| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА ПЕРМСКОГО КРАЯ
|
г. Пермь
2021
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
---|---|---|---|---|---|
Общая | Ходовых дней | ||||
Лыжный | Третья | 189,1 (коэф. 1,2) | 14 | 12 | 30.12.2020-12.01.2021 |
Район: Северный Урал
Запланированная нитка маршрута: Пермь - Кушва - Ивдель - карьер Полиметалл - р. Тарыгурсос - р. Вапсос - изба Прокопия - г. Малый Салатим - г. Большой Салатим - р. Тохта - г. Тохта - хр. Масипаль (Масипальнелпаттуил) - хр. Молебный камень - г. Граничная - г. Большой Хапхарнетумп - г. Улечарнетумп - г. Пятый Тумп - Сибиревский прииск - Поповский Увал - хр. Хозатумп - болото Кутимское - г. Белый Камень - г. Шудья-Пендыш - Красновишерск - Пермь.
Пройденная нитка маршрута: Пермь - Кушва - Ивдель - карьер Полиметалл - р. Тарыгурсос - р. Вапсос - изба Прокопия - г. Малый Салатим - г. Большой Салатим - р. Тохта - г. Тохта - хр. Масипаль (Масипальнелпаттуил) - хр. Молебный камень - г. Граничная - г. Большой Хапхарнетумп - г. Улечарнетумп - г. Пятый Тумп - Сибиревский прииск - Поповский Увал - г. Посьмак - р. Посьмак - р. Велс - пос. Велс - Красновишерск - Пермь.
Количество участников: 9 человек
Руководитель: Фуфачев Михаил Андреевич
Отчёт хранится в Пермской Краевой Маршрутно-Квалификационной Комиссии. В сети Интернет на сайте: www.meridian.perm.ru
СПИСОК УЧАСТНИКОВ.
№ п/п | Участник | Фото | Год рождения | Туристический опыт | Обязанности в группе |
---|---|---|---|---|---|
1 | Фуфачев Михаил Андреевич | 1988 | 2 Л-Р (Сев. Урал), 3 Г-У (Кавказ) | руководитель, штурман | |
2 | Котельникова Наталья Александровна | 1990 | 2 Л-У | завхоз | |
3 | Балуев Дмитрий Владиславович | 1978 | 3 Г-У | завснар, ремонтник | |
4 | Катаева Екатерина Геннадьевна | 1984 | 3 Л-У, 4 П-У | медик | |
5 | Жуйков Дмитрий Юрьевич | 1997 | 3 Г-У, 1 Л-Р | писарь, хронометрист | |
6 | Мингазова Кристина Робертовна | 1998 | 3 Л-У | казначей | |
7 | Деменев Николай Павлович | 1958 | 6 Л-Р, 6 П-Р, 6 Г-Р, МС | фотограф | |
8 | Аристов Антон Романович | 2000 | 2 Л-У | участник | |
9 | Мухамаев Ринат Фарихович | 1967 | 2 Л-У | участник |
ОБЗОРНАЯ КАРТА МАРШРУТА.
ПРОФИЛЬ РЕЛЬЕФА.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ.
Дата | Ход. день | Пункты маршрута | Расстояние, км | Перепад высот, м |
---|---|---|---|---|
30.12.2020 | Пермь - Кушва | |||
31.12.2020 | 1 | Кушва - Ивдель - карьер - Полиметалл - р. Тарыгурсос - р. Вапсос - изба Прокопия | 14,5 | +180; -90 |
01.01.2021 | 2 | изба Прокопия - г. Малый Салатим - г. Большой Салатим - р. Тохта - р. Ёлтхансос | 15,3 | +160; -140 |
02.01.2021 | 3 | р. Ёлтхансос - г. Тохта | 12 | +250; -110 |
03.01.2021 | 4 | г. Тохта - хр. Масипаль (Масипальнелпаттуил) - исток р. Вижай | 9,8 | +380; -120 |
04.01.2021 | 5 | исток р. Вижай - подножие г. Эквачахл | 10,4 | -160 |
05.01.2021 | 6 | подножье г. Эквачахл - подножье г. Граничная | 8,5 | +280; -100 |
06.01.2021 | 7 | подножие г. Граничная - г. Граничная (н/к) - г. Большой Хапхарнетумп - г. Улечарынтумп - р. Широкая (подножие г. Пятый Тумп) | 10.3 | +160; -430 |
07.01.2021 | 8 | р. Широкая (подножие г. Пятый Тумп) - Сибиревский прииск - Поповский Увал | 11,1 | +300; -50 |
08.01.2021 | 9 | Поповский Увал - в. 636.8 - в. 715 - подножие г. Посьмак | 14,2 | +350; -350 |
09.01.2021 | 10 | подножие г. Посьмак - в. 736.6 - в. 542.3 - р. Посьмак - р. Велс - р. Рониха | 18,4 | +150; -500 |
10.01.2021 | 11 | р. Рониха - движение вдоль р. Велс - р. Большая Шудья | 21,2 | -50 |
11.01.2021 | 12 | р. Большая Шудья - движение вдоль р. Велс - пос. Велс | 11,9 | -50 |
ВСЕГО: | 157,6 189,1 (коэф. 1,2) |
4360 |
РАСЧЁТ ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ПРОТЯЖЁННОСТИ И ФАКТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ МАРШРУТА.
Расчётная формула:
ЭПфакт = Кавт * (П * Км + 5 * (В + Т))
Коэффициент автономности:
Кавт = 1
Маршрут пройден группой при полной автономности
Протяжённость:
П = 157,6 км
Коэффициент, учитывающий рельеф местности и масштаб карты:
Км = 1,2
Для местности с Т > 0 и масштабом карты 1 см = 1 км
Перепад высот:
В = 4,36 км
Работа:
Т = 0
ЭПфакт = 1 * (157,6 * 1,2 + 5 * (4,36 + 0)) = 210,92 км
Соответствие категории сложности
Продолжительность маршрута: 12 дней
Соответствует 3 к.с. (минимально 10)
Эквивалентная протяжённость: 210,92 км
Соответствует 3 к.с. С учётом Ксвет = 0,75 (средняя продолжительность дня с 31 декабря по 11 января в Ивделе 360 мин) ЭПмин для 3 к.с. при T = 0 составляет 172,5 км
ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ И АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА.
