О клубе

Новости

Отчёты

Карты

Фотографии

Разное

Форум

 


ФЕДЕРАЦИЯ ТУРИЗМА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ТУРКЛУБ "МЕРИДИАН"

ОТЧЁТ
О ЛЫЖНОМ МАРШРУТЕ ЧЕТВЁРТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
в районе Приполярного Урала,
совершенном в марте 1999 г.

 г. Пермь
2001

Руководитель: Деменев Николай Павлович
Маршрутная книжка № __/__

Справочные сведения о походе

Вид туризмалыжный
Категория сложностичетвёртая
Район походаПриполярный Урал
Количество участников8 человек
Продолжительность маршрута12 дней
Протяжённость маршрута240 км
Сроки проведения13 - 29 марта 1999 года

Пройденная нитка маршрута:
Город Инта - база "Желанная" - река Балбанью - вершина Карпинского (1803 м, 1Б, ск.-сн., восх.) - перевал Кар-Кар - река Манарага - вершина Народная (1895 м, 1А, восх.) - река Манарага - перевал Олений (рад.)  - вершина Манарага (1662 м, 1Б, ск.-сн., восх.) - перевал Студенческий - река Капкан-Вож - перевал Ступенька + перевал Тобик - река Надусей-Вож  - река Нидысей-Вож - перевал Крестовый - река Дурной-Ель - перевал через хребет Малды-Из - ручей Пальник-Шор - траверс хребта Обе-Из - Кожимский тракт - станция Кожим-Рудник (1952 км)

Состав группы.

Ф.И.О.Обязанности в группеПримечания
1 Деменев Николай Павлович Руководитель Ходит в походы очень-очень-очень давно. Был и там и здесь. Мечтает еще...
2 Мехоношина Галя Медик Ходит в походы очень-очень давно. Бывала. Имеет свое мнение по многим вопросам. Любит кататься с гор.
3 Турчинов Сережа Фотограф Ходит в походы очень давно. Почти профи в фото. Любит говорить длинные и красивые тосты. Не любит носить дрова. Имеет склонность купаться в горных реках вместе с фотоаппаратурой.
4 Дробышева Настя Завхоз Откликается на имя "Настена". Любит тропить лыжню. Хорошо распоряжается продуктами и туристами мужского пола. Очень веселая. Не любит кое-кого. Молодой специалист.
5 Митрошин Иван Ремонтник Ремонтирует все. Любит ловить зимой рыбу на гвозди. Очень нетороплив и обстоятелен. Обычно идет последним. Не пьет, не курит. Ест только лосиное мясо. Молодец.
6 Дробышева Наташа Финансист Помнит кто, где, когда и сколько потратил. Также хорошо тропит, как сестра - фамильная черта. В любых обстоятельствах защищает природу. "Зеленая". По образованию и складу ума - географ. Восприимчива к сильному морозу и ветру.
7 Баранов Дмитрий Турист Не равнодушен к пиву и другим прелестям жизни. Шутит. Специалист по заготовке дров. Бывает выходит последним. Также занимается подледным ловом. Не любит носить бензин.
8 Мусихина Татьяна Хронометрист Пишет диплом и дневник похода. Любит большие подарки на день рождения (типа горы Народной). Научилась кататься на "Бескидах" с гор. Всегда улыбается.

Общая часть.

13 марта

"А печка-то тю, тю "

В 15.30 выехали до станции Киров на поезде.  Ехали по 4 человека в разных вагонах - такие билеты достались. Из-за невнимательности гр.В. печка уехала с поездом в Москву. Не нарушай Вторую Заповедь – "тебе дали снарягу в руки, ты за нее отвечаешь".

Приехали в Киров в 19.00, докупили кое-какие продукты, позвонили в Инту Татьяне Гроде насчет печки и купили билеты на поезд  Котлас-Инта. В Перми по ним компьютер выдавал что-то невнятное – то ли есть, то ли нет.

Вечером выехали в Котлас на следующем поезде (на него билеты были куплены заранее).

14 марта

"Что это за ручей?"

