но какая-то странная. Грома и молний было много, дождя совсем не было, чуть-чуть летела крупа. После грозы выглянуло солнышко, но тучи висели над Барскауном. Решили сходить в разведку на ледник 138. Подъём по гребню морены, примерно 30 минут и затем гладкий лед. В это время снова пришла гроза, быстренько сбежали вниз. Снова из осадков только крупа. Решили в этот день дальше не ходить.
|
|
|
25.07.2007 |
---|
Подъём на перевал Кама (1Б-2А, п/п) - вершина Кама (2А, п/п, 4527 м). |
Ходовой день: 4 Погода: утром ясно, +2ºC; днём ясно +10ºC; вечером ясно, +15ºC Пройденное расстояние: 8 км Набор высоты: 704 м ЧХВ: 4 ч. 00 мин. |
Подъём дежурных в 6 часов. Через полчаса общий подъём. Сегодня идём на разведку узла вершины 4527 м. Решили варьировать график, так как отстаем на полдня. За 30 минут по средней морене поднялись к леднику 138. Крутизна 30-35º. Выход на ледник - гладкий крутой ледовый склон около 50 м, длиной 8-10 метров. Нижняя половина ледника 138 (около 1 км длиной) - открытый лёд. Одели кошки и за 30 минут подошли к началу снеговой линии. Достали верёвки, связались. Ледник пологий, около 15º. Связками 4+3+3 пошли в направлении на юг хорошо видимого перевала 4 (далее по схеме G2 из Google). На востоке видны две седловины перевала 6. Северная седловина проще, примерно 1Б-2А.
На юг хорошо видна седловина перевала Кама (как мы его решили назвать). Примерно через 300 метров от начала снега появились закрытые трещины, идёт перегиб ледника. Снег ночью замёрз плохо и почти не держит. Приходится тропить, проваливаясь до 30 см. Выше начали проваливаться глубже, попеременная страховка при переходе через трещины. Взяли вправо по ходу, вдоль склона, где меньше трещин. За два 30-ти минутных тяжёлых перехода подошли к перевальному взлёту высотой метров 150. Крутизна в верхней части до 45-50º, твёрдый фирн. С попеременной страховкой через ледорубы подошли к ключевому участку, он длиной около 40 метров, вверху на перегибе просматривается трещина. Первый со страховкой на передних зубьях по льду вышел наверх и закрутил ледобур. Первая связка на жумарах по очереди начала подъём. Подошли вторя и третья связки, не стали ждать. У них первые вышли вверх в метрах 20 от нас и тоже повесили перила.
|
|
|
После выхода к трещине ледник сильно разорван, трещины шириной по 5-7 метров, мостов мало. До седловины остается ещё метров 300, глубина тропёжки в снегу 20-30 см. Мокрый снег, мосты держат плохо. С попеременной страховкой через трещины пошли на юг. За 20 минут вышли на широкую и плоскую снежную седловину. Перед нами внизу полого уходит ледник, внизу сырты и озёра. Через широкую долину Арабельских сыртов виден Акшийрак. С востока спускается с вершины 4527 крутой скально-снежный склон. Ниже он выполаживается и заканчивается небольшим скальным гребнем. За 10 минут подошли к гребню. Признаков тура нет. Сложили тур, написали записку, измерили высоту по GPS - 4294 м. Назвали перевал Кама. В это время подошли остальные связки, долго фотографировались и ели шоколад.
С широкой седловины спуск на юг не виден, он ведет по гладкому леднику, на взгляд, лучше спускаться вправо на осыпь и обходить язык ледника.
|
|
|
После отдыха начали подъём по снежно-фирновому склону на восток к вершине 4527 м (Кама) вдоль скального гребня. Крутизна 30-35º. Через 200 метров подъёма обошли скальный гребень и вышли к осыпному склону. Сняли кошки, развязались и начали подъём по средней осыпи, крутизной 30-35º. Подъём по высоте примерно метров 300. Затем склон становится комбинированным - участки фирна и выходы скал. Снова связались и в кошках начали подъём. Крутизна примерно такая же. За час поднялись на вершину. Большая снежная шапка, наверху снежная площадка 50 на 30 метров. В сторону перевала 6 ведёт узкий снежный гребень с карнизами на восток. Решили на перевал не ходить. Тур построили северо-западнее вершины, ниже 20 метров, на склоне. По GPS высота вершины 4545 м. С неё великолепный вид на юг. Виден весь Акшийрак.
На вершине устроили фотосессию, долго снимали панорамы. Вид на восток и запад ограничен вершинами Терскея. На севере хорошо видна долина Дунгуроме и высокая вершина за ней. Через полчаса эйфории начали спуск обратно. Следов пребывания людей на вершине не обнаружили. Снова связки, затем раздельный спуск по осыпи. Снова связки на седловину перевала. И обратно по своим следам. Закрутили ледобур, дюльфер 30 метров. Последний участник с седловины перевала ушёл с нижней страховкой через ледоруб. В лагерь спустились за 1,5 часа.
|
|
|
|||
|
26.07.2007 |
---|
Перевал Останцовый (1Б, п/п, 4078 м, лд.-ос.) - река Дунгуроме Восточная. |
Ходовой день: 5 Погода: утром ясно, +10ºC; днём пасмурно, +5ºC; вечером туман, ветер, дождь, +5ºC Пройденное расстояние: 14 км Набор высоты: 255 м ЧХВ: 5 ч. 40 мин. |
Дежурные подъём в 6 утра. Выход в 7.50. Из базового лагеря перебрели на север ручей с ледника 138. Ширина метров 15, глубина до 20 см. Затем подъём 50 метров по крутому конгломератному склону на гребень морены и подход за 30 минут под перевал Останцовый (1Б). Мелкая крутая осыпь. Камнеопасно. Решили идти слева вдоль скал, обходя мелкие скалы. Движение плотной группой. Каски обязательны. За 40 минут поднялись до середины взлета. Ещё 30 минут подъёма вверх и наискосок налево по ходу, с выходом на седловину перевала. С седловины открывается отличный вид на юг, на район вершины Кама и перевала Кама.