Запасных вариантов было продумано несколько, потому как поход в январе - это практически всегда лотерея из-за переменчивой погоды, глубины снега и прочих природных факторов, вкупе с малой продолжительностью светового дня
Маршрут был изменён по банальной для лыжного похода в январе причине: глубокая тропёжка при малой продолжительности светового дня. Надеялись на снегоходный след при подходе к Молебному камню, но его не оказалось.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ.
Район Красновишерского заповедника представляет собой классическую Уральскую тайгу с пышными хвойными лесами. В самом заповеднике расположен большой горный массив, в котором находится высшая точка Пермского края (г. Тулымский камень). Наш маршрут был проложен специально таким образом, чтобы не нарушать границы заповедника. Однако, всё самое интересное для туриста как раз внутри. Раньше район был очень популярен среди лыжных туристов, сегодня эти места облюбовали снегоходчики, так что шанс напасть на буранный след довольно большой, особенно в феврале-марте.
ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ МАРШРУТА.
Главным замыслом было сходить/сводить лыжный маршрут 3 к.с. и расширить географию. Хотелось посетить север Пермского края, а для первого руководства данной категорией этот район подходит идеально, не слишком сложный и не слишком простой. К тому же последние годы мы ходили в основном на Южный Урал и в район ГУХ-а, классические варианты для новогоднего похода нашего клуба. Сама по себе тройка в январе, тем не менее, была делом очень авантюрным из-за известных факторов: короткая продолжительность светового дня и при планировании за несколько месяцев не ясно, что там будет со снегом и с подъездами. Маршрут обсуждали очень долго, когда сформировался костяк команды, и порой посещали мысли, что не успеем, не сможем и в феврале-марте всё было бы гораздо проще. Но общий боевой настрой всё же переломил все сомнения и поход состоялся.
ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТА, ПОДЪЕЗДЫ, ОТЪЕЗДЫ, ТАКТИКА ПРОХОЖДЕНИЯ.
Как уже было сказано выше, основным фактором при планировании стали границы заповедников: Вишерского и Денежкиного камня. Глаз сразу упал на хребет Молебный камень, потом очевидным казалось уходить на юг, так к маршруту прицепился Хозатумп, Белый камень и Шудья-Пендыш (на которые мы в силу тех самых авантюрных причин так и не успели). Встал вопрос заброски. Определилось два варианта: либо с ур.Тохта, либо с карьера Полиметалл, что находится к северу от Медвежьего камня. Первый вариант гораздо предпочтительнее, но, когда выясняли у водителей из Ивделя, что там с дорогами, они только разводили руками, говорили, всё зависит от снега. До карьера же можно проехать на любом транспорте с большой вероятностью, дорогу там чистят, карьер рабочий, но данный вариант прилично длиннее. В итоге выбрали второй вариант, более надёжный с точки зрения заброски, да и товарищи туристы из Березников соблазнили встречей Нового года в избе Прокопия, ещё и натоптать снегоходный след обещали чуть ли не до самого Молебного (что в силу технических причин в итоге так и не случилось), а количество дней за которые мы должны были добежать до Молебного камня решало судьбу всего маршрута. Сразу наметили аварийные выходы либо в Тохту, либо к Тарыньерскому карьеру. Про посёлок Велс сразу не подумали, хотя он также казался очевидным. Дорогу на Средневелсовский карьер приметили ещё на стадии планирования, чтобы срезать Хозатумп, если не будем успевать. Маршрут в итоге был намечен и продуман.
Вокруг заброски и выброски тоже встало много вопросов и утрясали всё аж до декабря. Забрасываться однозначно было решено в Ивдель и оттуда на местном транспорте добираться до карьера. Были варианты ехать на Газели от самой Перми до самого карьера, но отмели быстро этот вариант. Далеко, да еще накануне Нового года, вышло бы форменное издевательство над водителем. Стали смотреть поезда, подходящий рейс нашёлся только 30 декабря днём, хотя уже наметились на 31-ое. Остановили выбор на поезде, но пришлось корректировать сроки. С транспортом из Ивделя до карьера проблем не возникло никаких. Сразу нашли через Интернет ГАЗ вахтовку, а местные водители ещё и консультировали по обстановке со снегом и состоянию дорог. Гораздо сложнее дела обстояли с выброской. По плану мы должны были уехать из-под Шудьи-Пендыша по лесовозной дороге в Красновишерск, а оттуда уже на Газели до Перми. С Красновишерска до Перми транспорт организовали быстро, но до Красновишерска, как оказалось, добраться было не так просто. Местные водители предлагали буханки и ломили цены, нам бы пришлось брать две, девять человек в одну бы не влезло. Плюс, пугали тем, что не знают, будет ли почищена дорога под Шудью-Пендыш после праздников. Решение в итоге нашли в Вишерском заповеднике. Как выяснилось, они оказывают услуги по заброске туристов и у них также есть ГАЗ вахтовка. В итоге, после длительных переговоров, переписок, перезвонов пазл маршрута сложился, и мы начали готовиться непосредственно к походу. При этом ощущение авантюрности мероприятия только возросло. Стоить отметить, что в этот раз мы активно пользовались спутниковым телефоном. Во-первых, каждые три дня держали контакт со связным в Перми, отчитывались о местоположении в обмен на трёхдневный прогноз погоды. Во-вторых, по итогу перенаправили транспорт для выброски в Велс.
Маршрут был заявлен в пермской МКК и в МЧС. В МЧС заявлялись через сайт, указанный в новом бланке маршрутной книжки, что оказалось очень удобным. Есть некоторые бюрократические нюансы. В нашем случае маршрут проходил по территориям двух субъектов РФ. Соответственно уведомить нужно было два ведомства Свердловскую МЧС и Пермскую, то есть создавать две заявки на маршрут. По итогу решили вопрос по телефону, что регистрируемся мы в Перми, а данные в Екатеринбург они передадут.
