Top.Mail.Ru

О клубе

Новости

Отчёты

Карты

Фотографии

Разное

Форум

 

Весенний сплав по Койве на деревянном плоту.

Неформальный фото-отчёт.

Маршрут: Пермь - Бисер - река Койва - Кусье-Александровское - Горнозаводск - Пермь.

Категория сложности: никакая.

Сроки: 29 апреля - 3 мая 2008 года.

Участники:

  1. Андрей Мамаев, зачинщик и фотограф.
  2. Юрий Антонов, энтузиаст плотостроения.
  3. Алексей Спасенников, человек-мотопила.
  4. Дмитрий Антонов, просто энтузиаст и фотограф.
  5. Алексей Ворочаев, стал энтузиастом.
  6. Рита Огарышева, вялый противник плотостроения.
  7. Лена Томилина, док, просто док.
  8. Татьяна Сугак, тоже док.
  9. Катя Секалина, не новичок.
  10. Катя Старкова, не новичок и видеооператор.
  11. Ирина Наговицына, новичок.
  12. Мария Казакова, новичок.

"Г-г-главное   не-не-не   б-бойся..."

Идея сходить на сплав на деревянном плоту родилась примерно полтора года назад, но до этой весны так и не была реализована. Не набралось такой команды энтузиастов, как в этом году. Пусть по разным причинам, но большинство людей сразу же отказывались от этой идеи. Идеи - на себе испытать, каково это самому построить плот, научиться им управлять и совершить на нём реальное путешествие. Ведь всего 50 лет назад не было всех этих надувных катамаранов, лодок и плотов на камерах, сплав на которых по рекам Пермского края занятие довольно скучное.

Ночная электричка. Читаем теорию по постройке плотов.
Ночная электричка. Читаем
теорию по постройке плотов.

В этом году нашлось четверо сумасшедших, твёрдо решивших воплотить эту идею в реальность. Как это обычно бывает перед майскими праздниками, костяк группы быстро оброс другими желающими. Всего собралось 12 человек. Посвятив эту авантюру грядущему юбилею турклуба "Меридиан", мы не пытались полностью соблюсти условия и технологии 50-летней давности. Так как в нашем распоряжении было всего 3-4 выходных дня, то в целях ускорения процесса мы вооружились мотопилой. Вторым упрощением было то, что для подстраховки мы выехали с двумя катамаранами, на которых мы смогли бы спокойно дойти до конца маршрута в случае краха затеи с плотом. Ну и реку мы выбрали попроще, чтобы не закончить сплав на первом же километре.

Итак, вечером 29 мая, группа из пяти лиц мужского пола и семи женского, загрузилась в электричку до станции Комарихинская (Кутамыш) и в 22.16 отправилась навстречу приключениям. Через 3 часа, уже 30 мая, мы прибыли в Комариху и расположились в зале ожидания на ночлег. Кроме нас тут же ночуют ещё две (или три) группы туристов. Кто-то пел песни. Но не громко, так что спящим не мешал. В 5.30 подъём. Погрузка в электричку Комарихинская - Чусовская - Нижний Тагил и снова спать. Прибыли на станцию Бисер примерно в 10.30. У станции стоит одинокий и пустой ПАЗик. Оказывается, нам повезло. Это рейсовый автобус, который ходит не каждый день. Кроме нас до Старого Бисера в нём ехала только одинокая бабушка, а мы, значит, водителю сделали выручку по 35 рублей с носа. Водитель оказался разговорчивым - рассказал, что воды в реке мало, расспрашивал, кто мы такие да куда и высадил нас на самом берегу Койвы.

Приехали. Берег Койвы в Старом Бисере.
Приехали. Берег Койвы
в Старом Бисере.
Катамараны собраны, обед съеден - можно грузиться и отплывать.
Катамараны собраны, обед съеден
- можно грузиться и отплывать.
Главное не забыть загрузить основной инструмент нашей аферы - мотопилу.
Главное не забыть
загрузить мотопилу.
Вся команда на старте.
Вся команда на старте.
Первое причаливание и первая промоченная нога.
Первое причаливание и
первая промоченная нога.