На север ледник к реке Дунгуроме Восточная. Следов пребывания туристов не обнаружили. На седловине эффектные останцы. Решили назвать перевал Останцовый (1Б, п/п, 4078 м, снежно-осыпной).
После 15-минутного отдыха начали спуск на север на безымянный ледник к реке Дунгуроме Восточная. Небольшой 50 метровый осыпной склон крутизной до 35º неожиданно выводит на лёд, покрытый осыпью. Движение плотной группой. Разгоняться не следует. Затем начинается мягкий фирн и через 200 метров открытый пологий ледник. По нему можно идти без кошек. Справа по ходу через 20 минут открылся северный склон перевала 8, который был у нас заявлен как один из вариантов. На спутниковом снимке Google он смотрелся гораздо проще. По визуальной оценке не менее 2Б.
|
|
|
За 40 минут спустились к языку ледника. По левому борту бежит мощный ручей, а сам ледник круто обрывается к моренам. Ушли влево и по средней и крупной осыпи продолжили спуск к реке. Ещё 30 минут и мы вышли к Дунгуроме Восточной. Ширина реки метров 5, глубина 20-30 см. По левому борту идёт тропа.
Оставили четверых участников готовить обед и пошли за заброской. Движение по тропе, встречаются сазы. За 35 минут дошли до заброски. Разобрали её по рюкзакам и за 20 минут вернулись. В это время пошел дождь, сильный туман. Отсиживаемся и обедаем. Во время обеда перепаковали рюкзаки. Затем по левобережной тропе пошли вниз к слиянию с рекой Джууку. Идёт мелкий дождь, туман. Две ходки по 30 минут и тропа пропадает. По карте в этом месте она переходит на правый берег. Перебрели через ручей, глубина до 30 см, ширина до 10 метров, сильное течение.
После переправы пошли по правому берегу, тропа идёт над каньоном. Туман, ветер, дождь. Через 35 минут дождь усилился до ливня, загрохотал гром. Достали полиэтилен, укрылись на отсидку. Видимость метров 10. Примерно через 30 минут ливень поутих и в разрывах тумана ниже нас в 200 метрах мы увидели красную палатку. Быстро сбежали к ней. Оказалось, трое киргизов и двое швейцарцев идут конный маршрут. Встали рядом. Под сильным дождём натянули тенты и под ними ставили палатки. Вскоре шумели примуса, все переоделись в сухое. Жизнь налаживалась.
|
|
|
|||
|
27.07.2007 |
---|
Вдоль реки Дунгуроме Восточная - подъём вдоль реки Джууку. |
Ходовой день: 6 Погода: утром ясно, +15ºC; днём пасмурно, +5ºC; вечером туман, ветер, гроза +5ºC Пройденное расстояние: 14 км Набор высоты: 300 м ЧХВ: 6 ч. 45 мин. |
С утра ясная погода. Подъём дежурных в 6.30. В 7 часов – общий подъём. Быстро собрали сырые вещи и по правобережной тропе пошли высоко над рекой вниз. Вскоре появилось множество троп. Везде следы пребывания лошадей и коров. Две ходки по 40 минут и впереди показалось слияние рек Дунгуроме и Джууку.
Не спускаясь к стрелке, пошли по тропам вправо по ходу к Джууку. Снизу подошла заброшенная старая дорога. Ещё по ней две ходки и встали на обед у одного из левых притоков - ручьев. Насобирали полусухой арчи и устроили палево. Сушились и варили обед. Вскоре снизу показалась группа буржуев на лошадях. Клиентов человек 15 и с ними два киргиза. Везут показать им сырты через перевал Джууку. После двухчасового обеда пошли по хорошей тропе вдоль левого берега Джууку. Заброшенная и заваленная оползнями дорога идёт на 50-70 метров выше реки. Через 40 минут вышли к красивейшему озеру. После озера дорога выводит на заросшие моренные валы. С Иссык-Куля пришла гроза, отсидка 40 минут.
Затем снова пошли по дороге. Через 40 минут она выводит к верхнему озеру Джууку. Пасутся коровы. Тропа огибает озеро справа, сверху падает высокий водопад. Снова начинает капать дождь.
Сделали ходку вдоль озера и на дороге у небольшого ручья поставили лагерь.
Весь вечер шел дождь вперемешку со снежной крупой.
|
|
||
|
|
28.07.2007 |
---|
Перевал Джууку (н/к, 3633 м) - Арабельские Сырты - перевал Охотников (1А, 4077 м, п/п) - река Чунтор. |
Ходовой день: 7 Погода: утром ясно, +5ºC; днём ясно, +10ºC; вечером ясно, +10ºC Пройденное расстояние: 15 км Набор высоты: 728 м ЧХВ: 7 ч. 00 мин. |
Дежурные встали в 6 часов. В 6.20 - общий подъём. С утра холодно. Все палатки покрыты инеем. Позавтракали, быстро побросали вещи и по тропе пошли на перевал Джууку.
Вышли в 7.45. Ходка по тропе-дороге и тропы расходятся. Новая тропа-дорога идёт дальше вдоль ручья. Старая тропа начинает крутыми серпантинами лезть на перевал. Пошли по старой. Трава засыпана снегом. Крутизна склона 30-35º. Много больших камней. Две ходки по 40 минут и мы вышли на новую тропу - засыпанную осыпями дорогу. По ней ходка 15 минут и мы выходим на широкую седловину перевала Джууку. Тур - справа по ходу. С перевала на юг уходят ровные сырты по широкой долине ручья из озера Чоколыкель.