Утром приехали на станцию Котлас Южный. Разместились на вокзале. Разобрали и собрали примуса, после чего два "Огонька" выкинули.  Остались "Шмель" и "Огонек". Затем заправили и проверили на улице. Прикопалась  транспортная милиция  - "Не дадим сесть в поезд" и какие-то недобрые подходили и угрожали два раза. Причем при посадке в поезд "Москва-Воркута" они пришли в вагон и накапали на нас проводнику!  Правда, потом проводник  подошел к нам и сказал: "Вы горники, а я  водник". Так что нам просто повезло.

Перекусили в буфете, дорого и долго ждали пока приготовят сосиски. При этом Дима приставал к буфетчице и спрашивал "Что это у Вас за ручей течет?" Оказалось – Северная Двина  и прямо в Белое море. На перроне продают клюкву ведрами.

Уехали в общем вагоне поезда Москва-Воркута N 176. Еле влезли в переполненный вагон. Лучше все-таки ездить в плацкартном.

15 марта

"Крутые интинские  туристы..."

Фото 1. База Желанная. В 10 часов утра приехали в Инту. На вокзале нас уже ждали, групп собралось немерено…  Из Инты 3 или 4 группы от 7 до 2 человек;  из Ухты 2 группы, причем половина из них то-ли спасатели, то-ли работают под них.  В вагоне к нам приставал пьяный мужик, показывал корочки  МЧС и говорил - "Ты туда не ходи, туда тоже не ходи" и т.д. Правда потом, на вокзале он расщедрился и довольно сносно рассказал о балках на маршруте.  В поезде к нам прибилась группа в 7 человек из Тольятти, они хотели заходить через станцию Косью, но когда узнали о машине из Инты, то решили ехать с нами. Потом еще появилась группа москвичей (7 человек), видимо в "пятерку". Они знают  пермских  туристов, вспоминали соревнования, Шадрина и др.  Инта и Ухта  изображали из себя самых "крутых" туристов. С нами не разговаривали. Они-де идут полный траверс Манараги, и прочее.  Хотя потом на поверку они оказались, мягко говоря, ближе к "Ч".  Залезли в теплую вахтовку и даже наших девушек не взяли. Пришлось нам с москвичами и тольяттинцами ехать 6 часов под брезентом в ГАЗ-66.  Ладно хоть Таня Грода печку  подбросила. Всего набралось на 2 машины человек 40. Ехали с полетами под потолок. На Кожиме напилили дрова на "Желанную" и первый день маршрута столько, а что хватило еще на два дня маршрута.  Вечером около 17 часов (Пермского) приехали на базу. Начальника не оказалось. Он, обычно, заставляет платить по 5 рублей с человека, но мы вселились  в балок, взяв ключ у начальника смены. Балки разбросаны по долине.  От места высадки в два приема перетащили рюкзаки и дрова. Две группы ушли вверх по Балбанью.  Видимо, хотели на следующий день прийти первыми к балку под п.Карпинского. Готовили на дровах, спали на нарах. Балки потихонечку пилят на дрова. "Желанная" сокращается как шагреневая кожа. Кругом тундра. Проверили палатку, побегали на лыжах.

Ясно, слабый ветер, температура –20ºС.

Прошли 2 км.

Фото 2. Долина Балбанью. 16 марта
База "Желанная" - река Балбанью

"Чуть помедленнее, Коля..."

С 6 утра начались смех и слезы. Все живут по Москве, а мы по нашему. Встали в 6 утра, сготовили на костре.  Вышли в 7.30. После одной ходки решили построить нарты. Снег – сплошной фирн. Правда с застругами, а на реке замёрзшие наледи. Пока мы 30 минут вязали из кустарника нарты, мимо нас с криком "Банзай" проскочили несколько групп, впереди из кустиков также вышли туристы и все на лыжах. Тут я понял: "пытаются захватить балок под Карпинского, а он всего на 6-7 персон".  Начались призовые гонки как на Аляске – кто первый. Фото 3. Балок на Балбанью. Только у москичей стоял шатер без признаков жизни - наверное, дрыхли.  По долине параллельно шли 3-4 группы, благо под ногами фирн и лед.  Почти без перекуров шли до 13 часов, волоча нарты. Я пришел первый. Балок небольшой, но уютный. Видимо, приезжают старатели охотиться. Были дрова и уголь, но в принципе нам хватило своих дров.  Вода из наледи. Печка не очень. Воду доводили до горячей на печи, а кипятили на примусах и доваривали снова на печи. Для 8-х на нарах было тесновато.  Группа подходила еще часа 1,5, пока я варил обед.  После обеда ходили фотографировали окрестности. Яркое солнце, лед разных оттенков, кругом красивые вершины. Есть какие-то полярные кустики: то ли ива, то ли ольха.  Дима пришел обиженный на интинку: сидел посреди фирновой, полуторакилометровой по ширине, долины, а она подошла сзади и сказала: "Почему на лыжне сидишь?"