По тактике прохождения маршрута решили опробовать некоторые новшества, а именно, использовать для приготовления пищи металлическую сетку. Да, способ известный давно, но у нас так вышло, что за последние десятилетия никем и не практиковался. Мы планировали полностью отказаться от больших костров и от копания снежных ям, чтобы сократить физические трудозатраты. В этом плане по итогу всё сработало на ура. Палатка с печкой плюс костровая сетка сократили время установки лагеря больше чем на час. Порой мы ложились спать в восемь вечера, уже и поужинав, и вдоволь наболтавшись. Сразу отмечу, что большой выигрыш во времени вечером дал такой же отыгрыш назад утром. Так как ели мы в палатке, то сбор лагеря всегда начинался после завтрака. Забавный момент здесь в том, что время от подъёма дежурных до выхода группы утром и время от начала установки лагеря до ужина вечером было примерно одинаковым. Хотелось бы как-то это время сократить, но на маршруте мы не придумали как, а подъём дежурных в шесть и выход в девять в полдевятого в целом всех устраивал.
ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ / ФАКТОРЫ МАРШРУТА.
Низкие температуры. Основной потенциально опасный фактор любого лыжного маршрута. Влияние фактора снижает только наличие необходимого снаряжения и серьезная теоретическая, практическая и психологическая подготовка.
Лавиноопасные склоны. Любой склон, на котором лежит снег, потенциально лавиноопасен. Спуск лавины туристической группой может повлечь за собой серьезнейшие последствия, об этом нужно всегда помнить и оперативно оценивать лавинную обстановку на местности
ТЕХНИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК МАРШРУТА.
Повествование от лица руководителя
30.12.2020 |
---|
Сборы и выезд. Пермь - Кушва. |
Рюкзаки были собраны за несколько дней до этого, обязанности распределены, снаряжение готово. Поезд отбывал в весьма комфортные 13:38 по местному времени. Так как ликвидировали горнозаводскую ветку, все поезда в нашем направлении шли через Лёвшино, и чтобы не мучиться каждому из участников с трансфером до вокзала лично, заказали Газель совместно. Вышло дешевле, чем на такси. 2000 рублей за всё. Ещё так удачно сложилось, что половина группы живёт в центре, а другая половина на Крохалевке, исключением оказался лишь Ринат. Первая половина стартовала в 11 утра от главного корпуса ПНИПУ. Заложили до поезда целых два с половиной часа и как выяснилось - не зря. Сели в машину, поехали на Крохалевку, приехали немного раньше запланированного, долго ждали некоторых участников. Дождались всех, поехали дальше и тут водитель начал чудить. Мы зачем-то поехали обратно, через центр на коммунальный мост, а дальше через Гайву и ГЭС уже в Лёвшино. Проехали мимо Политеха, а в городе были жуткие предновогодние пробки. До поезда оставался час, а мы только-только проехали мост через Каму, некоторые участники начали понемногу нервничать и отпускать по этому поводу ироничные шуточки. В Лёвшино прибыли примерно в 11:15, выдохнули. Осталось даже время сфотографироваться на фоне вокзала. Сунулись было на перрон через вокзал со всеми нашими огромными рюкзаками и лыжами, а там рамки и куча народу, на что охрана без затей сказала: “ребят, давайте в обход, там же можно пройти”. Так и сделали.
Дальше нас ожидало новое приключение, загрузиться в поезд за пять минут. Да, именно столько он должен был стоять. Благо на перроне сотрудники РЖД нас сориентировали, где примерно будет наш вагон. Вдали показался локомотив, встали на изготовку, так сказать с низкого старта и как только поезд остановился, ломанулись к проводнику. Что позабавило, так это то, что проводник нисколько не удивился и не смутился, сработал оперативно, говорит: “Называйте места, и заходите в вагон, дальше разберёмся”. Зря я паспорт доставал. В норматив пять минут уложились даже с запасом. Мы быстро забились в вагон и начали продираться по узкому коридору сквозь торчащие с верхних полок ноги, стоящую на полу обувь и торчащие из-под сидений котомки к нашему плацкартному купе в конце вагона. Все лыжи покидали на верхнюю полку, не без трудностей, надо сказать. Свои двухметровые лыжи вообще кое как утолкал. Рюкзаки покидали как попало.
Тронулись. Участники достали предновогодние съестные закрома, и мы принялись их поглощать. Не тащить же с собой на маршруте. Проводник проверил документы. Наши лыжи и рюкзаки вопросов не вызвали, туристическое снаряжение по правилам перевозок можно везти без дополнительного билета. Впрочем, там есть свои ограничения, но с этими нюансами лучше ознакомиться на сайте перевозчика, в нашем случае РЖД, непосредственно перед маршрутом. Разгребли пару спальных мест, кто-то улёгся дремать, остальные болтали, за окном понеслись леса, посёлки и города.
В восемь вечера прибыли на ст. Гороблагодатская, что в г. Кушва. Предстояло сдать ещё один норматив - выйти из вагона так же, за пять минут. Подготовились основательно, заранее вынесли все лыжи в тамбур, они туда само собой влезли кое как. Выстроились с рюкзаками вдоль прохода в шеренгу наизготовку. Слегка опешивший, но всё ещё невозмутимый проводник тихонечко по стеночке мимо нас пробрался к выходу, как то перелез там через лыжи, чтобы открыть дверь. Как только поезд встал, мы оперативно выкинули на улицу лыжи и выкинулись сами. Далее нас ждало 5,5 часов ожидания следующего поезда на вокзале.
Вокзал на Гороблагодатской надо сказать приятный, новый, даже есть книжная полка и тёплый туалет, но, всё-таки там было прохладно. Мы незамедлительно пошли искать в округе магазин и кафе, кто-то уселся читать книжки. Николай Палыч так и просидел за чтением все 5,5 часов. Остальные участники пошли в кафе, там мы просидели до 11 вечера, до его закрытия. Прекрасно провели время за едой и разговорами, обстановка вокруг была новогодняя.