В туре записки не было. Пока отдыхали на перевале с сыртов подъехал киргиз-охотник. Поговорили о сыртах. Он нам рассказал, что в долину Чунтора есть более короткий путь, чем огибать длинный отрог между озером Чоколыкель и рекой Чунтор. Есть перевал, куда они ходят охотиться на архаров. Посоветовал пройти его. Решили немного сократить путь и, как оказалось впоследствии, не зря. Пошли по сыртам. Сначала идёт старая дорога, через 500 метров она упирается в разрушенный мост через ручей. Перепрыгали по камням через ручей из озера Чоколыкель. Дальше дорога исчезает, появляется множество троп. Кругом сплошные сазы. Приходится прижиматься к левому (по ходу) борту долины. Вся трава растет на вечной мерзлоте и почва сильно заболочена. С бортов долин стекает много ручьев.
|
|
|
Две ходки по 40 минут и мы встали на обед у начала подъёма на перевал Охотников. Впереди хорошо видна лента громадного озера Чоколыкель. А нам по кулуару вверх-налево. Вышли в 14 часов. Сначала ходка по травянистому склону, крутизной 20-25º. Затем кулуар сужается до 20-30 метров. Идёт чередование крупных камней и средней осыпи. Крутизна до 40º. Через большие глыбы приходится перелазить или обходить.
Ещё две ходки по кулуару и склон выполаживается. По мелкой осыпи мы выходим на широкое поле - седловину перевала. Тура нет. Ходка в 10 минут и мы оказываемся над сыртами. Склон уходит вниз. Под нами Арабельские сырты. Великолепно видно Акшийрак. Даже виден желтый дым над рудником Кумтор. Сложили тур, написали записку.
Решили назвать красивую обзорную точку перевалом Охотников, из-за подсказки киргиза-охотника.
После отдыха продолжили движение по плато с небольшим набором высоты влево за отрог. Появились великолепные обветренные останцы. Их много, напоминают какие-то скульптуры.
Вскоре вышли к широкому травянистому склону - спуску к реке Чунтор. Спуск начали влево и вниз по травянистому склону 15-20º. Но вскоре пришлось спускаться почти прямо вниз. Путь преградили выходы скал с обрывами по 10-15 метров. За 40 минут спустились до реки и пошли вверх по течению. Много сазов. Буквально везде в траве вода глубиной по 10-15 см. Пришлось выбирать путь по каменным выступам.
Ещё один 30-ти минутный переход и на скальном выступе организуем ночлег. Палатки пришлось ставить на плоские большие камни. Сплошной залитый водой саз. До языка ледника Чунтор осталось около километра.
|
|
|
|||
|
29.07.2007 |
---|
Река Чунтор - перевал Чунтор (2А, 4443 м, лд.-сн.) - ледник Котуртор. |
Ходовой день: 8 Погода: утром ясно, 0ºC; днём ясно, +20ºC; вечером ясно, +15ºC Пройденное расстояние: 8 км Набор высоты: 626 м ЧХВ: 7 ч. 20 мин. |
Чтобы побольше походить по твердому фирну дежурные встали в 5 утра. В 5.30 общий подъём. Вышли в 7 часов. За 30 минут вышли на моренные валы языка Чунтор. Из-под ледника вырывается несколько мощных потоков. Пришлось их обходить по языку ледника, по камням, лежащим на гладком льду.
Ещё ходка на левый язык ледника и по нему начали подъём вверх. По разработке там был намечено первопрохождение перевала на ледник Котуртор. Заявленная категория примерно была оценена на 2А. Правда, в крайнем случае, ушли-бы обратно на сырты в обход на реку Котуртор (Смотрите снимки Google G6 перевал 1 и G9 перевал 6). Ещё две ходки и появился небольшой фирн.
|
|
|
Путь к перевалу идёт по пологому леднику. Только в верхней части крутизна склона повышается до 20º. В верхней трети фирн стал мягче, связались.
Первая связка вышла на седловину в 12.15. Последние подошли через полчаса. На седловине нашли разрушенный тур с нечитаемой запиской. Поняли, что это Литва и 4 горная, 1988 год и оценено 2Б. Просмотрели спуск - классическая 2А.
Пока разведка бегала и просматривала путь спуска, дежурные начали варить обед. В это время провесили сначала одну веревку влево вниз на каменную полку. С нее бросили дюльфер вниз. Сверху не видно, хватило ли верёвки до бергшрунда. Крепление за петли на больших каменных выступах.
|
|
|
После обеда начали спуск. Первый косой дюльфер 20 метров к скальному выступу, у него перестежка на дюльфер вниз на 40 метров. Крутизна до 60º. Внизу бергшрунд и глубокий снег.
Сначала спустилась первая связка. Затем начала спуск вторая. В каждой связке были участники с опытом 3А. Поэтому за правильное исполнение приемов можно было не волноваться. Пока спускались вторая и третья связка, первая вышла на середину ледника и налегке сходила на просмотр запасного варианта спуска с ледника Котуртор на Джууку, так на всякий случай. Просмотр показал? что перевал есть и примерно 2А-2Б, справа склон крутой и сверху скалы, а слева просматривалось плохо, система мощных трещин и сераков.
|
|
|
Затем начали движение вниз по леднику. Солнце уже прогрело снег и каждый начал проваливаться по своему весу на глубину от 30 до 50 см. Причём глубина снега была не менее метра. Движение в связках превратилось в сущую пытку. Все-таки решили дойти до морены на слиянии ветвей ледника. Она была хорошо видна примерно в километре от нас. Так вот этот километр шли больше двух часов. Бросили рюкзаки на полиэтилен и накидки, некоторое время это помогала, но жара свыше 20 градусов и мощная инсоляция свое дело сделали.
Наконец вышли к ледниковому ручью, глубина снега до 30 см. Но это уже не фирн и не снег, а водяная каша. Буквально черпаешь воду. Вдоль ручья пошли вниз - влево. Через 300 метров начался открытый ледник. Ещё 15 минут и вышли к морене, разделяющей правую и левую ветви ледника Котуртор. Бавуак. Сушим обувь. Мостим из камней площадки.
|
|
30.07.2007 |
---|
Разведка перевалов Котуртор-Иттиш I, II, III (2А, 4695 м, лд.-сн., п/п) - ледник Котуртор |
Ходовой день: 9 Погода: утром ясно, 0ºC; днём ясно, +20ºC; вечером ясно, +15ºC Пройденное расстояние: 7 км Набор высоты: 528 м ЧХВ: 5 ч. 00 мин. |
Дежурные встали в 5 утра. Выход в 7.00. Обошли по леднику морену и начали подъём по открытому леднику. Это левый язык ледника Котуртор. Наш план на сегодня найти перевал на ледник Иттиш к перевалу Иттиш (1А) для выхода с маршрута на реку Джууку. По разработке это перевал 3 схемы G9 и перевал 5 по схеме G6. По всем проработкам перевал был, но узел был снят не очень четко и категория примерно определялась как 2А-2Б. Один из запасных вариантов был 35-ти километровый обход по сыртам на перевал Иттиш.