Остальные группы ушли под пер.Кар-Кар и Лебедь.

Ясно, солнечно, легкий ветер, -15ºС.

Прошли 22 км.

Фото 4. Гора Карпинского. 17 марта
Восхождение на пик  Карпинского (1Б, 1803 м). Фото 5. На вершине Карпинского.

"Гало - к гладу, мору и брани"

На восхождение на пик Карпинского вышли в 7.45.  Подъём сначала по фирновому полю с островками курумника в направлении влево-вверх к куполовидному холму (1 час). Затем вверх по склону, выбирая путь по гребням. По кулуарам висят фирновые поля. Превышение около 1 км. Путь зимой можно оценить в 1Б.  В верхней трети подъёма начинаются довольно крутые скалы, в кошках приходиться обходить  по фирновым участкам. Выше лезли прямо по скалам в кошках. На гребень вышли за 3 часа. Гребень хребта широкий и полого поднимается к вершине. На восточной стороне снега мало. Увидели гало - опять к пурге и морозу. По гребню за 20 минут поднялись на вершину. Тур - какой-то металлический знак и на нем плитка о Карпинском. Вид на юг  закрывает Народная. Обратно спускались по пути подъёма. Фото 6. Чайковцы. Сверху увидели у балка какую-то группу. Оказались "шестерочники" из Чайковского.  Идут с Пайера уже дней 25.

Обедали и отдыхали в балке.

Ясно, солнечно, легкий ветер, дымка, -15ºС.

Прошли 18 км.

 

 

 

 

Фото 7. На перевале Кар-Кар. 18 марта
Ручей Балбанью - перевал Кар-Кар - ручей Манарага.

"Спасы..."

Встали в 6 утра. В 7.20 вышли под перевал Кар-Кар. Идти лучше на лыжах. Участки фирна перемежаются с участками снега. Ветер порывами, температура около –20ºС. Ориентироваться легко - видно путь на перевал "Лебедь" и ручей под наш перевал.  Под  перевалом – озеро.  С него начинается самый простой путь на гору Народную: по левому отрогу, отделяющему озеро от верховьев Балбанью и вверх по широкому гребню. Перевал прямо перед нами. Заход на него справа по движению,  но приходиться траверсировать лавиноопасный склон.  У нас уже лыжня  была проложена.  Поднялись по следу на перевал за  1 час. На седловине тур, просматриваеться  гребень на предвершинное плато Народной (до 2А).

Фото 8. Подъём пострадавшего на перевал Кар-Кар. Внизу, на плато под перевалом, увидели группу "Шестерочников". Перекликнулись с ними.  Крутизна спуска до 50º,  перепад метров 250. Спускались, убрав лыжи в рюкзак.  Спустились минут за 15.  Только я нацепил лыжи и разогнался  вниз по плато, как слева увидел мрачную и до боли знакомую картину – 6 здоровых мужиков волокут завернутое  в полиэтилен тело.  Подъехал.  Оказалось, что один из "крутых" интинцев упал на лыжном спуске к реке Манараге  и вышиб бедро. Слава Богу, жив...

Фото 9. Строительство пещеры. Отправил трёх парней помочь поднять на перевал. Отдал веревки. Сказали, что медпомощь не требуется. Короче, опять "пермяки" отдувались. Чайковцы мужики здоровые, но все-равно поднимали полиспастом вверх. У "траверсантов" Манараги не оказалось с собой даже веревки.