Приближался наш следующий поезд. В этот раз задача была аналогичная, запрыгнуть в него за пять минут. Имелось отягчающее обстоятельство, в этот раз мы не знали, где будет наш вагон даже примерно. Сотрудница вокзала сказала, с какой стороны придёт поезд и то, что нумерация вагонов у него с хвоста. Прикинули, где нам встать, и просчитались. Наш вагон промчался мимо нас, а мы, недолго думая, ломалусь за ним ещё до остановки поезда. Глаза проводника по пять копеек сверкали впереди, а мы неслись на него нашей толпой. Поступили по той же схеме. Сначала запрыгнули в вагон, а проверка документов потом. Естественно разбудили пол вагона, одни лыжи так и не смогли положить на верхнюю полку, пристроили как-то к стенке. Рюкзаки уложили друг на друга в купе и, недолго думая, улеглись спать. Возможность поспать перед походом в тепле и уюте поезда упускать никто даже и не думал. Утром нас ждала Ивдель.
31.12.2020 |
---|
Ивдель – карьер Полиметалл - изба Прокопия. |
В 8:50 поезд прибыл в Ивдель. Благо здесь он стоял долго и выгружались мы не спеша. Посёлок встретил нас крепким морозом около 36 градусов ниже нуля. Я забыл в поезде хобу, что ознаменовало длинную череду поломок, потерь и прочих несуразностей этого похода. На площади перед вокзалом нас уже ждала вахтовка с импровизированным пассажирским кузовом и буржуйкой внутри. Надо сказать, снаряжение влезло кое как. Мы расселись по лавкам вдоль стен и тронулись в путь. В дороге кто-то болтал, кто-то дремал.
К 12 добрались до карьера Полиметалл, что к северу от Медвежьего камня. Ориентиром была буханка Затонского (лидера группы туристов из Березников, нашего старого знакомого). От неё предполагался снегоходный след до самой избы Прокопия, где березниковцы планировали отметить Новый год. Путь до неё был не близкий для первого дня, еще и с обеда - 14 км. Буханку на дороге мы обнаружили вместе с березниковцами. Они приехали недавно и только собрались выдвигаться к избе. Поздоровались, переговорили. Они двинулись в путь, кто на лыжах, кто на снегоходе. Мы же остались у их костра обедать. Мимо проехала машина, водитель сказал, что в округе бродит шатун. Отличное начало - подумали мы, но особо нас это не испугало.
Отобедав, оперативно расчехлили и подогнали под ходьбу лыжи. Тронулись в путь в 13:00 по следу оставленному березниковцами. Побежали быстро, с места так сказать в карьер… от карьера (не мог не написать этот каламбур). Сразу наметили темп в 40 минут движение, 10 минут привал. Само собой, быстро растянулись, физ. подготовка у всех разная, доп. утяжеление в виде нерегламентированной бутылки шампанского в стекле, например - тоже. Некоторые участники наивно полагали, что добежим за 3 часа (а что, по буранке же), на что лично я снисходительно улыбался и говорил: “6 часов - минимум”. Дорога вела нас через Тарыгурсос. Затонский ещё крюк дал вокруг горы. По этому поводу мы бухтели, ему мол на буране хорошо, а нам топать лишние несколько км. В итоге, примерно к 20:00 мы-таки с пеной у рта добежали до избы, даже не за шесть, а за семь часов. Переход дался тяжко, всё-таки сразу такая нагрузка без раскачки, да ещё в такой мороз. Хорошо, что ехали поездом и выспались. У избы уже горел костёр, березниковцы варили новогодние пельмени. Договорились, спать будем в избе все вместе, что несказанно порадовало, ибо ставить палатку было крайне лениво. У меня на рюкзаке сломался фастекс на клапане, но это мелочи. Сразу с начала похода начались проблемы с навигатором, он на морозе просто отказывался работать. До кучи то был не привычный Гармин, а загадочный Лоуранс. Но тут, как говориться, чем богаты, тем и рады. В условиях похода сенсорное управление и запутанный интерфейс оказались очень неудобными, но это ладно, на морозе он просто выключался. Опять же неработоспособный навигатор особо никого не смутил, люди опытные, дальше пошли по картам. К тому же использовали смартфоны с оффлайн картами, что оказалось ничуть не хуже, а в чем-то даже и лучше привычного навигатора.
Приготовили праздничную солянку на ужин, уселись в избе, березниковцы упрекали нас в скромности, те вовсю уже праздновали, а мы ещё толком не отогрелись. В избе висели гирлянды, играла гитара. До Нового года мы не дотерпели, наши нескромные сожители как-то странно начали укладываться спать уже около 22:00, мы всё же тешили надежды дотерпеть до полуночи, но таки сдались. Укладывались спать мы уже и отогревшись, и отъевшись, по-меридиановски шумно, и полчаса до 23:00 шутили шутки-прибаутки в спальниках, отыгрываясь за молчание несколькими часами ранее. Улеглись на полу в комбайнах, как и предполагалось жить в палатке на маршруте. Пробило 23:00, мы открыли шампанское и встретили Новый год по какому-то там часовому поясу. Отбой.
01.01.2021 |
---|
Изба Прокопия - река Тохта. |
Дежурные поднялись в 7 по плану и даже побаловали нас кофе. Близился выход из тёплой избы, ближайшие 10 дней подобных ночёвок мы не планировали. На улице трещал 35 градусный мороз, небо было ясное, рассвет красивейший. Затонский, как и обещал, поднялся вместе с нами и пошёл заводить снегоход, дабы натропить нам лыжню. Но через метров 200 что-то пошло не так, транспорт его заглох и двигаться дальше не пожелал. Мы, тем не менее, невозмутимо двинулись дальше, обменялись парой фраз и напутствий, тем более, думали, что он ещё нас нагонит.
Прошли до отворота на нашу избу. Всё, дальше тропёжка. Снега было мало, но весь снег был пухляк, как будто вообще выпал он здесь пару недель назад. Шли бодро, проваливаясь максимум по середину голени. По дороге оно совсем не вызывало трудностей. Темп взяли как вчера: 40 минут идём, 10 сидим. Дорога вела нас восточным склоном Малого и Большого Салатимов. Нам предстояло пройти на юг вдоль всего хребта, а там, выйти на дорогу с Тохты под Масипаль. Места красивые, вокруг пышная тайга. После 4 переходов встали на обед, не дойдя 1,2 км до отворота. Потеплело до -30 градусов.