Заброска получилась очень быстрой и дешёвой. На берегу мы оказались уже в 11.10 утра. Погода пасмурная, но дождя нет, а иногда выглядывает солнце. Сразу начали собирать катамараны и варить обед. К 14 часам обед был съеден, катамараны собраны. Загрузились и в 14.40 отчалили. Воды в реке хоть и мало, но не настолько, чтобы создать проблемы для катамаранов. Через полчаса сплава, пройдя пару километров, нашлось подходящее место на правом берегу и мы встали. Огромная поляна (покос), есть сравнительно сухие участки и, главное, в лесу много сухостоя. Минус один - лес далековато от реки. Таскать брёвна придётся метров 100, но нас тогда это не сильно смущало. А зря.

Время четвёртый час. Мужская часть группы, как обычно, свалила весь быт на женскую часть (палатки, костёр, ужин) и переполненная энтузиазмом направилась на лесоповал. Следующие 4 часа в лесу жужжала мотопила, стучали топоры, звучал смех, а иногда и крепкое словцо. Высоченные сухие ёлки падали не так и не туда, застревали на ветках своих живых соседей, создавая нам кучу проблем. Но в целом было весело. Пока не настал черёд таскать брёвна к берегу. Сначала мы напилили 6-метровые брёвна, но при попытке унести первое же бревно все дружно согласились укоротить их до пяти метров. Одно среднее по размерам бревно впятером на плечах дотащить до берега нам удалось, но на второе уже никто не согласился. Тем более, что оно было больше. Пришлось включать мозги и вспоминать теорию. С их помощью основную часть брёвен мы докатили до берега на чурках - так оказалось гораздо легче.

Транспортировка брёвен из леса на берег. Вариант для неумных.
Транспортировка брёвен из леса
на берег. Вариант для неумных.
Транспортировка брёвен из леса на берег. Вариант для умных.
Транспортировка брёвен из леса
на берег. Вариант для умных.
Самая простая и самая тяжёлая часть работы позади - материал для постройки плота заготовлен.
Самая простая и самая тяжёлая часть
работы позади - материал для
постройки плота заготовлен.
Выпиливание шпонки.
Выпиливание шпонки.
Готовим лаги для плотоверфи.
Готовим лаги для плотоверфи.

К половине восьмого вечера самая тяжёлая часть работы была закончена - восемь брёвен лежали на берегу. Осталось заготовить мелочёвку - материал для шпонок, гребей и подгребиц, лаги для плотоверфи. Поужинав, за пару часов закончили со всеми этими заботами. В этот вечер успели ещё выпилить мотопилой шпонки и обтесать лаги под плотоверфь. Уже в темноте сели с гитарой у костра. Тут же пришли гости из вставшей по соседству группы - два Андрюхи, которые рассказали нам анекдот, фраза из которого стала девизом всего нашего мероприятия: "Г-г-главное не-не-не б-бойся...". Просидели с ними и их халявной выпивкой до полуночи.

Утро 1 мая выдалось снежным. Встали часов в 9. На завтрак сварили Лёхину оригинальную кукурузную кашу, которая оказалась вполне съедобной, не смотря на то, что пригорела. К 10 часам уложили брёвна в нужном порядке на стапель. Укладывали по теории - тонкими концами к носу, более толстые брёвна по краям. Дальше всё просто - размечаем, выпиливаем и выбиваем пазы в брёвнах. Потом закладываем в паз шпонку, выравниваем бревно по длине-высоте и расклиниваем. На весь процесс ушло 4 часа (с перерывом на чай). Пока строили, мимо по реке проплывали люди. Реакция у всех разная, но в основном либо непонимающая, либо скептическая. Почему-то многие спрашивали: "Что это вы такое строите? Баню?" Мне вот интересно - почему баню? Откуда такая странная ассоциация? Когда же мы отвечали, что строим плот, то чего только не слышали в ответ: от восхищения и просьбы прислать фотки, до сомнения в нашей умственной нормальности. А один мужик вообще авторитетно так заявил, что это плавать не может и сразу же утонет. Всё это нас веселило и только усиливало желание быстрей закончить.