Спустился с девочками  до ручья Манарага, прошли метров 500 вверх и в одном из наддувов стали вырубать пещеру.   Снег попался прямо какой-то каменный, спрессован очень плотно. Лопата не берет, пришлось рубить ледорубами. Прямо шахтеры, блин. Видимость не очень,  сильный порывистый ветер. Только к 15 часам к нам спустились "спасатели", переправившие пострадавшего на ту сторону Кар-Кара. До базы интинцы сами довезут. Варил прямо в пещере – обжигал свод. Народ тусовался на морозе.  На гору - поздно, а вниз – не надо.

Прошли 17 км.

 

 

Фото 10. У креста на склоне Нарадной. 19 марта
Восхождение г.Народная(1890 м) - устье ручья Олений

"Большой подарок Тане..."

Вышли на восхождение в 9 часов. Очень сильный порывистый ветер, около -20ºС. Зарядами со снежной крупой накрывает туман. Сама вершина почти постоянно в тумане.  Пошли влево-вверх по склону, набирая высоту, в кошках. То твердый фирн, то проваливаемся между камнями. За 1,5 часа вылезли в цирк под вершиной, ушли влево на гребень. Местами приходиться заниматься лазаньем по обледеневшему курумнику. За 1 час вылезли на широкий гребень между ручьем Манарагой  и верховьями Балбанью. Пошли вверх по гребню, придерживаясь правого, по ходу, обрыва. Видимость никакой, ветер со снегом. Примерно через час, слева в тумане заметили деревянный крест – занес и установил Интинский батюшка-поп.  От креста за 30 минут вышли  на вершину. Фото 11. На вершине Народной.

Поздравили Таню с днем рождения, подарили ей надутые шарики. Забили на память по рублю в деревянное колесо, сфотографировались и примерно за 2 часа спустились в лагерь.  После перекуса встали на лыжи и с небольшой тропежкой пошли вниз по ручью. Лыжню перемело. За 3 перехода дошли до приюта "Олений" в устье ручья Олений. Тут и встали на ночлег. С дровами плохо, приходиться искать по всей долине. Решили отмечать День Варенья.

Дима с Ваней ловили хариуса на гвозди с салом. Но ничего не поймали, видно погода была не клевая. Балок довольно теплый, уютный, человек на 7. Хотя есть дыра в потолке, закрыли полиэтиленом. Варить можно на печке.

Прошли 27 км

 

 

Фото 12. Приют Олений. 20 марта
Радиальный выход на перевал Олений.

"Сдуло..."

С утра дежурные сообщили "приятную" новость – на улице холодно. Примерно –30ºС.  Как потом оказалось, в этот день в Инте было –47ºС. В 9 часов вышли радиально на перевал "Олений". По дороге хотели разведать вершины в истоках ручья и, буде удача, залезть на какую-нибудь обзорную вершинку.  Лесную зону из лиственниц прошли минут за 45. Утеплились. Затем вышли на фирн и вправо по ходу стали набирать высоту. Кругом  очень красивые виды, но дует, метёт поземка и все в морозной дымке. Долина широкая, хорошо виден ручей в долину Капкан-Вож.

Примерно через 1,5 часа  вышли на предперевальное плато  с озерами. Тут нам образно говоря "дало по ушам". Ветер усилился порывами до штормового. Причём ударом валило с ног.  Учитывая "глубокий минус" мы начали замерзать. Не спасали ни надетые пуховки, ни шубенки, ни прочие утепления.  Вершины справа и слева стоят очень эффектные, но с крутыми лавиноопасными склонами, а работать на скальных гребнях крутизной до 50º при такой погоде как-то не хотелось.  Чтобы не обморозить группу, повернули обратно и примерно за 50 минут скатились к балку. Сам я, хотя активно работал палками, отогрелся только в балке. 

Устроили "полудневку": ели, спали, играли в карты, читали и писали в балковый дневник свои мысли. По дневнику: теперь ходят мало - 2-3 группы летом, да пара групп зимой.

Прошли 12 км.