Были некоторые надежды на буранный след по дороге с Тохты, но они не увенчались успехом - дорогу покрывал ровный безмятежный слой свежего пухляка. Делать нечего, двинулись дальше, вдоль реки Тохта на запад по направлению к Масипалю. До места ночёвки прошли также 4 перехода по 40 минут.
Палатку поставили прямо на дороге. Снега было максимум по колено, поэтому для того, чтобы растянуть оттяжки, пришлось зарывать в снег лыжи. Дежурные костровую сетку пробовать не стали, потому что место для костра разгребли буквально минут за 10. Принялись готовить на хворосте, пока делаем дрова. Ужин был готов уже к 18:40 при том, что встали лагерем около 16:00, даже несколько раньше, чем мы натопили палатку. По тактике ужинали мы внутри, было тепло, несмотря на крепкий мороз снаружи.
Навигатор окончательно приказал долго жить. Дима сказал, что поломался конфиг файл, а бэкапа у него нет. Да, такая вот сложная техника. По плану, с расчётом на снегоход, мы сегодня должны были пройти на 4 км больше, хотя и так сделали немало - 17 км. Распределили дежурства у печки (дежурим по часу и меняемся по хитрой схеме) и слегка за 20:00 уже улеглись спать.
02.01.2021 |
---|
Река Тохта - гора Тохта. |
Утром было -27, теплеет, и шёл легкий снежок. Дежурные поднялись в 6 утра, вышли в 8:50. Многовато времени на сборы, но, первая ночёвка, есть надежда, что дальше будет быстрее. Под печкой в палатке снег вытаял до земли. Идём в том же темпе, на тропёжке меняемся каруселью, мальчики по 100 шагов, девочки по 50, ремонтник замыкает группу и не тропит. Пересекли Ёлтхансос, начался длинный тягучий подъём на гору Тохта. С изменением рельефа изменился и снег. Его стало больше, но рыхлость осталась прежней, тропить стало тяжелее.
К вечеру дошли до верхней точки, через которую шла дорога к горе Тохта. А шла она практически через вершину, одолели 150 м подъём. Дима с Антоном ушли тропить на завтра, прошли около 2 км. Сегодня дежурили мы с Кристиной. Решили таки опробовать сетку, не столько из необходимости, сколько из любопытства. Долго прилаживали её так, что б котел, подвешенный на костровой тросик, висел точно над сеткой. В итоге пришлось на тросик сделать оттяжку, конструкция получилась весьма монструозной, но рабочей. Уже потом додумались, что сетку надо растягивать по диагонали к тем же опорам, на которые крепишь костровой тросик. Работало всё прекрасно, приготовили ужин практически на одном хворосте. У сетки КПД явно выше, чем у обычного костра, потому как сам костёр висит в воздухе и не тратит энергию на нагрев земли под ним. Правда есть один нюанс, на ветру такая конструкция вряд ли будет хорошо работать. Так как два человека ушли тропить, два дежурить, а еще трое готовить дрова, на установку палатки осталось всего двое, возникла тактическая неразбериха. Очевидным казалось, что раз так быстро делаем ужин, можно сначала поставить палатку и заготовить часть дров, а потом уже идти готовить, но многолетний опыт и привычки участников переломить было очень сложно. Это я и про себя в том числе.
На сегодня был назначен первый сеанс связи. Не мудрствуя лукаво решили не писать смс, а просто позвонить. Всё прошло успешно. Вспомнили про Затонского. Он нас так и не нагнал. Видимо, поломка оказалась серьёзной. По плану, сегодня мы должны были ночевать уже где-то под Масипалем, но не сложилось. С сегодняшнего дня каждый вечер карпели над картами, думали, как бы схитрить, где бы срезать.
03.01.2021 |
---|
Гора Тохта - исток реки Вижай. |
Подъём по плану в 6, вышли сегодня хорошо в 8:20. Натропленные вчера 2 км пробежали быстро, а вот потом начался крутой подъём на гору Овынгъяур. Завязли в снегу. Впрочем, Дима, ходивший вчера на тропёжку, предупреждал, что снега много. Проваливались порой по пояс, особенно те, у кого были лыжи поуже. Открутив полтора круга карусели, принялись тропить без рюкзаков, дело пошло заметно быстрее. Сильно растянулись. В поздних рассветных сумерках наконец вытропили на перевал между Овынгъяуром и Масипалем, этот подъём казался бесконечным. Свернули с дороги к Масипалю, в лесу снег был поплотнее и пошли уже стандартно с рюкзаками. Более-менее вработались, теперь переходы были уже по 50 мин, а то и по часу. Естественным образом поломалась карусель, теперь тропил, пока не устану, Кристина тоже.
Лес редел, быстро выскочили на фирн. Наконец появилось ощущение похода, когда идёшь по дороге несколько дней, надо сказать, одолевает скука. А здесь прекрасная солнечная погода, да ещё открылся вид на горы, мы увидели весь Молебный хребет и обе его главные вершины: Эквачахл и Ойкачахл. На границе зоны леса, на привале, была попытка завязать извечный спор между пластиком и деревом лыж, но оно быстро затухло. Обедали где-то под южным склоном Масипаля. Дальше пошли на спуск к истоку Вижая. Сегодня почти полностью шли исключительно по карте, слегка петляли, но лес здесь был редкий, можно было легко ориентироваться на вершины противоположного хребта.
К вечеру спустились в подобие цирка между Молебным и Масипалем. Вижай здесь собирался из множества ручьёв. Пересекли почти все. Между ручьями торчали островки леса, а рельеф был почти идеально ровным. Прекрасное место для ночёвки. Встали лагерем уже под Молебным.
Сегодня было великолепное звёздное небо и полный штиль. Надо сказать, вообще весь поход прошёл под полным штилем и это пожалуй единственное, в чём нам действительно очень повезло.