На готовую плотоверфь с утра пришли посмотреть соседи.
На готовую плотоверфь с утра
пришли посмотреть соседи.
Разметка пазов под шпонку.
Разметка пазов под шпонку.
Выпиливание пазов.
Выпиливание пазов.
Выбивание пазов.
Выбивание пазов.
Всё. Пазы готовы.
Всё. Пазы готовы.
Начало сборки. Бъём клинья в первое бревно.
Начало сборки.
Бъём клинья в первое бревно.
Иногда клинья приходится забивать вдвоём.
Иногда клинья приходится
забивать вдвоём.
Шпонка с забитыми клиньями.
Шпонка с забитыми
клиньями.
Торжественное забивание последнего клина.
Торжественное
забивание
последнего клина.
Основа плота собрана.
Основа плота собрана.
Ура! Мы сделали это! А теперь - обедать.
Ура! Мы сделали это!
А теперь - обедать.
Сооружение подгребиц потребовало дополнительного изучения теории.
Сооружение подгребиц
потребовало дополнительного
изучения теории.

К 14.30 основа плота была закончена. Пообедав, мы взялись за оснастку. Подгребицы сделали из толстых комлей, сложив их буквой "П". Для закрепления верхних чурок использовали 8 гвоздей. На лопастях в очередной раз схалтурили - взяли из города готовые два листа фанеры и прибили их гвоздями к концам жердей. По-честности надо бы вырубать лопасти из чурок. На оснастку ушли ещё два часа. За это время девушки приготовили катамараны и собрали вещи. А ещё они успели придумать и вырезать на борту новоиспечённого судна его новое звучное имя - "Маразм".

Споры по поводу самого сложного элемента - как выпиливать паз под гребь.
Споры по поводу самого сложного
элемента - как выпиливать паз
под гребь.
Вытёсываем ручку на греби.
Вытёсываем ручку на греби.
Всё. Плот готов. Осталось написать на борту название...
Всё. Плот готов. Осталось
написать на борту название...
Судно получило звучное название
Судно получило звучное
название "Маразм"

В 17.30 состоялся торжественный спуск "Маразма" на воду, прошедший не совсем гладко. Лаги изначально оказались короче, чем нам хотелось бы и для их удлинения мы подкладывали всякие отходы производства. При спуске более тяжёлая корма зацепилась за что-то и села на берег. Пришлось малость поработать рычагами. Отчалили около 18 часов. Сначала плот, потом катамараны. На плоту отправились пока четверо мужиков без груза. Весь груз на двух катамаранах везут девушки и Дима. Со стороны, наверное, прикольно выглядело.

Наш ответ скептикам!
Наш ответ скептикам!
Спуск на воду.
Спуск на воду.
Спуск на воду прошёл не совсем гладко - лаги всё таки подвели.
Спуск на воду прошёл не совсем
гладко - лаги всё таки подвели.
Испытание плавучести - держит!
Испытание плавучести - держит!

С управлением плотом освоились за полчаса. Сначала шарахались от каждого бурунчика, боясь посадить плот на камень. Но вскоре убедились, что на такой спокойной и достаточно глубокой реке можно ничего особо не опасаться. Сам плот отлично держит курс по струе и только иногда его нужно немного подправлять.

Старт! Пять минут - полёт нормальный...
Старт! Пять минут
- полёт нормальный...
Команда маразматиков номер один.
Команда маразматиков номер один.
Три главных маразматика. Четвёртый фотографирует.
Три главных маразматика.
Четвёртый фотографирует.
Катамараны легко догоняют и перегоняют плот.
Катамараны легко догоняют
и перегоняют плот.

Погода к вечеру совсем испортилась. Шедший в первой половине дня снег сменился дождём. Холодно. Проплыли чуть больше 8 км за 2 часа. Около 20 часов встали на ночёвку, так как все очень замёрзли и промокли.