Фото 13. Манарага. 21 марта
Река Манарага - восхождение на вершину Манарага (1Б, 1620 м)

"Манарага"

Утром вышли в 8.30.  На первый взгляд потеплело, но я думаю, было градусов –30ºС. В лесу идти терпимо даже без масок. Видна полузанесенная лыжня. Снег глубокий. Лес в основном редкий, лиственничный. Поэтому все притоки и ручейки хорошо "читаются" по карте.  Балков под горой Манарагой нет. Есть один уже у слияния ручья Манарага с Косью, но ребята говорили – плохой. Фото 14. На вершине Манараги.

Примерно за 3 "ходки" дошли к началу подъёма под перевал "Студенческий" и к началу классического пути подъёма на Манарагу.  Виды очень красивые. Особенно эффектно смотриться пик Урал.  По лыжне за 1 час дошли до места стоянки "чайковцев" у границы леса  под "Студенческим". Лес редкий, лиственничный и сильно вычищен группами.  Долго искали сушины.  Сварили обед.

Фото 15. На склоне Манараги. Взяли с собой снаряжение и в 13 часов вышли на восхождение. Хорошо просматриваются несколько путей.  Первый – "классический" с перевала "Студенческий" с обходом небольшого "жандарма" по гребню.  Второй – по широкому контрфорсу с выходом на гребень, и третий – по левому, по ходу, контфорсу, с выходом на гребень, ближе  к вершине.  Но по третьему пути надо пересекать лавиноопасный кулуар, в котором хорошо видны следы лавин.  Фото 16. Вид на Главный Уральский Хребет со склона Манараги. Пошли по второму пути. За 45 минут вышли на широкий гребень контрфорса и серпантином  по фирну стали подниматься вверх.  Примерно  за час подошли к взлету контрфорса. Сняли лыжи, одели "кошки" и по некрутым скалам вышли на гребень Манараги. Предвершинный гребень имеет два скальных взлета до 45º. На каждый взлет тратится минут по 40.  Затем начинается вершинная башня, крутизной до 60º. Ни влево, ни вправо уклоняться нельзя – склоны лавиноопасны. Причем на гребне и с западной стороны дул приличный ветер. За час взошли на первую башню Манараги. Стоит тур, много мемориальных табличек. Сначала хотели  сходить на вторую башню. Я уже бросил "дюльфер", но после просмотра пути, учитывая морозец и ветер,  пошли обратно.  Спустились до лагеря за 1,5 часа. Особенно понравилось катание на лыжах по фирну.

Наконец-то поставили свою двухслойную "Зиму", растопили печку – лепота.

Прошли 20 км.

 

 

Фото 17. Перевал Ступенька. 22 марта
Река Манарага - перевал Студенческий - река Капкан-Вож - перевал Ступенька - перевал Тобик - река Левый Недысей-Вож

"Три в одном"

Вышли в  7 утра, ясно, ветра нет, температура -25ºС.  По лыжному следу, серпантином, стали подниматься на перевал Студенческий. К нему ведет пологий склон, ближе к седловине покруче, градусов до 30.  С утра пошлось тяжело, видимо перегрузились – решили взять с собой дрова. Через ходку (30 мин) выкинули их.  Бензин и газ есть. В крайнем  случае выроем пещеру.  За 1,5 часа поднялись на перевальную седловину.  Отлично виден зуб Манараги. Спуск к реке Капкан-Вож крутой, до 45º.  Склон, к тому-же, лавиноопасен. Но склон был уже подрезан серпантинами предыдущих групп, поэтому спускались по их следам. Для уменьшения лавиноопасности есть вариант -  спускаться без лыж,  по средней гряде камней и затем строго вниз. Перепад высот метров 350, затем склон выполаживается  и по ручью к Капкан-Вожу начинаеться великолепная "катуха" по фирну. Правда, по пути встретяться 2 маленьких (до 5 м) водопадика. Фото 18. Капкан-Вож.