04.01.2021 |
---|
Вдоль Молебного. |
Вышли сегодня хорошо, в 8:30. Путь наш лежал вдоль Молебного хребта. Ни на Ойкачахл, ни на Эквачахл восходить мы уже не планировали. Отставание от графика на день, а ещё непонятно, с какой скоростью мы пройдем Тумпы (пять относительно небольших вершин к югу от Молебного камня, у них у всех почти название заканчивается на -тумп, поэтому окрестили их просто - Тумпы). К тому же на Молебном было очень мало снега, издалека хребет выглядел как слегка припорошенный курумник. В такой обстановке быстро бы точно на вершины не поднялись, поэтому просто наслаждались видом издалека.
Траверс склона и первый день полностью не по дороге. Дима Ж. почти сразу после выхода провалился в ручей, ворчал. Сначала шли как обычно, но как только выскочили на склон Молебного, начались все прелести пересечённой местности в лыжном походе при малом количестве снега. Порой мы вылетали на участки с почти открытым курумником, прыгали с камня на камень на лыжах, прокладывали путь по узкой полоске снега между ними. Было несколько участков с небольшой лавиноопасностью. Между главными вершинами хребта имеется три красивых отрога со скальными останцами. Вид, однако, сегодня был не самый живописный, шёл снег. Фирн, надо сказать, если был, то был хороший. Поэтому спускаться в зону леса не торопились, сделали это уже после обеда. Тут прелестей стало ещё больше. К мало заснеженному курумнику ещё прибавился бурелом. Так мы и пробарахтались до самого вечера, очень устали.
Лагерь разбили в зоне леса на первом попавшемся ровном пятачке и сегодня спать было куда приятнее, надо сказать. Ирония в том, что вчера место было почти идеально ровным, но вытоптали как-то неудачно, с кучей ям и бугров. Зато сегодня прямо хорошо. Уже скорректированный план встать под Эквачахлем мы выполнили. Поэтому с чувством выполненного долга улеглись спать.
05.01.2021 |
---|
К Тумпам. |
Вышли по плану. Утром идея была снова выйти на фирн выше зоны леса. В любом случае, небольшой отрог Молебного надо переваливать. Подъём по лесу с курумником, тяжёлый, неприятный. Выскочили на фирн, повеселели, фотографировались на фоне Эквачахла. Далее, по южному отрогу Молебного начали спускаться на перевал между Эквачахлом и безымянной возвышенной залысиной, которая по идее должна называться Первый Тумп. Путь наш шёл аккурат по границе Пермского края и Свердловской области. Ориентирование здесь было не простым, нужно было не свалиться с хребта, а навигатор только у Димы и Кристины в телефоне. Так и шли, по азимуту, да по карте, проверяя себя на каждом привале с помощью навигатора. Двигались надо сказать хорошо, но к обеду таки свалили в Пермский край.
Пришлось выбираться на хребет обратно, довольно круто закладывая в гору. Пробежали условный Первый Тумп. Тут шлось хорошо, по фирну. Думали заночевать под горой Граничной (условный Второй Тумп), но не дошли, встали лагерем сегодня пораньше, ровно на седловине между Тумпами. Во-первых, дальше было не очень хорошо с ровными площадками, а во-вторых, два дня пахоты, даже не то, что пахоты, а очень неприятного рельефа, нужна была хоть короткая, но передышка.
Хотели передышки, но самое весёлое ещё ждало нас впереди. Начали ставить лагерь, Николай Палыч и Антон ушли тропить на завтра, остальные разбрелись по привычным делам, и тут началось… Сначала спилили короткий кол под палатку, потом выяснилось, что плохо утоптали снег и дно палатки провалилось, потом два раза потеряли пилу в снегу, и, самое весёлое, свалили три заледенелые берёзы, думая, что это кедр. Нет, сомнения в нас конечно закрадывались, что что-то не так, но выглядели они как кедр, пилились как кедр (то есть туго). Ну мы и начекрыжили кучу чурок, за это время вернулся Палыч, пошел их колоть, расколол одну, говорит: "Ребят, вы чо, это ж береза!", а мы: "Да ладно!!!”" Теплилась надежда, что может сгорит (отмечу, что в печке то, что удалось поколоть, таки сгорело), но уже в темноте начали метаться искать в округе что-нибудь ещё, усталость была дикая. Для готовки дров хватало, спилили в округе все карандаши, я сам залазил под раскидистые елки, основание которых было плотно усыпано снегом, его сначала надо было разрыть, потом залезть так сказать ёлке под юбку, и там уже ломать толстые сучья. Мои действия обозвали искуплением берёзовой вины. Хвороста натаскали полно, хоть небольшую сушинку найти не удалось, паники само собой никакой не было, готовить есть на чём и ладно, к тому же на улице всего 15 градусов, проживём и без печки ночь. Спасение пришло откуда не ждали, около дежурного костра ютились три хорошие небольшие сушинки, это место наши поиски обошли стороной. Стоит ли говорить, что ужин сегодня был готов часа на полтора раньше, чем люди были готовы его употреблять. По итогу все сложилось хорошо, спать легли в тепле и уюте, печь ночью кочегарили так, что пятки в спальнике горели.
06.01.2021 |
---|
По Тумпам. |
Выход слегка задержали, опрокинули котел, часть воды пролили. В 10:00 поднялись на единственную взятую в этом походе вершину - гору Граничная (условный Третий Тумп). Вид отсюда был шикарен. С востока белым полотном лежали Молебный, Ольховочный и видневшийся за ним Ишерим, с юго-запада красовался одинокий Яныгтумп, а на юге ждавшие нас впереди остальные Тумпы. Много фотографировались, наконец достали клубный флаг.
Получив обильную дозу эстетического удовольствия, двинулись дальше. С Граничной пошел достаточно крутой спуск на седловину между ней и следующим Тумпом. Вернулись к привычной тропильной карусели. Здесь ориентироваться было просто. Впереди торчал Хапхарнетумп и указывал как маяк путь. Шли бодро, лес был хороший, а рельеф не сильно пересечённый. Аккуратно обогнули Хапарнетумп с запада. Вообще на него можно было бы и залезть, вершина красивая и достаточно высокая, но время нам не позволяло. Очень хотелось сегодня обойти и Четвёртый (Улечарынтумп) и Пятый Тумпы. И казалось, даже сможем… Но надежды развеялись с приходом к истоку реки Широкая. Здесь начались болота и пусть и небольшие, но буреломы. Скорость резко упала. Лес был неприятный, в заболоченной местности он всегда такой. Лагерем встали около реки, наметился праздничный ужин, вся праздничность которого, правда, была в том, что он был на речной воде, а не на растопленом снегу.
Мы с Антоном ушли тропить на завтра, ходили больше часа и мне, надо сказать, понравилось. Можно так иногда и отлынуть от лагерной работы. Точнее даже не отлынуть, а переключиться на что-то ещё.
Из интересного, Дима окунул мои лыжи в ручей, когда ходил сполоснуть голову. Сегодня я планировал перекрутить крепления – расшатались. Так вот, пришлось ещё и оттаивать от них лёд.
07.01.2021 |
---|
Сибирёвский прииск и Поповский Увал. |
Вышли поздно, около девяти. Местность крайне неприветливая, погода пасмурная. Так как шли в основном по карте и компасу, слегка промахнулись и вышли прямо на прииск уже к обеду, хотя гораздо удобнее было бы обогнуть его с востока. Собственно, в этом месте решался дальнейший наш путь. Недолго думая, раскоп мы решили не обходить, а спустились вниз и пошли напрямик к дороге с прииска. Надеялись, что хотя бы здесь будет буранный след и мы, исключив Хозатумп из маршрута, успеем хотя бы на Белый камень. Перебравшись через несколько крутых бугров, съехали в водоотвод, а от него уже по молодой лесной поросли продрались к дороге. Вердикт: снегоходного следа нет. Кому-то, в том числе и мне, померещились неровности в рельефе дорожного полотна, якобы буран тут-таки был, но потом быстро стало понятно, что это просто выдача желаемого за действительное. На секунду приуныл, но быстро собравшись, начал думать, что делать.
Два варианта: идти к Велсу и выбираться уже непосредственно в Велс по реке, либо таки бить лыжню по дороге в надежде, что та дорога, которую мы разглядели к западу от Хозатумпа, ведущая к карьеру на Велсе, таки чищена и карьер работает. Собственно, там также было два варианта. Либо идём на Белый, либо выходим в Велс. Второй вариант показался более привлекательным, и мы после обеда двинулись снова тропить по дороге. Тропили каруселью. Некоторые участники проваливались по пояс, что удивляло. Лыжи одинаковые, отличие разве что в длине на 10 см. Начался довольно крутой подъём на Поповский Увал. Сегодня хотелось хотя бы дойти до отворота на Велсовский карьер.
До отворота так и не дошли 1,3 км, встав на ночёвку в итоге даже позже, чем обычно. Сегодня снова ушёл тропить на завтра, на этот раз в компании Кристины. Да, решил прибегнуть к такому способу, чтобы второй раз сменить род вечерней деятельности, но в любом случае, хотелось лично либо дико обрадоваться, либо мрачно обозреть заснеженный отворот на карьер. Дотропили до отворота быстро. Чуда не случилось, дорога, естественно, чищена не была. Прошли ещё немного, думая, что основная дорога может быть где-то поближе, но нет. Особо оно уже не расстроило. Поэтому быстро побежали назад допиливать дрова, доустанавливать палатку.
Был терзаем сильным желанием съесть заначенный на чёрный день сникерс. Сегодняшний день казался для этого просто идеальным, потому как упахались снова как черти, но в радиалку я его просто забыл, а придя в лагерь было уже как-то неловко. За сим волевым решением шоколадное чудо было разделено за ужином между всеми участниками группы.
В разгар работ по установке лагеря услышали шум мотора снегохода, побежали на дорогу, чтобы пообщаться. Снегоход притормозил, водитель представился сотрудником заповедника, Володей. Расспросили про местность. Сказал, что от Сибирёвского прииска на Велсе много промоин, за сим там сейчас никто не ездит. Хоть какая-то хорошая новость, что мы не выбрали тот путь. Про прииск на Велсе рассказал, что зимой он законсервирован, но там есть сторож по имени Иван, у него большая изба, и, если что, может приютить. По своей, видимо, профессиональной деятельности оглядел наш лагерь. Предложили посидеть у костра, на что он вежливо отказался, ссылаясь на то, что его там ждёт тёплая избушка и радость уюта и тишины, зачем, мол, мне ваш костёр. Сегодня окончательно решилось: выходим в Велс по этой дороге. Но и до него в любом случае было ещё больше 50 км. Нервозность от непонятностей с ниткой маршрута пропала. С сегодняшнего дня чётко выходим в посёлок, дорога до реки точно есть, а по реке уж дойдём.
Вечер омрачила очередная поломка, на этот раз топор. Тут же подумал: “Вот поэтому их у нас два”. Фискарсы топоры хорошие, но, к сожалению, абсолютно не ремонтопригодные. Топорище и топор, естественно, сохранили. В случае поломки второго топора, можно просто забивать клин в чурки и колоть дрова хотя бы так. Отметили Рождество. Настроение хоть и было уставшее, но тепло и уют палатки делали своё дело. Все быстро расслаблялись и морально оттаивали.
08.01.2021 |
---|
Дорога к Велсу. |
Вышли поздно, в 9:30. Подсчитали, что дойдём до Велса особо не напрягаясь, тем более Володя подтвердил, что дорога есть. До отворота дошли быстро. Дорога вела по верхам местных предгорий, водораздел между Мартайкой и Посьмаком. День прошёл быстро. Тропили каруселью. За 3 км до финиша выскочили на снегоходный след. Очевидно, кто-то ездил на Посьмак и куда-то дальше, возможно на в. 715. Буранный след ещё и под горку вёл.
На ночёвку встали на ровной поляне между вершинами. Здесь было очень хорошо с сушинами, первый раз за несколько дней. Вообще наша тактика по установке лагеря работала очень неплохо. Нам на вечер хватало двух, трёх карандашей и утром ещё оставались дрова. Дежурные начинали готовить на хворосте, заканчивали на дровах. Большая печка позволяла делать дрова сразу и в костёр, и для обогрева палатки. Пилить небольшие сушины не тяжко, колоть тем более. В общем и целом, это всё экономит огромное количество сил и времени. Многие недоверчиво относятся к тому, чтобы есть в палатке. Мол, а как же костёр, романтика, зимняя сказка и всё такое. Но, как говорится, стоит один раз попробовать. Этот день собственно был решающий - точно идём в Велс.
09.01.2021 |
---|
Выход к Велсу. |
Снова вышли в 9:30, уже не торопились. Утром вспомнили, что пропустили сеанс связи. Исправились, позвонили. По буранке побежали быстро, впереди ждал почти четырехсотметровый спуск к Велсу (точнее к Посьмаку, но он там почти сразу впадает в Велс). Перед спуском вышли на очень красивый пролесок, было солнечно, даже грело. По буранке, надо сказать, растягивались не сильно.
Перед спуском, естественно, договорились встретиться на реке и понеслись. Прокатились с ветерком, но был длинный неприятный тягун. Остановились, немного не дойдя до Посьмака. Уже было время обеда, так и вышло. Первые ждали последних около 40 минут, минус один переход за день.
После обеда нас ждал ещё небольшой спуск. Выкатили на Посьмак, после этого быстро на Велс. Карьер на зиму был очевидно законсервирован, к Ивану в гости не пошли. Прошли устье Посьмака и тут же прилипли. Чистились минут 10.
Прошли ещё переход и стали искать место под ночёвку на острове. Очень много лосиных следов, сам остров жутко заболочен и на нём много буреломов, так как снега мало, их даже особо не засыпало.
Позвонили контакту по выброске, договорились, чтобы нас забрали из Велса. Проблем никаких не возникло, даже пригласили бесплатно переночевать в гостевом доме заповедника. Да, у них там есть такой дом. Радостные от того, что с переносом выброски всё удалось, и грустные от того, что все вершины проходят мимо нас, улеглись спать.
10.01.2021 |
---|
Полумарафон по Велсу. |
Вышли уже пораньше, по реке и по снегоходу побежали быстро. В группе был серьёзный градиент по физ. подготовке, поэтому растягивались сильно. По реке, надо сказать, шлось скучно. Даже считал шаги, чтобы не уснуть. Один переход пробежали в своём темпе для эксперимента, ждали 20 минут. План-то был простой на сегодня, пройти как можно больше. До Велса оставалось 30 с небольшим километров, поэтому можно было вообще не напрягаться, но, темп был взят. В общем, за сегодня прошли 21 км, ровно полумарафон. Увидели берег с торчащими сушинами, пошли искать место для лагеря. Вроде бы шлось нормально, но снял рюкзак и сразу почувствовал, что сил-то много отдал. Берег был буреломистый, палатку ткнули поэтому прямо на взъёме у берега. Впереди была последняя ночь в палатке в этом походе, и конечно она преподнесла нам пару сюрпризов.
Так как весь поход ветра не было, а тут он вдруг появился, группа вообще в смысле растягивания палатки расслабилась и никто даже не старался. Само собой, ночью сорвало трубу. О том, что трубу можно держать, если её шатает, тоже никто не подумал. Ветер на самом деле был не сильный, лёгкий, так сказать, бриз. Но и его хватило для ночных приключений. Ставили трубу на место, выходили поправляли оттяжки и всё в таком духе.
11.01.2021 |
---|
Финиш. |
Вышли рано, в 8:30. Ветер подгонял делать всё быстро, да и на 12-ый день уже хотелось цивилизации и нормально отдохнуть. Ведь у нас не было ни одной даже полуднёвки, что в физическом плане компенсировалось аж десятичасовым сном почти каждый день. Но в психологическом, увы, нет.
До поселка добежали за 4 часа. Естественно, всё до конца гладко пройти не могло и у меня за 3 км до конца, на ровной поверхности оторвало крепление. Проблем не вызвало, так как крепления в ремнаборе были аккурат такие же, как у меня. Поэтому разницы вообще никакой не заметил. Разве что догонять группу пришлось довольно долго, уже к следующему привалу.
Обогнули большую поляну перед Велсом, показались первые домики, дорога ведущая с берега к ним. Фото с флагом. Финиш!
Дальше начались поиски нашего пристанища на грядущую ночь и, само собой, магазина. Прошли насквозь весь посёлок, лыжи не снимали, лень. Встретили каких-то бабулек, они всё объяснили. Гостевой дом находится на другом берегу Вишеры и идти туда как раз мимо магазина.
В доме долго беседовали по душам с его смотрителем (сотрудником заповедника), смотрели телевизор, выпили бесконечное количество чая. В общем, весело проводили время. Дима с Кристиной даже не поленились приготовить ужин на костре, потому что в доме были какие-то проблемы с плитой.
12.01.2021 |
---|
Домой. |
Машина была заказана на 9 часов. Встали в 7, позавтракали, сели на рюкзаки. Машина опоздала в итоге на два часа. Сразу подумалось, вот бы весело было ждать её под Шудьёй-Пендышем. Но, всё сложилось удачно, наш Урал пришёл, погрузились, поехали и улеглись спать.
В Красновишерск приехали около двух часов дня. Транспорт до Перми уже ждал. Хотели заехать в столовую, но первая оказалась закрыта, вторая тоже, только в третьей удалось найти еду. Коронавирус. За две недели уж и забыли, что это такое.
В 15:00 выехали в сторону Перми. Дома были в 21:00.
ИТОГИ.
Основным выводом похода стало осознание того, что зря в эти края столько лет не ездили. Да, могут быть некоторые проблемы с заповедниками, но в целом с ними можно договориться, так как туризм лыжный и вред от него природе практически нулевой. Маршруты в этих местах можно проложить весьма интересные, вплоть до 4 к.с. Удобная заброска на поезде и ближе к местам старта, дороги поддерживают, так как ведётся разработка месторождений.
Наш поход прошёл хоть и не совсем по плану, но вполне себе спортивно и удачно. Ходить здесь тройки в январские праздники очень авантюрно, потому что очень мало времени для маневра, короткий световой день, в январе еще не понятно, что со снегом, где пробиты дороги, где нет. Однако, мы справились.
Чтобы связаться с нами, нажмите здесь.
Сайт ПНИПУ