Быстренько поставили лагерь, напилили мотопилой кучу дров и сели в ожидании ужина сушиться и греться вокруг костра. После ужина зажгли прямо в костре привезённый на плоту дровяной примус - обрезок от одного из брёвен плота, выгнивший изнутри. Красиво горел, пока мы сидели и пели песни. Легли опять поздно, уже после полуночи.

Продукт конверсии - дровяной примус из отходов строительства плота.
Продукт конверсии -
дровяной примус из
отходов строительства
плота.

На день 2 мая планы у нас были грандиозные. К вечеру мы должны быть в Кусье-Александровске, чтобы успеть 3 мая с утра на электричку в Пашие. А это больше 40 км по реке. Однако никто рано вставать не захотел и отплыли мы только в 11.30. Команда на плоту сменила состав. Взяв на борт двух девушек, отчалили впятером. Плот специально отправили пораньше, так как катамараны его легко и неминуемо перегоняют, даже если почти не гребут.

После ночи, проведённой на воде, плот всё таки не утонул.
После ночи, проведённой на воде,
плот всё таки не утонул.
С утра команда маразматиков номер два отправляется в путь гораздо раньше катамаранов.
С утра команда маразматиков
номер два отправляется в путь
гораздо раньше катамаранов.
Нормальные люди продолжают плавать на катамаранах.
Нормальные люди продолжают
плавать на катамаранах.

До Федотовского порога шли пару часов. Команда "Маразма" маялась дурью, проходя расчёски с укладыванием всех на палубу, швыряясь в проплывающие катамараны сушками, раскачивая плот и кипятя на газу чаёк. На поляне перед порогом зачалились. С поляны собирается уходить группа на нескольких катамаранах. Вперёд на порог отправили фотографов и видеооператоров снимать прохождение. Только воды очень мало и от порога почти ничего не осталось - лишь вялые сливчики через плиты.

Катамараны легко догоняют и перегоняют плот.
Катамараны легко догоняют
и перегоняют плот.
Маразм крепчал - успешное прохождение расчёски.
Маразм крепчал - успешное
прохождение расчёски.
По результатам испытаний плот легко выдерживает нагрузку в 5 человек.
По результатам испытаний плот
легко выдерживает нагрузку
в 5 человек.

Команда "Маразма" на разведку не пошла, хотя никто из них здесь ни разу не был. Единственное, что они запомнили твёрдо, так это то, что все препятствия здесь вдоль правого берега, а слева не интересно. Так вслепую они и пошли вдоль правого берега и засели на первых же камнях в начале порога под самым берегом. Мимо плота и мимо всех сливов проплыли катамараны снявшейся с поляны перед порогом группы, а мы занялись снятием с камней. Мужики из команды уже перепробовали все точки приложения силы с помощью рычагов, но только оторвали от одной из шпонок одно из средних брёвен. Ссадили девушек на берег, раскачивали плот - не помогает. Попытались развернуть плот с помощью чалки, но течение слишком сильное - не хватило сил. Потом пришла Рита и предложила тянуть вниз по течению - это помогло. Корму пустого, без экипажа, плота удалось перетащить через камень. Мужики втроём успели запрыгнуть на сдвинувшийся плот и начали усиленно отгребать к середине реки. Но по пути напоролись на обливной камень, плот развернуло и опять прижало к правому берегу. Впереди оставался второй слив. Они выровняли курс и усиленно отгребали к левому берегу, чтобы обойти плиту, перегораживающую половину реки. Не успели. Сели как раз посередине на самом сливе. Если не сняться, то до берега только вплавь. Тут ещё снег пошёл. Рычаги опять не помогли. Лёха поскользнулся и свалился в воду, промокнув по пояс. Опять кинули чалку и с помощью береговой команды развернули немного плот, подтянув корму к правому берегу. Этого хватило, чтобы сдёрнуть его с камней. Итого, на всё прохождение порога ушло около часа.