Впереди видно три седловины. Две ходки по 40 минут от лагеря и мы просматриваем три седловины. Самая правая (по ходу) выглядит ниже всех. Подъёмы примерно равноценные, все по 2А.
Одели кошки, страховочные системы, приготовили верёвки.
Начинаем подъём на перевал под номером один. Снежно-фирновый склон, крутизна сначала 35-40 градусов. Затем становится круче. Фирн жесткий, поэтому начали вешать верёвки. Первые две закрепили на ледорубы. Дальше склон круче, до 45-50 градусов. Глубина фирна 20-30 см, начали крутить ледобуры. Повесили ещё две верёвки по 50 метров.
|
|
|
Вышли на седловину перевала и тут нас ждал неприятный сюрприз. Спуск к леднику Иттиш представлял из себя отвес. Вниз уходил очень крутой кулуар и через метров 70 заворачивал за скалу. Крутизна скально-ледового склона была градусов 70. По прикидкам не менее 10 веревок дюльфера. Отлично был виден ледник Иттиш и перевал Иттиш. Близок локоть, да не укусишь. Сложность спуска не менее 3А.
Сделали разведку по скалам влево от перевала. Та же картина. Ничего не поделаешь. Решили не делать из "тройки" "пятерку" и начали спуск обратно. Спустились к выходам скал справа. Дежурные начали готовить обед. Выслали разведку из двух "бойцов" на просмотр спусков с других седловин. С попеременной страховкой "двойка" поднялась на широкую седловину перевала Котуртор - Иттиш III. Та-же картина и ещё хуже. С гребня вершины Иттиш свешивается мощный ледник. Следы ледовых обвалов полностью перекрывают нижнюю часть спуска.
С седловины перевала траверснули на седловину перевала Котуртор - Иттиш II. Жуткий, камнеопасный колодец. Да уж, удача в этот день была на стороне гор.
Разведка заняла 1,5 часа. Решили спускаться обратно к площадкам на морене и считать варианты выхода. Контрольный срок уже поджимает. Спуск занял час. Вечером просчитывали два варианта - выход по сыртам до перевала Иттиш (н/к) около 30 км или первопрохождение перевала Котуртор.
|
|
|
31.07.2007 |
---|
Ледник Котуртор - перевал Котуртор (2А, 4287 м, сн.-лд., п/п) - река Джууку. |
Ходовой день: 10 Погода: утром облачно, +5ºC; днём ясно, +5ºC; вечером ясно, +15ºC Пройденное расстояние: 10 км Набор высоты: 120 м ЧХВ: 5 ч. 20 мин. |
Утром дежурные встали в 5 утра, приготовили ужин и сообщили о погоде. На улице снег, туман. Видимость метров 30. Сильный ветер. Поели и завалились снова дрыхнуть. Периодически выглядываем, погода отвратная. К 8 часам снег стих, появились просветы. Решили выходить. Вышли в 9.15 вверх по правой ветви ледника Котуртор. Глубина снега до 20 см, ледник без трещин. Одна ходка 20 минут. Затем одели страховочные системы, связки. Пошли правее перевала, к скальному гребню. Появилось солнце, погода улучшается на глазах. Помня о "печальной" тропёжке постарались дойти до боковых осыпей. Шли около 30 минут. Затем вдоль скал по широкому рантклюфту на запад в направлении перевала Котуртор. Ещё 20 минут тропёжки до 30 см и вышли на широкую снежную седловину перевала. Плавный перегиб ледника в долину притока Джууку, до скал далеко, тур поставить негде. Дальше начинается система мощных трещин и склон круто уходит вниз.
Сначала подошли с попеременной страховкой одну веревку вправо вниз. Прямо под нами система бергшрундов. Сверху, наискосок, оставили веревку для подхода к дюльферу, верхнее крепление на ледорубе. Закрутили два ледобура и первый пошёл вниз, расправляя веревку. Небольшой обрыв к мощному "бергу". Крутизна склона до 60º. Через 10 метров склон начинает выполаживаться до 45-50º. Справа ледовый склон, расчерченный черными кулуарами - следы камней с вышележащих скал. Слева - мощные ледовый обрывы. Посередине, прижимаясь к серакам, проходится вполне сносно. Второй дюльфер прямо вниз, крепление за ледоруб, вбитый в глубокий снег. Конец первой верёвки, на всякий случай, вщелкнули во вторую. Вытоптали площадку для перестёжки. Снег на склоне выглядит не очень хорошо, много снежных "улиток", видны следы небольших лавинок. Солнце уже "парит" по полной программе.
|
|
|
Третий дюльфер начинается за ледовым выступом. Крепление на ледобуре. Здесь над небольшим бергшрундом вытоптали-вырубили приёмник для группы. Нас все таки 10 человек и где-то надо собираться. Четыре верёвки хватает только-только.
Вскоре принесли первую веревку, значит вся группа висит на перилах. У нас самовыкручивающийся ледобур и это сильно упрощает спуск. Иначе последнему пришлось бы прыгать через бергшрунд или изобретать "вертолёт".
Ещё две верёвки вниз и склон выполаживается примерно до 30 градусов. Глубина снега 20-30 см. Дальше пошли в связках, забирая влево по ходу. Всё-таки снег на склоне выглядит плоховато. К 12.30 первая связка вышла на гладкий ровный лед. Сняли страховочные системы, кошки. Разбросали на больших камнях сырые верёвки. Дежурные готовят обед. Наконец собрались все. Пообедали.
После обеда в 14.30 начали спуск по безымянному леднику вниз к реке Джууку. Прошли по леднику 30 минут и он закончился, вниз уходил хаос морен.
Морены очень неустойчивые, много живых камней. Ходим между валами, разыскивая более удобный спуск. Вверх-вниз, вправо-влево. До травы спускались более трех часов, вымотались все. По широкой долине стали забирать к правому борту. Ещё ходка и вышли на крутой склон, заросший елями с густым подлеском. Вдоль правого борта долины бежит ручей. Вдоль него по крутому лесистому склону идёт подобие тропы. В лесу много рыжиков. Идём, собираем грибы. Спустились уже в сумерках. На берегу Джууку поставили палатки. Варим на дровах борщ с рыжиками. Часть даже подсолили на закуску.
|
|
01.08.2007 |
---|
Река Джууку - до устья реки Джукучак. |
Ходовой день: 11 Погода: утром облачно, +10ºC; днём облачно, +15ºC; вечером дождь, +5ºC Пройденное расстояние: 18 км Набор высоты: 0 м ЧХВ: 5 ч. 00 мин. |
Вышли в 8.15 вниз, по правобережной тропе реки Джууку. Кругом пасётся скот, троп много. Через 30 минут вышли к расширению долины. Река разбивается на много русел, по левому берегу идёт дорога. Перебрели через поток, 4 русла, ширина до 20 метров, глубина до 30 см. Дорога идёт по левому борту долины, перед ней обширный саз. Пошли по дороге. Кругом пасётся скот.
Идём ходками по 35-40 минут. Дорога, кругом красивые виды на горы в облаках.
Подошли к впадению реки Ашукашка-Суу. В устье мост на правый берег. Дорога уходит по ущелью притока к стойбищу киргизов. Также по левому берегу есть дорога до летовки. А основная дорога идёт по правому берегу.
В 13 часов устроили обед у одного из правых притоков. Дрова, грибы. И снова вниз. После 14 часов пришла гроза и плавно перетекла в дождь. Стоит туман, видимость около 20 метров. В 15 часов зашли в летовку киргизов, попили айрана. Дальше идём под проливным дождем. К 18 часам дошли до впадения справа реки Джукучак. Вдоль обеих рек стоят красивые красные скалы из песчаника. Холодно, дует очень сильный ветер. Вдоль правого берега Джукучака идёт хорошая дорога на горячие источники Джукучак, до них 7 км. Подошел киргиз, у него неподалеку дом, а у развилки стоит шатёр. Он готовит и продает шашлыки для проезжающих на курорт. От развилки уехать в Каракол сложно. Микроавтобусы полностью забиваются на курорте и только тогда едут вниз. Предложил нам приготовить шашлыки. Под сильнейшим ветром и дождем ухитрился развести мангал. Пока мы ставили палатки, первая порция была готова. Короче, мы у него съели почти барашка. Мясо на этом кончилось, ещё пили айран.
|
|
02.08.2007 |
---|
Устья реки Джукучак - горячие источники "Джукучак" |
Ходовой день: 12 Погода: утром ясно, +10ºC; днём ясно +15ºC; вечером ясно, +15ºC Пройденное расстояние: 7 км Набор высоты: 0 м ЧХВ: 1 ч. 40 мин. |
Утром дежурные встали в 5 часов, все решили добежать до источников, искупаться и "захватить" микроавтобус. Вышли в 6.45. Киргиз сказал, что источники работают с 8 часов, но днем там большая очередь, многие приезжают на личных автомашинах.
В предвкушении источников все рванули вверх по дороге и добежали за 1час 40 минут. Красивое ущелье, заросшее лесом. Почти сплошной каньон. Курорт "Джукучак" - каменное здание в виде юрты. Одновременно пускают 8-10 человек. Стоит 50 сомов. Раздевалка, комната отдыха, бассейн облицован плиткой. Температура воды градусов 40. Рядом ещё есть летнее здание с ваннами. Хозяева рекомендуют набирать минеральную воду с собой.
Хотели устроить пир горой. Но оказалось, что завтра приезжает спикер Киргизского парламента. Кафешка и всё остальное не работает. Все режут и маринуют баранов. Быстренько оккупировали микроавтобус и уехали в Каракол. Ехали около 2 часов, дорога сильно разбита.
|
|
ПРЕПЯТСТВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАТЕГОРИЮ СЛОЖНОСТИ МАРШРУТА.
Вид препятствия | Название | Категория трудности | Характеристика препятствия | |
---|---|---|---|---|
подъём | спуск | |||
Перевал | Джууку Западный, он-же Дунгуроме (радиально с 2-х сторон) | Н/к, 3797 м | Тропа, осыпь | тропа, осыпь |
Перевал | Кама (радиально) | 2А, 4292 м, п/п | снег, лёд | снег, лёд |
Вершина | Кама (первовосхождение) | 2А, 4527 м, п/п | снег, скалы, лёд | лёд, скалы, снег |
Перевал | Останцовый. | 1Б, 4078 м, п/п | осыпь | осыпь, лёд |
Перевал | Джууку | Н/к, 3633 м | осыпь, тропа | тропа |
Перевал | Охотников | 1А, 4077 м, п/п | осыпь | осыпь |
Перевал | Чунтор | 2А, 4443 м, п/п | снег, лёд | снег, лёд |
Перевалы | Котуртор-Иттиш I,II,III (разведка) | 2А, 4695 м, п/п | снег, лёд | снег, лёд |
Перевал | Котуртор | 2А, 4287 м, п/п | снег, лёд | снег, лёд |
ДАННЫЕ GPS-НАВИГАТОРА.
Место, высота по карте | N | E | Высота по GPS |
---|---|---|---|
Каракол, база "Turkestan Travel" | 42º29.736´ | 78º23.925´ | 1743 |
Впадение реки Зап. Дунгуроме в реку Барскаун | 41º56.164´ | 77º39.361´ | 2748 |
Место ночевки на р. Зап. Дунгуроме | 41º56.288´ | 77º39.992´ | 2960 |
Перевал Джууку Зап. (Дунгуроме) н/к, 3500 м | 41º57.737´ | 77º43.348´ | 3781 |
Базовый лагерь на р. Западная Дунгуроме | 41º56.781´ | 77º43.889´ | 3823 |
Перевал Кама (1Б*-2А, п/п) | 41º55.922´ | 77º44.533´ | 4294 |
Вершина Кама (2А, 4527 м, п/п) | 41º55.896´ | 77º44.919´ | 4545 |
Перевал Останцовый (1Б, п/п) | 41º57.123´ | 77º44.219´ | 4078 |
Озеро под пер. Джууку (н/к). Место ночёвки. | 41º57.544´ | 77º50.511´ | 3349 |
Перевал Джууку (н/к) | 41º56.521´ | 77º50.440´ | 3664 |
Перевал Охотников (1А, п/п) | 41º55.798´ | 77º52.702´ | 4077 |
Ночёвка на реке Чунтор | 41º56.431´ | 77º53.697´ | 3817 |
Перевал Чунтор (2А, п/п) | 41º59.356´ | 77º53.962´ | 4443 |
Лагерь на леднике Котуртор | 41º59.517´ | 77º55.566´ | 4167 |
Разведка перевала Котуртор-Иттиш I (2А, п/п) | 41º59.981´ | 77º56.349´ | 4464 |
Разведка перевала Котуртор-Иттиш II | 42º00.158´ | 77º56.465´ | 4588 |
Разведка перевала Котуртор-Иттиш III | 42º00.410´ | 77º56.270´ | 4695 |
Перевал Котуртор (2А, п/п) | 42º00.108´ | 77º54.395´ | 4287 |
Ночёвка на реке Джууку, после пер. Котуртор | 42º02.836´ | 77º54.171´ | 2691 |
Впадение ручья Ит-Тиш в реку Джууку | 42º04.207´ | 77º56.175´ | 2621 |
Горячие источники Джукучак | 42º12.880´ | 77º57.973´ | 1992 |
ПАСПОРТА ПРЕПЯТСТВИЙ, ПРОЙДЕННЫХ ВПЕРВЫЕ.
Район | Хребет | Название | Высота, м | Категория трудности | ||
---|---|---|---|---|---|---|
лето | зима | межсезонье | ||||
Центральный Тянь-Шань | Терскей-Ала-Тоо | Кама | 4527 | 2А | 2А | 2А |
1. Местонахождение в хребте. Вершина находиться в истоках реки Дунгуроме Западная, возвышается над ледником 138.
2. Что соединяет и связывает.
3. Вершина логична для туристских групп, и предназначена для обзорного и акклиматизационного восхождения. Отличная обзорная точка.
4. Кем названа, когда, в честь чего (кого), что означает. Вершина названа 25 июля 2007 года группой пермских туристов (руководитель группы и автор идеи - Н.П. Деменев) в честь крупнейшей реки Пермского Края.
5. Сведения о первопрохождении вершины (с разных сторон). На вершине следов сооруженного когда-либо тура обнаружено не было. Отсюда следует, что туристы, вероятнее всего, ранее здесь не бывали. Наша группа соорудила тур из камней северо-западнее снежного купола и ниже 30 метров и оставила записку. Сведения о восхождении на данную вершину ранее отсутствуют.
6. Печатный или рукописный источник информации. Деменев Н.П. Отчет о горном спортивном туристском походе 3 к.с. по Центральному Тянь-Шаню. Пермь, ФСТ, 2007; спортивно-туристский клуб "Меридиан".
7. Количественные характеристики.
Общее время прохождения, час. | Время, час | Время движения со страховкой | Количество пунктов страховки (ориентировочно) | Частота восхождения (ориентировочная) | Преимущественное направление прохождения | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
спуска | подъёма | попеременной | одновременной | ||||
4 | 1 | 2 | 0.30 | 3 | 5 | редко | С северо-запада |
8. Условия, при которых изменяется категория трудности. При жарком лете обнажается лёд.
9. Описание прохождения. Пункты 8, 9, 10, 11, 12 сведены в одну таблицу.
10 | 8, 9 | 11 | 12 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Участок пути | Время прохождения, мин. | Протяженность, км. | Крутизна, град. | Набор высоты, м | Описание прохождения | Требования к организации движения и страховке | Возможные опасности | Меры безопасности | ||
Подъём на вершину | 180 | 4 | до 45 | 704 | Подъём по фирновым склонам, скально-осыпной гребень | Страховка через ледоруб, завинчены 4 ледобура | Трещины, срыв на ледовом склоне, камни на скалах | Каски, движение в связках,попеременная страховка | ||
Спуск | 60 | 4 | до 45 | 704 | Спуск по фирновым склонам, скально-осыпной гребень | Страховка через ледоруб, завинчены 4 ледобура | Трещины, срыв на ледовом склоне, камни на скалах | Каски, движение в связках, попеременная страховка |
13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Групповое специальное снаряжение требуется (Веревки 3*50м*10 мм, 8 ледобуров, кошки, ледорубы, каски, страховочные системы, жумары, спусковые устройства).
14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Ночлеги возможны на вершине, седловине перевала Кама (1Б-2А), на левобережной морене ледника 138.
15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях. Подобной информации нет.
16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Автор описания Деменев Н.П.
|
Район | Хребет | Название | Высота, м | Категория трудности | ||
---|---|---|---|---|---|---|
лето | зима | межсезонье | ||||
Центральный Тянь-Шань | Терскей-Ала-Тоо | Останцовый | 4078 | 1Б |
1. Местонахождение в хребте. Перевал находиться в истоках реки Дунгуроме Западная, ведет с ледника 138 на безымянный ледник в истоках реки Дунгуроме Восточная. Между вершинами 3992 м и 4548 м.
2. Что соединяет и связывает ледник 138 (исток реки Дунгуроме Западная) с безымянным ледником севернее вершины 4548 м в истоках реки Дунгуроме Восточная.
3. Перевал логичен для туристских групп, и предназначен для обзорного и акклиматизационного прохождения. Отличная обзорная точка.
4. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Перевал назван 26 июля 2007 года группой пермских туристов (руководитель группы и автор идеи - Н.П. Деменев) по характерному скале-останцу на седловине.
5. Сведения о первопрохождении перевала (с разных сторон). На перевале следов сооруженного когда-либо тура обнаружено не было. Отсюда следует, что туристы, вероятнее всего, ранее здесь не бывали. Наша группа соорудила тур из камней на перевале оставила записку. Сведения о прохождении данного перевала ранее отсутствуют.
6. Печатный или рукописный источник информации. Деменев Н.П. Отчет о горном спортивном туристском походе 3 к.с. по Центральному Тянь-Шаню. Пермь, ФСТ, 2007; спортивно-туристский клуб "Меридиан".
7. Количественные характеристики.
Общее время прохождения, час. | Время, час | Время движения со страховкой | Количество пунктов страховки (ориентировочно) | Частота восхождения (ориентировочная) | Преимущественное направление прохождения | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
спуска | подъёма | попеременной | одновременной | ||||
2 ч. 20 мин. | 1 | 1 ч. 20 мин | редко | С юга на север |
8. Условия, при которых изменяется категория трудности. При жарком лете обнажается лёд.
9. Описание прохождения. Пункты 8, 9, 10, 11, 12 сведены в одну таблицу.
10 | 8, 9 | 11 | 12 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Участок пути | Время прохождения, мин. | Протяженность, км. | Крутизна, град. | Набор высоты, м | Описание прохождения | Требования к организации движения и страховке | Возможные опасности | Меры безопасности | ||
Подъём на седловину | 80 | 1 | до 45 | 255 | Подъём по осыпным склонам | Самостраховка | Проскальзывание на осыпи, камнеопасно, камни на скалах | Каски, движение плотной группой | ||
Спуск | 60 | 1 | до 45 | 400 | Спуск по осыпному и фирновому склону, открытый ледник | Самостраховка | Трещины на открытом леднике | Каски, движение в кошках |
13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Групповое специальное снаряжение требуется (кошки, ледорубы, каски)
14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Ночлеги возможны на седловине перевала Останцовый (1Б), на левобережной морене ледника.
15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях. Подобной информации нет.
16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Автор описания Деменев Н.П.
|
|
|
Район | Хребет | Название | Высота, м | Категория трудности | ||
---|---|---|---|---|---|---|
лето | зима | межсезонье | ||||
Центральный Тянь-Шань | Терскей-Ала-Тоо | Котуртор | 4287 | 2А | 2А | 2А |
1. Местонахождение в хребте. Перевал находиться в районе ледника Котуртор. Между вершинами 4644 м и 4507 м.
2. Что соединяет и связывает долину ледника Котуртор и долину безымянного ледника в правобережье реки Джууку.
3. Перевал логичен для туристских групп, и предназначен для прохождения в походах III и выше категорий сложности. Хорошая обзорная точка. Наиболее простой путь с ледника Котуртор на реку Джууку.
4. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Перевал назван 31 июля 2007 года группой пермских туристов (руководитель группы и автор идеи - Н.П. Деменев) по наименованию ледника Котуртор.
5. Сведения о первопрохождении перевала (с разных сторон). На перевале следов сооруженного когда-либо тура обнаружено не было. Отсюда следует, что туристы, вероятнее всего, ранее здесь не бывали. Наша группа не смогла соорудить тур из камней на снежной седловине перевала. Сведения о прохождении данного перевала ранее отсутствуют.
6. Печатный или рукописный источник информации. Деменев Н.П. Отчет о горном спортивном туристском походе 3 к.с. по Центральному Тянь-Шаню. Пермь, ФСТ, 2007; спортивно-туристский клуб "Меридиан".
7. Количественные характеристики.
Общее время прохождения, час. | Время, час | Время движения со страховкой | Количество пунктов страховки (ориентировочно) | Частота восхождения (ориентировочная) | Преимущественное направление прохождения | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
спуска | подъёма | попеременной | одновременной | ||||
3 ч. 00 мин. | 2 ч. 00 мин. | 1 ч. | 1 ч. | 1 ч. | 3 | редко | С юга на север |
8. Условия, при которых изменяется категория трудности. При сильном снегопаде северный склон лавиноопасен.
9. Описание прохождения. Пункты 8, 9, 10, 11, 12 сведены в одну таблицу.
10 | 8, 9 | 11 | 12 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Участок пути | Время прохождения, мин. | Протяженность, км. | Крутизна, град. | Набор высоты, м | Описание прохождения | Требования к организации движения и страховке | Возможные опасности | Меры безопасности | ||
Подъём на седловину | 60 | 1,5 | до 25 | 120 | Подъём по открытому и закрытому ледникам | Самостраховка, движение в связках | Падение в трещину | Каски, движение в связках | ||
Спуск | 120 | 0,5 | до 60 | -300 | Спуск по снежному склону до 60 градусов, бергшрунды. Движение по закрытому леднику. | Самостраховка, спуск дюльфером, самовыкучиваюийся ледобур. | Срыв на крутом снежном склоне, падение в трещину | Каски, 3 дюльфера, движение в связках. |
13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Групповое специальное снаряжение требуется (Веревки 3*50м*10 мм, 1 ледобур, кошки, ледорубы, каски, страховочные системы, жумары, спусковые устройства, оставляемая петля на скалах).
14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Ночлеги возможны на седловине перевала, на ледниках.
15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях. Подобной информации нет.
16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Автор описания Деменев Н.П.
|
|
Район | Хребет | Название | Высота, м | Категория трудности | ||
---|---|---|---|---|---|---|
лето | зима | межсезонье | ||||
Центральный Тянь-Шань | Терскей-Ала-Тоо | Чунтор | 4443 | 2А | 2А | 2А |
1. Местонахождение в хребте. Перевал находиться в районе ледников Чунтор и Котуртор. Между вершинами 4644 м и 4580 м.
2. Что соединяет и связывает долину ледника Чунтор и долину ледника Котуртор.
3. Перевал логичен для туристских групп, и предназначен для прохождения в походах III и выше категорий сложности. Хорошая обзорная точка.
4. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Перевал назван 29 июля 2007 года группой пермских туристов (руководитель группы и автор идеи - Н.П. Деменев) по наименованию ледника Чунтор.
5. Сведения о первопрохождении перевала (с разных сторон). На перевале был обнаружен след тура с нечитаемой запиской. Из записки следовало, что радиальный выход с ледника с северо-востока совершили туристы Литвы или Латвии. Больше ничего разобрать не удалось. Отсюда следует, что туристы, вероятнее всего, здесь были один раз. Наша группа соорудила тур из камней на перевале и оставила записку. Сведения о прохождении данного перевала ранее отсутствуют.
6. Печатный или рукописный источник информации. Деменев Н.П. Отчет о горном спортивном туристском походе 3 к.с. по Центральному Тянь-Шаню. Пермь, ФСТ, 2007; спортивно-туристский клуб "Меридиан".
7. Количественные характеристики.
Общее время прохождения, час. | Время, час | Время движения со страховкой | Количество пунктов страховки (ориентировочно) | Частота восхождения (ориентировочная) | Преимущественное направление прохождения | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
спуска | подъёма | попеременной | одновременной | ||||
7 ч. 20 мин. | 4 ч. 00 мин. | 3 ч. 20 мин. | 1 ч. | 4 ч. | 3 | редко | С юго-запада на северо-восток |
8. Условия, при которых изменяется категория трудности. При сильном снегопаде северный склон лавиноопасен.
9. Описание прохождения. Пункты 8, 9, 10, 11, 12 сведены в одну таблицу.
10 | 8, 9 | 11 | 12 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Участок пути | Время прохождения, мин. | Протяженность, км. | Крутизна, град. | Набор высоты, м | Описание прохождения | Требования к организации движения и страховке | Возможные опасности | Меры безопасности | ||
Подъём на седловину | 200 | 5 | до 25 | 626 | Подъём по открытому и закрытому ледникам | Самостраховка, движение в связках | Падение в трещину | Каски, движение в связках | ||
Спуск | 240 | 3 | до 60 | -250 | Спуск по снежному склону до 60 градусов, бергшрунды. Движение по закрытому леднику. | Самостраховка, спуск дюльфером, петля на скалах. | Срыв на крутом снежном склоне, падение в трещину | Каски, 2 дюльфера, движение в связках. |
13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Групповое специальное снаряжение требуется (Веревки 3*50м*10 мм, 1 ледобур, кошки, ледорубы, каски, страховочные системы, жумары, спусковые устройства, оставляемая петля на скалах).
14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Ночлеги возможны на седловине перевала , на ледниках.
15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях. Подобной информации нет.
16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Автор описания Деменев Н.П.
|
|
Район | Хребет | Название | Высота, м | Категория трудности | ||
---|---|---|---|---|---|---|
лето | зима | межсезонье | ||||
Центральный Тянь-Шань | Терскей-Ала-Тоо | Охотников | 4077 | 1А | 1А | 1А |
1. Местонахождение в хребте. Перевал находиться в районе озера Чоколыкель, в отроге между долинами Чоколыкель и Чунтор. Между вершинами 4377 м и 4010 м
2. Что соединяет и связывает долину озера Чоколыкель и долину реки Чунтор.
3. Перевал логичен для туристских групп и предназначен для обзорного и акклиматизационного прохождения. Отличная обзорная точка.
4. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает. Перевал назван 28 июля 2007 года группой пермских туристов (руководитель группы и автор идеи - Н.П. Деменев) в честь киргиза-охотника, рассказавшего о более коротком пути через этот перевал.
5. Сведения о первопрохождении перевала (с разных сторон). На перевале следов сооруженного когда-либо тура обнаружено не было. Отсюда следует, что туристы, вероятнее всего, ранее здесь не бывали. Наша группа соорудила тур из камней на перевале и оставила записку. Сведения о прохождении данного перевала ранее отсутствуют.
6. Печатный или рукописный источник информации. Деменев Н.П. Отчет о горном спортивном туристском походе 3 к.с. по Центральному Тянь-Шаню. Пермь, ФСТ, 2007; спортивно-туристский клуб "Меридиан".
7. Количественные характеристики.
Общее время прохождения, час. | Время, час | Время движения со страховкой | Количество пунктов страховки (ориентировочно) | Частота восхождения (ориентировочная) | Преимущественное направление прохождения | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
спуска | подъёма | попеременной | одновременной | ||||
3 ч. 40 мин. | 1 ч. 30 мин. | 2 ч. 20 мин. | редко | С запада на восток |
8. Условия, при которых изменяется категория трудности. При сильном снегопаде западный склон лавиноопасен.
9. Описание прохождения. Пункты 8, 9, 10, 11, 12 сведены в одну таблицу.
10 | 8, 9 | 11 | 12 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Участок пути | Время прохождения, мин. | Протяженность, км. | Крутизна, град. | Набор высоты, м | Описание прохождения | Требования к организации движения и страховке | Возможные опасности | Меры безопасности | ||
Подъём на седловин | 140 | 1 | до 45 | 400 | Подъём по осыпным склонам | Самостраховка | Проскальзывание на осыпи, камнеопасно, камни на скалах | Каски, движение плотной группой | ||
Спуск | 90 | 2 | до 45 | 400 | Спуск по осыпному и травянистому склону, выходы скал | Самостраховка | Камнеопасно | Каски |
13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу. Групповое специальное снаряжение требуется (ледорубы, каски)
14. Возможные и рекомендуемые места ночлега. Ночлеги возможны на седловине перевала, на левобережной морене ледника.
15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях. Подобной информации нет.
16. Фамилия, имя, отчество автора описания. Автор описания Деменев Н.П.
|
|
|
СХЕМЫ НА ОСНОВЕ СПУТНИКОВЫХ СНИМКОВ GOOGLE.
ФОТОГРАФИИ.
С фотоальбомом похода можно ознакомиться здесь (66 фото).
ВИДЕО.
Чтобы связаться с нами, нажмите здесь.
Сайт ПНИПУ