Спустились до Капкан-Вожа за 40 минут. Редкий лиственничный лес начинается только в долине самой реки.  После перекуса пошли на перевал "Ступенька". Со дна долины его не видно, но хорошо просматриваеться устьевая ступень с превышением метров 300.  Влево и вверх по склону с набором высоты вышли на ступень за 2 ходки. Еще 1 час потребовался подойти под взлет перевала "Ступенька".  Сам взлет и спуск – лавиноопасны. Одели "кошки" и по снегу вперемежку с фирном за 25 минут поднялись на перевал. Крутизна склона до 50º. Путь вправо-вверх.  На верху тур – справа, под большим камнем. Правда с банкой без записки.  Спуск крайне лавиноопасен,  висит карниз, с выносом до 2 метров и подрезать склон не рекомендуется. Лучше справа спускаться без лыж вертикально. Слева по ходу хорошо виден перевал "Тобик". К нему была проложена лыжня по долине Капкан-Вож.  Спуск с перевала "Ступенька" занял 20 минут. Еще за 40 минут взошли по пологому склону на Тобик. Спуск с широкой седловины также очень пологий. Впереди увидели широкую долину Нидысей-Вож без признаков леса. За 3 ходки дошли до поворота влево. Насколько видит глаз, леса нет. Затем, по скальным буграм с фирном и снегом за две ходки дошли до начала леса. Лес редкий, только примерно в 1,5 км от границы появляються более-менее приличные места для стоянки. Удивляет глубина снега (не менее двух метров). Пришлось под костер рубить сырые лесины. По дороге обогнали ухтинскую туристку, которая еле шла по лыжне.  На совет "Скоро уже темнеть будет...", она ответила "Я на Приполярном  Урале уже не первый раз!". Потом узнали, что она пришла в их лагерь после 21 часа.

Прошли 28 км.

Фото 19. На Нидысее. 23 марта
Река Недысей - балок "Отель Недысей"

"Чайковский экспресс"

Вышли в 10 часов, так как вчера прошли много. Вся долина реки завалена глубоким снегом. Ясно, температура около –25ºС. По переметенной лыжне пошли вдоль реки. По описаниям группы спускались до слияния Левого и Правого Недысея и поднимались до балка под перевалом "Крестовый". Крюк  примерно 15 км.

У нас же лыжня полезла вверх-вправо по глубокому снегу и выперла аж выше зоны леса через небольшой перевал. Это шли "Шестерочники". Им не захотелось делать крюк и они проломились напрямую. В дневнике балка "Недысей" их обозвали "Чайковский экспресс" по маршруту Полярный Урал – рудник "Кожим". После перевальчика открылась долина Правого Недысея. Под перевалом Крестовый просматриваеться балок. Лес вокруг него вырублен метров на 500, а сушин нет на все 2 км. Мы у границы леса спилили сушины, загрузили рюкзаки и тихонько скатились до ручья.  От ручья метров 500 до балка. К балку подошли в 14.30. В балке была группа из Ухты. Пока она собиралась, мы приготовили обед на печке. Ухтинцы пошли на "Теплые озера" ловить рыбу.  Во время обеда натянуло туман, пошел снег зарядами, задуло. Решили на перевал "Крестовый" не идти.  Ещё пособирали дров, принесли воду из реки и закатили роскошный ужин. Весь балок исписан посланиями друг другу, нары шикарные и тепло.

Прошли 14 км.

 

 

 

Фото 20. Крестовый. 24 марта
Перевал "Крестовый" - верховья реки Дурная

"Сыктывкарцы..."

Вышли часов в 9. На  перевал Крестовый ведет  широкая долина  с плавным подъёмом. Все следы групп замело. В тумане, ориентируясь по компасу, вышли до границы леса (30 минут). Затем с небольшой тропежкой вдоль русла ручья вверх. За 2 часа вышли на седловину перевала, записка в одной из металлических труб, сваренных крестом. Достали записку прошлого года. Видимо, остальные проходят мимо, не останавливаясь. Потихоньку туман ушел, виды великолепные, тепло (около –5ºС), ветра нет. Спуск в верховья реки Дурной-Ель пологий, с небольшой тропежкой. Потихоньку долина загибает влево, к обеду (12 ч) спустились к балку. Фото 21. Лагерь. Он стоит на границе леса, вокруг леса практически нет. Балок с печкой на группу человек 8. Пока обедали, снизу  подошла, тропя лыжню, туристка из группы сыктывкарцев. Поговорили. Их 12 человек, идут на рыбалку на "Теплые" озера. Группа отстала от нее на 30 минут! Девушка жаловалась, что мужики спят только с "опарышем" на животе для рыбалки.

По лыжне, по правому борту долины, быстро пошли вниз вдоль реки Дурная. На картах она носит разные названия: Дурная, Дурной-Ель и др. Лес действительно еловый, в других долинах в основном растет лиственница. Но долина завалена глубоким снегом, поэтому без лыжни тропежка очень тяжелая.

В несколько ходок дошли до ручья с хребта Западный Саледы. Хребет высок и вершины его стоят непрерывной грядой. Слева виден хребет Малды-Из, виден перевал в верховья Сывью для выход к станции Косью. На ночлег встали на стоянке сыктывкарцев.

Прошли 22 км.

 

Фото 22. Дурная. 25 марта
Река Дурная - перевал через хребет Малды-Из Фото 23. Дурная-Ель.

"Малды-Из"

Вышли в 9 часов. Лыжня в среднем течении Дурной переходит на левый берег. Причем, переход надо искать - река в большей части не замерзла. Шли до обеда. Ничего примечательного. После обеда лыжня по бурелому уходит влево-вверх на перевал через хребет Малды-Из. По некоторым источникам он называеться Малиновый (есть останцы малинового цвета). Набор высоты значительный. Выше лес кончается.  Уже к 17.30 вышли на седловину. Подъём от леса пологий, затем становиться круче, последний взлет (100 м) серпантином. Седловина шириной метров 500 и с нее открывается вид на хребет Обе-Из и безлесную перемычку с Малды-Из. Леса вообще не видно. Пришлось срочно гнать вниз-вправо, огибая отроги. Уже темнело, когда подъехали к первым чахлым лиственницам верховьев ручья Пальник-Шор. Еще подул ветер, стоянка была достаточно некомфортной, лес редкий, сушин почти нет. Температура -15ºС.

Прошли 25 км.

 

 

 

Фото 24. На хребте Обе-Из. 26 марта
Перевал через хребет Обе-Из - Кожимский Тракт -посёлок Кожим-Рудник

"Кожимский тракт"

Вышли в 8 утра. Сразу полезли на хребет Обе-Из. Он невысокий, до 1000 м.

Буквально через 15 минут хода  редколесье кончилось. Начался фирн, заструги.  За одну ходку  вышли на гребень хребта. Он шириной до 500 м. Справа по ходу увидели триангуляционный знак. Подошли к нему, Дима залез ради фотографии и увидел балки на западном склоне, примерно в километре. Добежали до них – оказалось это разработка гранита и других полезных минералов для Храма Христа-Спасителя в Москве. Причем разработка весьма своеобразная – ездят на тракторе по хребту и выдергивают приглянувшиеся глыбы, затем их дробят и на "Уралах" увозят к железной дороге в Кожим-Рудник. У балков – горы угля. До границы леса примерно 1 км. Живет сторож. Нам он обрадовался, напоил чаем. Сказал, что уже неделю ждет автомашину. Затем, взяв по образцу на пямять, стали спускаться  к границе леса  на просеку. По просеке ездили уже охотники на "Буране". Покатили вниз, к обеду дошли до реки Кожим. Дорога идет в основном в стороне от реки, вверх – вниз. К обеду задул южный ветер, температура поднялась до 0ºС.  Начался подлип. После ряда операций по очистке лыж их пришлось снять. Пошли пешком. Жарко. И так по следу "Бурана" шли до темноты, пока не дошли до ЛЭП. Тут перекусили  и еще после пары переходов вышли к остановке "1952 км". На ночь устроились в поселке, в трехкомнатной квартире. Помылись в бане, сварили "сохатину" – у Сереги оказался знакомый  в поселке. Поезда идут поздно вечером, но мы еще уехали утром в Инту – отдавали печку. Ну вот и все...

Фото 25. На финише.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Маршрут в целом достаточно безопасный. К потенциально лавиноопасным участкам можно отнести подъём на перевал Кар-кар со стороны реки Балбанью. Подъём на вершину Манарага надо производить, придерживаясь выпуклых форм рельефа. Спуск с перевала Студенческий к реке Капкан-Вож потенциально лавиноопасен. У нас был след от предыдущей группы, чем мы и воспользовались. Спуск с перевала Ступенька  под перевал Тобик так же лавиноопасен. Висит снежный карниз и приходиться спускаться строго по линии падения воды в глубоком снегу.

По скальным участкам: много скальных плит при подъёме на пик Карпинского, приходиться лавировать по склону. При подъёме на вершину Манарага встречаются участки, требующие навыков скалолазания.

К достаточно крутым спускам по твердому насту стоит отнести спуск с ригеля перевала Кар-кар в долину реки Манарага. Спуск к реке Капкан-Вож по руслу ручья надо производить на небольшой скорости, встречаются  ледопадики по 3–5 метров. Переправы через реки Манарага и Дурной-Ель надо производить с разведкой, под снегом отсутствует лед. Группа должна быть готова к незапланированным ночевкам выше зоны леса. Иметь газовые горелки, баллоны или примус. Уметь организовать бивак в безлесной зоне. Также необходимо представлять, что на протяжении маршрута температура может упасть до –50ºС, с ветерком. Личное снаряжение должно выдержать такой мороз.

Аварийные выходы однозначны. Из района горы Народная – гора Манарага на базу "Желанная", там есть рация. После перевала Студенческий путь один - выход из района по направлению Нидысей  – Дурной-Ель – Обе-Из. Из запасных вариантов можно рекомендовать выход через перевал Олений на Лимбекою и далее по зимнику в Инту.

Эссе
4*4

Да, да, именно под таким девизом проходил наш поход по Приполярному Уралу .  Все нас склоняло к мысли, что это будет поход четвертой категории сложности.  Хотя 1/2 группы готовилась идти сложнее с Д.Н.П., а 1/2 с А.А.И. проще. Но, судьба, пошли, кто сумел. И пришлось за 6 дней до маршрута перекраивать график, собирать снаряжение, считать и пересчитывать.

На  Приполярном Урале в это время погода меняется часто и непредсказуемо. Первые 2 дня ясно и не очень холодно, потом туман и ветер (2 дня),  а затем мороз до –46ºС с ветром.

Четыре избушки-балка порадовали нас своим  приемом. На 4 вершины совершили восхождение. Четыре + Четыре был  состав  нашей группы.  Четыре ночевки в палатке с печкой.  И восемь групп встретили на маршруте (4*2). И двенадцать ходовых дней (4*3).  Прямо чистая "Четверка".  Посетили 4 хребта – Исследовательский, Саледы, Малды-Из и Обе-Из. Употребили 4 литра горячительных напитков и сожгли 4 литра бензина. Взяли 4 примуса, правда 2 затем выкинули в Котласе... Но важен принцип !

На маршруте праздновали 4 праздника:

  1. День Рождения  Тани (отметили)
  2. День Шахтера (отметили вырубанием  в фирне  пещеры)
  3. День Рыбака и Охотника (ловили хариуса на гвозди)
  4. День Полного Ходового Дня (Также этот праздник проходил под девизом "Три в Одном" – за день прошли  три перевала).

Каждый день приносил  нам  новые впечетления:

  • Призовые гонки на лыжах и нартах - прямо Клондайк. Причем, призом был вполне реальный  балок
  • Cпасательные работы на перевале Кар-Кар. Упал на простом склоне один из "крутых" ухтинских парней и вышиб себе бедро
  • Восхождение на высшую вершину Урала гору Народную при погоде типа "ежик в тумане" с  ветром;
  • Попытка взойти на вершину Оленья при –45ºС с "ласковым" мартовским ветерком;

Приполярный  Урал – мощная горная страна. Крутые хребты окружены тайгой.  Много каровых ледников, водопадов, озер, рек.

Район  известен также коварством  снежных лавин,  богатством минеральных ресурсов.  За один маршрут мы увидели только небольшую часть гор.  Надо сделать несколько походов, чтобы увидеть Неройку, сходить на Саблю, перевалить через хребет Неприступный, пройти водопады Повсян-Шора, сплавиться по Кожиму.

Идем...

 

Чтобы связаться с нами, нажмите здесь.
Сайт ПНИПУ