Начало прохождения Федотовского порога.
Начало прохождения
Федотовского порога.
Фотосъёмка и страховка были подготовлены основательно.
Фотосъёмка и страховка были
подготовлены основательно.
Курс был выбран неверный - слишком близко к берегу.
Курс был выбран неверный -
слишком близко к берегу.
Всё. Приехали. Сели на камни.
Всё. Приехали. Сели на камни.
Нормальные люди на катамаранах спокойно проплывают мимо, а плот засел на камнях основательно.
Нормальные люди на катамаранах
спокойно проплывают мимо,
а плот засел
на камнях основательно.
Для снятия с камней пришлось плот разгрузить.
Для снятия с камней
пришлось плот разгрузить.
Но даже разгруженный плот сять с камней силами экипажа не удаётся.
Но даже разгруженный плот сять
с камней силами экипажа
не удаётся.
Но с помощью береговой команды поддержки и чалки плот удаётся снять с камня.
С помощью береговой команды
поддержки и чалки плот
удаётся снять с камня.
Ура! Идём дальше! Мужики на плоту, девушки - по берегу...
Ура! Идём дальше! Мужики
на плоту, девушки - по берегу...
Мужики усиленно работают гребями, пытаясь вывести плот на середину реки.
Мужики усиленно работают
гребями, пытаясь вывести плот
на середину реки.
Очередной камень разворачивает плот.
Очередной камень
разворачивает плот.
После разворота плот опять отбрасывает к правому берегу.
После разворота плот опять
отбрасывает к правому берегу.
Плот удалось выровнять, но вновь приходиться усиленно отгребать к середине реки.
Плот удалось выровнять, но вновь
приходиться усиленно отгребать
к середине реки.
На втором сливе плот опять садится на камень.
На втором сливе плот
опять садится на камень.
И вновь экипаж самостоятельно пытается снять плот с камней.
И вновь экипаж самостоятельно
пытается снять плот с камней.
Помочь им с берега в этот раз гораздо сложнее.
Помочь им с берега в
этот раз гораздо сложнее.
Зато как интересно смотреть!
Зато как интересно смотреть!
Команда борется за живучесть своего корабля, но плот сдвинуть с места не удаётся.
Команда борется за живучесть
своего корабля, но плот
сдвинуть с места не удаётся.
А они не унывают! Глоток зелёного чая из фляжки - и в голове появляются новые идеи.
А они не унывают! Глоток зелёного
чая из фляжки - и в голове
появляются новые идеи.
Кидают чалку на берег и не могут добросить.
Кидают чалку на берег и
не могут добросить.
Пока одни кидают чалку, другие сливают из сапог воду.
Пока одни кидают чалку,
другие сливают из сапог воду.
И вновь чалка в руках береговой команды.
И вновь чалка в руках
береговой команды.
Э-эй ухнем!
Э-эй ухнем!
А ну-ка девушки...
А ну-ка девушки...
Совместными усилиями плот удаётся снять с камней и во второй раз.
Совместными усилиями
плот удаётся снять с
камней и во второй раз.
Ура! Порог пройден!
Ура! Порог пройден!
Хотя в воде после порога плыли какие-то обломки, всё же наш Маразм выдержал испытание на прочность.
Хотя в воде после порога
плыли какие-то обломки,
всё же наш "Маразм"
выдержал испытание
на прочность.

Катамараны оба прошли порог без проблем и даже красиво - второй слив вдоль самой каменной плиты, а не позорно вдоль левого берега. Проплыв ниже порога ещё полчаса, в 15 часов встали на обед. Готовили под снегом, зато поели при солнышке. В пятом часу первым отправили, как обычно, плот. Теперь на него погрузились уже шесть человек. А он как плыл, так и плывёт.

Погода менялась каждый час - то снег, то солнце.
Погода менялась каждый
час - то снег, то солнце.
Обедать пришлось под снегом.
Обедать пришлось под снегом.
Очередное укрепление маразма - тренировочное прохождение расчёски.
Очередное укрепление маразма -
тренировочное прохождение расчёски.
Ниже Федотовского порога река успокаивается и начинается тягомотный сплав.
Ниже Федотовского порога река
успокаивается и начинается
тягомотный сплав.
От скуки девушки согласны грести даже тяжёлыми гребями.
От скуки девушки согласны
грести даже тяжёлыми гребями.
Пара часов солнечной погоды - вот и все радости сплава.
Пара часов солнечной погоды -
вот и все радости сплава.

Весь оставшийся день шли почти без остановок. Уплывшим вперёд катамаранам иногда приходилось чалиться, чтобы подождать отставший плот. Но плот фактически не останавливался. В девять вечера проплыли Усть-Тырым. В десять вечера собрались у большой скалы перед Кусьей-Александровском и решили идти до упора. К 23 часам дошли до окраины посёлка и встали у первых домов на левом берегу. Уже почти темно, свет в ближайших домах не горит, людей нет. Поставили палатки. Костёр пришлось делать из подгребиц плота и досок с катамаранов. Температура резко упала и сырые катамараны на берегу за полчаса замёрзли. Разбирать их пришлось мало что в темноте, так ещё из замороженного состояния. Из одного ката примёрзшие гондолы так и не смогли достать. Юра с Лёхой сходили в посёлок и узнали расписание. Автобус завтра с утра в 7.00, 8.20 и 10.30. Так как электричка в Пашие в 11.30, решили не рисковать и уехать на 8.20. Поужинали около часа ночи, но за сборами спать легли только в 2. По другому берегу всю ночь гоняли местные на мотоциклах, а у нас никого не было.

Утро 3 мая выдалось ясным и морозным. Холод, градусов 5-7 ниже нуля. Всё замёрзло. Встали в 6 утра, чтобы успеть собраться и дойти до автобусной остановки. Замёрзшую чалку от плота отвязать не получилось - просто обрезали ножом. Плот медленно уплыл вниз по течению и больше мы его не видели.

Лагерь на окраине Кусье-Александровского. Приморозило.
Лагерь на окраине
Кусье-Александровского.
Приморозило.
Чалка смаркирована, плот больше ничего не держит и ранним утром он медленно уплыл вниз по течению...
Чалка смаркирована, плот больше
ничего не держит и ранним
утром он медленно уплыл
вниз по течению...
Утро на Кусьинском пруду.
Утро на Кусьинском пруду.
Достопримечательности Кусье-Александровского: психбольница и бывшая алмазная фабрика.
Достопримечательности
Кусье-Александровского:
психбольница и бывшая
алмазная фабрика.

Собрались и вышли в восьмом часу утра. Перешли реку по навесному мосту выше устья Кусьинки. Потом по дороге вверх на самую вершину горы - там находится центр посёлка и остановка автобуса. Автобус пришёл вовремя. Выехали точно по расписанию в 8.20. До вокзала в Горнозаводске ехать минут 30-40. На станции купили билеты, поели всухомятку кто-что купил в привокзальных магазинах. Электричка в 11.29. Немного опоздала. В Чусовом сразу же пересели в Пермскую электричку, которая отправляется в 13.05. Всю дорогу играли в мафию и т.п.

В 17.40 финиш - Пермь-II.

Приложения.

Анекдот похода в пояснение к эпиграфу:

Сидят два охотника. Старый молодому говорит:
- Ты когда в лес пойдёшь, ты главное не-не-не бойся ничего. Вот идешь по-по-по лесу на-на-нашел следы и иди по следу. Главное не-не-не бойся ничего. Вот пришел ты к бе-бе-берлоге. Главное не-не-не бойся ничего. Суешь ствол в бе-бе-берлогу стре-стре-стреляешь. Главное не-не-не бойся ничего. Ме-ме-медведь морду высунет, ты мажь ему морду дерьмом, мажь дерьмом...
Молодой спрашивает:
- А где его брать?
- Дерьмо будет, ты главное не-не-не бойся ничего.

Теория.

Книга Ю.Б.Пржиемского "Плот в туристском снаряжении"

Отрывок из книги С.А. Торопова "По голубым дорогам Прикамья".

Фотоальбом.

79 фотграфий

 

Альтернативная версия событий от Дмитрия Антонова.

 

Чтобы связаться с нами, нажмите здесь.
Сайт ПНИПУ

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика