О клубе

Новости

Отчёты

Карты

Фотографии

Разное

Форум

 

ФЕДЕРАЦИЯ ТУРИЗМА ПЕРМСКОГО КРАЯ
ТУРКЛУБ "МЕРИДИАН"

ОТЧЁТ
О ГОРНОМ МАРШРУТЕ ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
в районе Северного Тянь-Шаня (Киргизский хребет),
совершенном в октябре 2011 г.

 г. Пермь
2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Список группы.
  2. План маршрута.
  3. Высотный график.
  4. Общая смысловая идея похода (путешествия).
  5. Итоги, выводы, рекомендации.
  6. График движения.
  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  8. Общая часть.
  9. Определяющие препятствия маршрута.
  10. Общественное снаряжение.
  11. Личное снаряжение.
  12. Весовые характеристики груза, взятого на маршрут.
  13. Ремонтный набор.
  14. Медицинская аптечка.
  15. Смета расходов.
  16. Записки с перевалов и вершин.
  17. Фотографии.
  18. Дневник похода Дмитрия Соболева.

 

Справочные сведения

 

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Горный Вторая 113,7 17 12 29.09.2011 - 16.10.2011

Нитка маршрута: город Бишкек - река Иссык-Ата - перевал Проценко 1Б + вершина Физматовец 1Б - перевал Иссык-Ата 1А - перевал Аламедин Вост. 1А – река Ашутор – река Аламедин – река Алтын-Тор - перевал Алтын-Тор-Ашуу 1Б - река Ала-Арча - город Бишкек

Количество участников: 6 человек

Руководитель: Бояршинова М.Г., 614000, г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а-107
Маршрутная книжка № 2/11

Отчет хранится в Пермской Областной Маршрутно-Квалификационной Комиссии. В сети Интернет на сайте: www.meridian.perm.ru

Поход рассмотрен Пермской Областной МКК (159-00565630500).

 

Список группы.

№ п/п Ф. И.О., год рождения, адрес Фотография Туристический опыт Обязанности
1 Бояршинова Мария Германовна
1987 г. р., г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а-107
1*6 Г-У (3Б уч.) Памир (Заалайский)
1*5 Г-У (3А уч.) Кавказ,
1*4 Г-У (2Б уч.) Северный Тянь-Шань,
3*3 Г-У (2А уч.) Кавказ, Алтай, Терскей-Алатоо
Руководитель
2 Некрасова Валентина Витальевна
1985 г. р., г. Пермь, ул. Гашкова, 28-245
1*1 П-У Ю.Урал Завхоз
3 Шаурова Наталья Сергеевна
1986 г.р., г.Пермь, ул. Орджоникидзе, 87-4
1*2 В-У Усьва Медик
4 Ратников Александр Александрович
1985 г.р., г. Пермь, ул. Ш.Космонавтов, 213-99
1*2 Г-У (1Б уч.) Алтай Ремонтник
5 Соболев Дмитрий Геннадьевич
1984 г.р., Пермский край, г.Лысьва, ул.Чайковского, 6-106
ПВД Хронометрист, фотограф
6 Королев Илья Игоревич
1985 г.р., г. Пермь, ул. Пушкина, 21-5
1*2 Г-У (1Б уч.) Кавказ Участник
 

План маршрута.

№ п/п Дата Ход. день Пункты маршрута Расстояние, км Перепад, м
1 29.09   Поезд №074 Пермь – Екатеринбург (отправление из Перми 23:14 MSK)    
2 30.09   Самолет Екатеринбург - Бишкек (отправление 15:00 местного времени)    
3 01.10 1 Автомобиль до курорта "Иссык-Ата", река Иссык-Ата 8 +520
4 02.10 2 Подход по долине реки Иссык-Ата 15 +640
5 3.10 3 Река Минджилки – озеро Проценко 7.7 +620
6 4.10 4 Радиальный выход на перевал Проценко 1Б + восхождение на вершину Физматовец 1Б 9.4 +880
7 5.10 5 Река Минджилки – река Иссык-Ата 8.4 -480; +460
8 6.10 6 Перевал Иссык-Ата 1А 6.2 +360; -340
9 7.10 7 Перевал Аламедин Вост. 1А 10.9 +400; -820
10 8.10 8 Река Ашутор – река Аламедин – устье реки Алтын-Тор 11.1 -800
11 9.10 9 Река Алтын-Тор – подход под перевал Алтын-Тор-Ашуу 10.3 +800
12 10.10 10 Перевал Алтын-Тор-Ашуу 1Б – ледник Туюк 9.8 +900; -340
13 11.10 11 Ледник Туюк - река Ала-Арча 12.7 -1260
14 12.10 12 Река Ала-Арча – альплагерь "Ала-Арча" 4.2 -300
15 13.10 13 Поезд №305 Бишкек - Екатеринбург (отправление из Бишкека 12:00 MSK)    
16 14.10 14 Поезд №305 Бишкек - Екатеринбург    
17 15.10 15 Поезд №601 Екатеринбург – Пермь (отправление из Екатеринбурга 21:00 MSK)    
Итого: 113.7 10800

 

Высотный график.

 

Общая смысловая идея похода (путешествия).

К сожалению, не всегда нам предоставляют отпуск тогда, когда хочется. Вот и в этот раз отпуск пришелся на октябрь. Пусть это и не самое лучшее время для совершения горных походов, но желание погрузиться в зачарованный мир гор пересилило все опасения.

В результате анализа всех климатических и морфологических особенностей горных районов в октябре, а также благодаря советам старших более опытных товарищей, в качестве места проведения похода был выбран Киргизский хребет, отличающийся более или менее стабильной погодой в это время года. Положительную роль при выборе также сыграли удобные и быстрые подъезды в район.

Большинство участников похода практически не имели опыта горных походов в высокогорных районах, поэтому основная цель заключалась в "знакомстве" с горами, получении основных навыков и умений прохождений различных препятствий (осыпные склоны, морены, ледники, переправы и др.). Несомненно, целью всех без исключения было "качественно" отдохнуть, насладиться природой и тишиной, забыть про заботы и городскую суету, получить максимум удовольствия от путешествия.

Сроки проведения похода

По многочисленным отчётам и сведениям о районе наиболее благоприятным для совершения горных походов является август - самый сухой и тёплый месяц лета. Но как было уже упомянуто выше, наши сроки попадали на первую половину октября.

В целом осень на Киргизском хребте ясная и теплая. Самый сухой и теплый месяц осени – сентябрь. Ноябрь – холодный, зимний месяц. По прочитанным отчетам было понятно, что погода в начале октября бывает нестабильной, температура воздуха уже достаточно низкая, ночью может достигать - 15ºС. Но мы все таки надеялись на лучшее :-)

Погода нас не подвела. Было достаточно тепло. Внизу в долинах воздух прогревался градусов до 20, а в Бишкеке совсем было лето :-) Большую часть маршрута была ясная и солнечная погода. Из 12 ходовых дней было всего 3 дня совсем уж непогоды.

Достопримечательности

Кыргызстан – удивительная горная страна, на территории которой сосредоточено огромное количество разнообразных достопримечательностей как искусственного, так и природного происхождения.

Киргизия имеет богатую историю, уходящую в глубокую древность. Расположение большей части страны на Великом Шёлковом пути обусловило место в историческом развитии всей Центральной Азии. На территории республики насчитывается больше 5000 археологических и архитектурных памятников, имеющих историческое значение.

Но главной достопримечательностью Киргизии все же является природа. Это и могущественные горные системы Тянь-Шаня и Памиро-Алая (в южной части страны), это многочисленные красивейшие озера, ущелья, водопады, ледники и т.д. Несомненно, жемчужиной Киргизии является легендарное озеро Иссык-Куль.

Для совершения похода была выбрана наиболее часто посещаемая туристами западная часть Северного Тянь-Шаня, которая находится в 50 км к югу от Бишкека. Многочисленные озера необычайной красоты, протяженные зеленые долины, бурные реки, мощь и сила гор – все это оставило неизгладимые впечатления в наших сердцах.

Подъезды и отъезды

До Бишкека из России можно добраться самолетом или поездом из Москвы и Екатеринбурга. Мы летели самолетом из Екатеринбурга, что оказалось очень удобным. Проблем с багажом ни у кого не было; снаряжение все было упаковано в рюкзаки, газовые баллоны мы заказали в Бишкеке. Билеты обратно на поезд были куплены нами еще в Перми. В поезде Бишкек – Екатеринбург за 4 года с момента первой поездки руководителя в замечательную Киргизию ничего не изменилось, разве что немного чище стало. А так все также пытаются содрать денег, кто сколько может и кто только может. Но наш вам совет, если вы соберетесь ехать поездом: не поддавайтесь на провокации! По большей части все претензии необоснованны! И обязательно сохраняйте билеты, подтверждающие дату вашего прибытия в страну.

Регистрация для граждан России, собирающихся посетить Киргизию, не требуется. Если конечно вы не собираетесь задерживаться там больше, чем на 90 суток.

Группы туристов т/к "Меридиан", отправляясь в горные походы в Киргизию, уже не первый год успешно сотрудничают с турфирмой "Turkestan Travel". Вот и в этот раз было принято решение воспользоваться налаженными связями, несмотря на относительную дороговизну услуг, предоставляемых фирмой. Зато все услуги были предоставлены вовремя и без проблем (трансфер, гостиница, газовые баллоны и др.). Кстати, хочется отметить, что остановились мы в самой бюджетной гостинице (300 руб/сут), которая оказалась очень приятной и удобной. Жили мы по трое человек; в комнате было три кровати, холодильник, телевизор, душевая+туалет. В целом от фирмы опять же остались самые лучшие впечатления.

ООО «Туркестан Трэвел»

Адрес: 720075, Кыргызстан, г. Бишкек, 8-30-99. Тел.: +996 312 511560. Моб.: +996 543 911451. E-mail: psi61@mail.ru. Сайт: http://www.turkestan.biz

Тактика прохождения маршрута

В выбранном районе Киргизского хребта имеется не так уж много перевалов категорий 1А и 1Б, которые необходимы для прохождения похода второй категории сложности. Вследствие этого набор перевалов получился достаточно стандартным, но в целом маршрут был интересным и насыщенным.

Для захода была выбрана долина реки Иссык-Ата, как наиболее оптимальная для акклиматизации за счет своей протяженности и плавного набора высоты. Также для получения максимальной акклиматизации был совершен радиальный выход без груза на перевал Проценко и вершину Физматовец. Здесь же были освоены основные принципы движения группы в связках по закрытому леднику, на пологих склонах вершины были проведены занятия по самозадержанию при срывах с помощью ледоруба. Не менее интересная и достаточно сложная линейная часть маршрута включала связку перевалов Иссык-Ата и Аламедин Восточный, крутые долины рек Ашутор, Аламедин и Алтын-Тор, перевал Алтын-Тор-Ашуу, пологую и широкую долину реки Ала-Арча, венчающую наше путешествие.

 

    Пройденный маршрут Заявленный маршрут
01.10 1 Подход по долине реки Иссык-Ата Долина реки Иссык-Ата
02.10 2 Подход по долине реки Иссык-Ата Слияние рек Иссык-Ата и Минджилки
03.10 3 Река Минджилки – озеро Проценко Подход под пер. Проценко
04.10 4 Радиальный выход на перевал Проценко 1Б+восхождение на вершину Физматовец 1Б Радиальный выход на пер. Проценко 1Б + верш. Физматовец 1Б
05.10 5 Река Минджилки – река Иссык-Ата Подход под пер. Иссык-Ата
06.10 6 Перевал Иссык-Ата 1А Пер. Иссык-Ата 1А – пер. Аламедин Вост. 1 А
07.10 7 Перевал Аламедин Вост. 1А Подход под пер. Скалистый
08.10 8 Река Ашутор – река Аламедин – устье реки Алтын-Тор Пер. Скалистый 1Б – устье р. Алтын-Тор
09.10 9 Река Алтын-Тор – подход под перевал Алтын-Тор-Ашуу Подход под пер. Алтын-Тор-Ашуу
10.10 10 Перевал Алтын-Тор-Ашуу 1Б – ледник Туюк Подход под пер. Алтын-Тор-Ашуу
11.10 11 Ледник Туюк - река Ала-Арча Пер. Алтын-Тор-Ашуу 1Б – р. Туюк
12.10 12 Река Ала-Арча – альплагерь "Ала-Арча" а/л "Ала-Арча"
 

Итоги, выводы, рекомендации.

Перевалы в походе пройдены разнообразные: ледовые, снежные, осыпные. Во время проведения похода уже было много снега, что усложняло прохождение всех перевалов. Прохождение ледников сопровождалось утомительной тропежкой. Снег нигде не держал, не смотря на то, что старались выходить рано. Самым неприятным в этом плане оказался ледник Туюк, разорванный многочисленными крупными трещинами, которые совершенно не просматривались под снежным покровом.

Вследствие большого количества выпавших осадков крутые склоны стали лавиноопасными. На спуске по западному склону перевала Аламедин Восточный пришлось сильно забирать вправо, прижимаясь к скальным выходам, чтобы обойти нависший склон, который по описаниям летних походов вообще-то является осыпным. В цирке последнего нашего перевала Алтын-Тор-Ашуу уже были видны небольшие лавинные выносы с перевалов и склонов. Тактику прохождения перевала также пришлось изменить.

Если снега в октябре уже слишком много, то с водой все наоборот. Воды мало, ручьи перемерзли, даже некоторых разливов и мелких озер уже нет. Следовательно, необходимо рассчитывать больше газа на приготовление еды, чем летом. Ну и запасаться на день водой в бутылочки.

Световой день в октябре намного короче, чем летом. Рассветало около 9 утра, темнело уже в 18 вечера. Так что, если вы собираетесь идти в поход в это время года, необходимо учитывать и эту особенность при планировании маршрута.

Таким образом, можно сделать вывод, что октябрь – все таки не самое лучшее время для совершения горных походов, особенно высоких категорий.

Душевность, взаимопомощь и позитивный настрой внутри группы, несомненно, сыграл важнейшую роль в успешном прохождении маршрута!

 

График движения.

1 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Подъём по долине реки Иссык-Ата, левый берег 8 135 13.00-16.00 Ясно, солнечно Тропа
Итого: 8 2 ч. 15 мин.     Перепад высот: 520 м
2 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Подъём по долине реки Иссык-Ата, левый берег 15 165 09.00-12.30 Ясно, легкая облачность, солнечно, слабый ветер Тропа
Итого: 15 5 ч. 30мин.     Перепад высот: +640 м
3 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
До слияния рек Минджилки и Иссык-Аты 4.2 105 8.45-11.00 Пасмурно, ветер Тропа
До озера Проценко 3.5 90 11.00-13.00 Переменная облачность, солнце, ветер. Вечером: пасмурно, снег Подъём по моренному валу вдоль ручья
Итого: 7.7 3 ч. 15 мин.      Перепад высот: +620 м
4 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Подъём на перевал Проценко 3.7 210 7.30-12.30 Ясно, солнечно Травянистые морены, осыпной склон, закрытый ледник
Подъём на вершину Физматовец 1 75 12.30-14.00 Ясно, солнечно, облака Снежный склон
Спуск к озеру Проценко 4.7 90 14.00-16.00 Ясно, солнечно, облака. Вечером: пасмурно Моренный вал, ледник открытый, кошки, затем закрытый - связки
Итого: 9.4 6 ч. 15 мин.     Перепад высот: +880 м, -880 м
5 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Спуск до слияния рек Минджилки и Иссык-Аты 3.5 60 10.00-11.00 Пасмурно, снег Спуск по моренному валу вдоль ручья
Подъём под перевал Иссык-Ата 4.9 210 11.00-16.00 Пасмурно, дождь, снег Переправа через реки Минджилки, Иссык-Ата, тропа
Итого: 8.4 4 ч. 30 мин.     Перепад высот: -480 м, + 460 м
6 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Подъём на перевал Иссык-Ата 4 270 8.00-14.00 Пасмурно, сильный ветер Осыпной склон, снежный склон, закрытый ледник
Спуск с перевала 3.2 100 14.20-16.00 Пасмурно, ветер. Вечером: малооблачно, солнце Осыпной склон, снежник, морена
Итого: 6.2 6 ч. 10 мин.     Перепад высот: +360 м, -340 м
7 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Подъём на перевал Аламедин Вост. 3.5 135 9.00-12.00 Пасмурно, ветер, снег Снежник, осыпной склон
Спуск с перевала, р. Ашутор 7.4 180 12.15-17.00 Пасмурно, ветер, снег Снежный склон, морена
Итого: 10.9 5 ч. 15 мин.     Перепад высот: +400 м, -820 м
8 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Р. Ашутор, р. Аламедин, устье р. Алтын-Тор 11.1 300 9.00-17.00 Переменная облачность, солнце Тропа, переправа через р. Алтын-Тор
Итого: 11.1 5 ч.     Перепад высот: - 800 м
9 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Вдоль реки Алтын-Тор до первого озера 6.3 165 09.00-12.30 Ясно, солнечно Тропа
Подъём под перевал Алтын-Тор-Ашуу 4 135 14.00-17.00 Ясно, солнечно Моренные валы
Итого: 10.3 5 ч.     Перепад высот: +800 м
10 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Подъём на перевал Алтын-Тор-Ашуу 4.8 180 9.00-13.00 Ясно, солнечно Моренные валы, закрытый ледник, снежный склон
Спуск с перевала, ледник Туюк 5 220 13.20-18.00 Ясно, солнечно Снежный склон, закрытый ледник
Итого: 9.8 6 ч. 40 мин.     Перепад высот: +900 м, -340 м
11 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Спуск с ледника Туюк, вдоль реки Алаарча 12.7 405 9.00-18.00 Ясно, солнечно Закрытый ледник, моренные валы, тропа, дорога
Итого: 12.7 6 ч. 45 мин.     Перепад высот: - 1260 м
12 октября.
Участок маршрута км ЧХВ, мин Время Метеоусловия Определяющие препятствия на участке
Вдоль реки Ала-Арча, а/л "Ала-Арча" 4.2 100 09.00-11.00 Ясно, солнечно Дорога
Итого: 4.2 1 ч. 40 мин.     Перепад высот: - 300 м

 

 

Общая часть.

30 сентября. Город Пермь - город Екатеринбург - город Бишкек

Поезд № 074 Пермь 2 - Екатеринбург. Отправление из Перми 01.14 (время здесь и далее местное MSK+2). Прибытие в Екатеринбург 08.16.

Самолет Екатеринбург - Бишкек. Отправление 15.00. Прибытие в Бишкек в 18.00.

В Бишкеке нас встретил Сергей Пышненко, представитель турфирмы "Туркестан Трэвел" и с комфортом довез до гостиницы. Оплатили услуги, нам были выписаны чеки, выданы баллоны. Договорились о заброске.

Расположившись в гостинице, пошли в ближайший супермаркет за недостающими продуктами. Затем разложили все по рюкзакам и пошли гулять. Пришли поздно, сразу легли спать.

За один день столько событий! Вот мы только что были дома, а уже в другой стране :-)

Прилетели. Бишкек. Аэропорт Манас.
Прилетели. Бишкек. Аэропорт Манас.
Бишкек. Фасуем продукты в гостинице.
Бишкек. Фасуем продукты в гостинице.

 

 

1 октября День 1
Город Бишкек - курорт Иссык-Ата - река Иссык-Ата.
Ясно, солнечно
8 км +520 м 2 часа 15 мин.

Подъём в гостинице в 7.30. Позавтракали в кафешке неподалеку. В 9.00 за нами уже приехала машина. Пока погрузились, уселись, выехали только в 9.30. По дороге заехали на рынок за недостающим луком и чесноком, а также за сюрпризами.

Бишкек. Грузимся в машину.
Бишкек. Грузимся в машину.
Бишкек. Покупаем лук и чеснок на местном рынке.
Бишкек.
Покупаем лук и чеснок на местном рынке.
По дороге в горы.
По дороге в горы.

Ехали, любовались красотой приближающихся гор. Около 12.00 уже были в Иссык-Ате. Душевно распрощались с Сергеем и выдвинулись в путь.

От курорта Иссык-Ата перешли по мосту реку и пошли по тропе вдоль левого орографического борта долины. Было тяжело с непривычки, рюкзаки казались тяжелыми, дыхание срывалось…

Долина реки пологая, широкая, очень хороша для заходов и акклиматизации.

Группа на старте. Курорт Иссык-Ата.
Группа на старте. Курорт Иссык-Ата.
Тропа вдоль левого орографического борта долины реки Иссык-Ата. На заднем плане – курорт «Иссык-Ата»
Тропа вдоль левого орографического
борта долины реки Иссык-Ата. На заднем
плане – курорт «Иссык-Ата»
Долина реки Иссык-Ата.
Долина реки Иссык-Ата.

На первый день было запланировано немного. Уже в 16.00 мы поставили лагерь недалеко от реки, немного не дойдя до слияния с рекой Бытый. Поужинав, решили прогуляться по окрестностям, осмотреться. Поднялись в боковую долину, пофотографировали. Вечером еще посидели у костра, попели песни. В палатке долго не могли уснуть, хохотали.

Долина реки Иссык-Ата. Первый лагерь.
Долина реки Иссык-Ата. Первый лагерь.

 

 

2 октября День 2
Подъём по долине реки Иссык-Ата.
Ясно, солнечно, переменная облачность, слабый ветер
15 км +640 м 5 часов 30 мин.

Дежурные встали в 7.00, остальные в 7.30. Позавтракали, собрались, вышли около 9.00. Шли по тропе на травянистом склоне. На второй ходке от развала крупных камней начали подъём по тропе вверх, что оказалось неверным шагом. Нужно иметь ввиду, что летом здесь пасут коров, поэтому тропы часто теряются или расходятся. В итоге мы зашли в кусты арчи, тропа вывела нас к размытому осыпному кулуару, по которому спускаться небезопасно. Разведав все возможные варианты, решили вернуться обратно, к началу подъёма. В итоге потеряли порядка 30 минут времени. Но зато, спустившись до первых зелёных полянок, нашли тропу вниз к реке. Вдоль Иссык-Аты идёт хорошая набитая тропа. Вот только летом, наверно, она заливается.

Долина реки Иссык-Ата. Идём по тропе.
Долина реки Иссык-Ата. Идём по тропе.
Долина реки Иссык-Ата. Камень Джарташ.
Долина реки Иссык-Ата. Камень Джарташ.
Долина реки Иссык-Ата. Отдыхаем у первого разлива.
Отдыхаем у первого разлива Иссык-Аты.

На обед встали в 12.30 около крупного камня Джарташ. Обед уже на газу. С обеда вышли в 14.00. Прошли мимо металлический мост через Иссык-Ату, продолжаем двигаться по левому орографическому борту долины. Тропа то теряется, то появляется много тропок; то по осыпному склону, куруму, то по травянистому.

Встали на стоянку у второго разлива реки около 17.30. Ужин на газу. С непривычки чувствовалась некоторая усталость, но духом мы были бодры и веселы). Пели песни, хохотали. Не смотря на то, что легли спать в 21.00, уснули много позже. Дул сильный ветер, палатка шуршала, казалось, что рядом кто-то ходит, ест наши продукты...))))))

Второй разлив реки Иссык-Ата.
Второй разлив реки Иссык-Ата.
Лагерь у второго разлива реки Иссык-Ата.
Лагерь у второго разлива реки Иссык-Ата.
Долина реки Иссык-Ата. Звёздная ночь.
Долина реки Иссык-Ата. Звёздная ночь.

 

 

3 октября День 3
Подъём по долине реки Иссык-Ата до слияния с р. Минджилки – подъём к озеру Проценко.
Переменная облачность, ветер ºC        Пасмурно, снег
7.7 км +620 м 3 часа 15 мин.

Подъём дежурных в 06.30, общий подъём в 07.00. Из лагеря вышли в 08.45. От места стоянки по хорошей тропе перевалили через бугры и через пару часов были уже у конца разлива слияния Минджилки и Иссык-Аты. Затем дошли до ручья Проценко, вдоль которого идёт вверх серая морена. По гребню этой морены подъём к озеру Проценко наиболее удобен. Подъём утомительный, плавный, но зато выводит прямо к озеру под ледником. Команда у нас подобралась очень сильная, крепкая, и в 13.00 мы уже вышли к озеру.

Третий разлив на Иссык-Ате и выше него устье реки Минджилки.
Третий разлив на Иссык-Ате
и выше него устье реки Минджилки.
Подъём по гребню серой морены к озеру Проценко.
Подъём по гребню серой морены
к озеру Проценко.
Обед на озере Проценко.
Обед на озере Проценко.

Устроили полудневку. Завтра нас ждал очень насыщенный, интересный и важный день. Готовились к радиальному выходу на перевал Проценко и вершину Физматовец: подгоняли кошки, штопали успевшие порваться штаны, проверяли снаряжение и прочее.

Положительную роль эта полудневка сыграла и для акклиматизации. Народ отдохнул, огляделся, привыкнул)

С места нашего лагеря хорошо просматривался следующий перевал Иссык-Ата. В планах было пройти его по маршруту 1Б через ледник Минджилки. После многочисленных раздумий было принято решение идти перевал по стандартному маршруту, то есть через ледник Петросянца. Вид у ледника Минджилки был больно уж устрашающий. Видно, что ледник закрыт, но разбит многочисленным трещинами. Да и было уже понятно, что много снега в горах, что, несомненно, в разы усложняет прохождение таких ледников. Ну и следует отметить, что решение было принято не зря! (читай далее)

Погода к вечеру ухудшилась: небо затянуло, пошел снег. Пришлось готовить ужин в палатке. Легли в 21.30, уснули как всегда на час позже)

Вид от лагеря около озера Проценко. На заднем плане ледник Проценко Восточный.
Вид от лагеря около озера Проценко.
На заднем плане ледник Проценко Вост.
Лагерь на озере Проценко.
Лагерь на озере Проценко.
Лагерь на озере Проценко. Готовимся к завтрашнему восхождению.
Готовимся к завтрашнему восхождению.

 

 

4 октября День 4
Радиальный выход на перевал Проценко 1Б + восхождение на вершину Физматовец 1Б.
Ясно, солнечно
9.4 км +880 м; -880 м 6 часов 15 минут

Дежурные, Валя и Илья, встали в 5 утра. Очень долго готовили завтрак. В итоге ранний подъём практически ничего не дал. Так как лагерь оставляли на месте, а вещи были собраны еще вчера, планирвали выйти со стоянки на перевал в 6.00. В итоге вышли только в восьмом часу.

Подъём от места ночевки (у большого озера Проценко) начали по травянистым моренам, затем вдоль ручья между правой и левой ветвью ледника Проценко Восточный. Обходя бараньи лбы, расположенные под правой ветвью ледника, стали подниматься по осыпному склону, справа по ходу. Пройдя крутую часть языка ледника (частично открыт) по осыпному склону, выходим на ледник. Перед этим надеваем кошки, системы, связываемся. Ледник закрыт, снега очень много, трещины забиты, практически не просматриваются. Лишь в трех местах "достали" до трещин. Идём по центральной части ледника, выбирая более пологие участки. В 12.30 были на перевале Проценко 1Б. Сняли записку т/к "Берендеи" г. Томска, которые были здесь в 2009 году.

Путь подъёма на ледник Проценко Восточный (левая ветвь).
Путь подъёма на ледник Проценко Вост.
Подъём по боковой морене на ледник Проценко Восточный.
Подъём по боковой морене
на ледник Проценко Восточный.
Подъём по леднику Проценко Восточный на перевал Проценко.
Подъём по леднику Проценко Восточный
на перевал Проценко.

Решаем идти на вершину Физматовец. Состояние группы в целом отличное. У некоторых кружится и болит голова, кого-то тошнит. От перевала поднимались в лоб по снежному склону, идя по перегибу между склонами. Снега много, но лавинной опасности пока нет. Может быть, после обильных осадков здесь станет намного опаснее. Но все равно в целях безопасности рубим склон поперек. После Подъёма на перемычку между перевалами Проценко и Салык-Ашуу, повернули на юго-восток. Немного спустившись, прошли по пологой части до последнего взлёта ведущего к вершине. Подъём достаточно крутой, на отдельных участках составляет порядка 35º-40º, около 100 м. На вершине были около 14.00. Отсюда открывается прекрасный вид на горы. Погода чудесная: солнце, легкие облака.

Вниз спускаемся по своим же следам. К лагерю вернулись около 16.00. Все очень устали, но довольны. Радиальный акклиматизационный выход прошел успешно. Отдыхаем, кто-то спит.

Группа на перевале Проценко.
Группа на перевале Проценко.
Подъём на вершину Физматовец.
Подъём на вершину Физматовец.
Группа на вершине Физматовец.
Группа на вершине Физматовец.

 

 

5 октября День 5
Река Минджилки – река Иссык-Ата.
Пасмурно, снег, дождь
8.4 км -480 м; +460 м 4 часа 30 минут

Дежурные встали в 7.00. Погода ужасная, идёт снег. Медленно завтракаем. Собираемся. Часам к 10 немного раздувает.

Спускаемся обратно к слиянию Минджилки и Иссык-Аты всё по тому же моренному гребню. По камням переправляемся через ручьи в разливе. Очень долго искали место для переправы через последний, самый крупный ручей. По правому орографическому борту реки Иссык-Ата начинаем подъём под перевал. Сначала по крутому травянистому склону, где наблюдается множество тропок. Погода портится. Идёт дождь, который с высотой переходит в снег. Идём в облаке. Выходим на пологий участок с разливом реки. Собственно, воды то почти нет, бежит тоненький ручеек. Пройдя пологий участок, уходим по узкой долине правого по ходу ручья, которого уже также практически нет. Встаём на ночь на левом по ходу борту. Здесь сделана стенка от ветра, но, к сожалению, наша палатка не влезла (там максимум на двухместную палатку).

Погода мерзкая, идёт снег. Поём песни, ломаем погоду. Спать легли в 22.00.

Подъём по узкой долине правого ручья к перевалу Иссык-Ата.
Подъём по узкой долине
правого ручья к перевалу Иссык-Ата.
Вид с места ночевки на долину реки Иссык-Ата.
Вид с места ночевки
на долину реки Иссык-Ата.
Вид с места лагеря на Киргизский хребет.
Вид от лагеря на Киргизский хребет.

 

 

6 октября День 6
Перевал Иссык-Ата 1А.
Пасмурно, сильный ветер
6.2 км +360 м; -340 м 6 часов 10 минут

Дежурные, Саша и Наташа, встали в 5 утра, остальные встали где-то через полчаса. Небо было чистое, но постепенно погода начала портиться, холодно. Позавтракали, собрались, в 8.00 выдвинулись на перевал.

От места ночёвки вдоль той же узкой долины доходим до первого ручья, впадающего справа по ходу. Начинаем подъём по крутому кулуару ручья. Поднявшись, идём вдоль отрога (скальный выступ) до каменистой площадки. Там связываемся и начинаем движение по леднику.

Гребень, разделяющий долину Иссык-Аты и Минджилки.
Гребень, разделяющий
долины Иссык-Аты и Минджилки.
Каменистая площадка перед выходом на ледник Минджилки.
Каменистая площадка перед
выходом на ледник Минджилки.
Вид на ледник Минджилки и путь подъёма на перевал Иссык-Ата с каменистой площадки.
Вид на ледник Минджилки и путь подъёма
на перевал Иссык-Ата с каменистой площадки.

Три дня непогоды сказываются, снега очень много – тропим по колено и выше (кому как). Идти очень тяжело. Придерживаемся левой по ходу стороны. В центральной части ледника проглядываются многочисленные трещины. И хорошо, что мы там не пошли. Под перевальным взлётом берг, сильно забитый снегом. Обходим его справа, поднимаясь несколько выше перевала. Затем спускаемся на седловину.

На перевал вышли около 14.00, более двух часов ушло на преодоление ледника. Погода плохая, сильно дует. Все утомились. Естественно, никакой второй перевал в этот день (как было запланировано) нам не светит.

На перевале Иссык-Ата.
На перевале Иссык-Ата.
Спуск с перевала Иссык-Ата 1А на юг.
Спуск с перевала Иссык-Ата 1А на юг.
Пересекаем снежники, забирая на запад в сторону перевала Аламедин Восточный.
Пересекаем снежники, забирая на запад
в сторону перевала Аламедин Восточный.

Спуск с перевала Иссык-Ата представляет собой мелко- и среднеосыпной склон. На спуске забираем влево по ходу. Пересекаем снежник, выбирая участки более плотного снега. Затем немного спускаемся по пересохшему ручью, пересекаем гребень из крупных камней и находим замечательную стоянку возле скалы на перемычке между высохшими ручьями, вытекающими из под перевалов Иссык-Ата и Аламедин. Воды нет. Высота около 3600 м. Обещанной по прочитанным отчетам тропы не видно.

К вечеру погода ненадолго налаживается, фотографируемся на фоне долины реки Иссык-Ата Южная. Вид с места ночевки обалденный! Ночью опять идет снег, холодно.

Нашли площадку под палатку на перемычке между перевалами Иссык-Ата и Аламедин Восточный.
Нашли площадку под палатку на перемычке
между перевалами Иссык-Ата и Аламедин Вост.
Наташа на фоне долины реки Иссык-Ата Южная.
Наташа на фоне долины
реки Иссык-Ата Южная.
Лагерь на перемычке между перевалами Иссык-Ата и Аламедин Восточный.
Лагерь на перемычке между перевалами
Иссык-Ата и Аламедин Восточный.

 

 

7 октября День 7
Перевал Аламедин Восточный 1А.
Пасмурно, снег, ветер
10.9 км +400 м; -820 м 5 часов 15 минут

Дежурные встали в 5.00 утра, остальные чуть позже. В восьмом часу вышли с места ночевки.

С перемычки спустились немного вниз и начали по небольшому кулуару Подъём вверх. Подъём достаточно плавный. Идём то по снегу, то прыгаем по камням. Многие камни занесены снегом, скользко, двигаемся аккуратно. Затем начинается более крутой подъём по курумным склонам. Где-то через 3 часа подошли под перевальный взлёт, который представляет собой осыпной склон протяжённостью около 200 м. Начинаем подъём с правой походу стороны склона, постепенно продвигаясь в сторону перевала. Сыпуха обледенелая, идти тяжело. В середине склона находим тропу, по которой выходим на перевал. Погода ужасная! Сильный ветер, снег, видимость плохая.

Подъём на перевал Аламедин Восточный. Погода бушует.
Подъём на перевал Аламедин Восточный.
Погода бушует.
На перевале Аламедин Восточный.
На перевале Аламедин Восточный.
На перевале Аламедин Восточный.
На перевале Аламедин Восточный.

Северный склон перевала сильно заснежен. По описаниям должен быть осыпной склон, а у нас снега по колено. Начинаем спуск. В целях безопасности движемся по самой верхней части снежного склона, прижимаясь к скальным выступам. Пройдя траверсом до более пологого участка, пересекаем снежный склон и выходим на заснеженную морену. Естественно, никакой тропы мы не нашли )

Далее двигались вдоль правого орографического борта долины, передвигаясь по морене, перемежающейся со снежниками. По планам теперь мы должны были подходить под перевал Скалистый 1Б, расположенный здесь же. Но, учитывая отставание от графика на один день, климатические условия и психологическое состояние группы, было принято решение пропустить этот перевал, спуститься вниз, отдохнуть в относительном тепле) Еще не было известно, что нас ждет на последнем перевале.

Спуск с перевала Аламедин Восточный 1А.
Спуск с перевала Аламедин Восточный.
Спуск по заснеженным моренам с перевала Аламедин Восточный 1А.
На спуске с перевала Аламедин Восточный.
Спуск по заснеженным моренам с перевала Аламедин Восточный 1А.
Спуск по заснеженным моренам
с перевала Аламедин Восточный.

Решили идти до воды. Это оказалось не так уж просто и быстро. Река в верховьях совсем исчезла, даже озер и разливов не было. Спуск в долину реки Ашутор – моренные валы из крупных камней. В итоге после последнего крутого спуска, приведшего на травянистую поляну, наконец-то появилась вода! Радовались как дети! Все пошли на водопой)

Погода к вечеру улучшилась, снег перестал идти.

Долина реки Ашутор.
Долина реки Ашутор.
Урра! Долгожданная водичка!
Урра! Долгожданная водичка!
Очередное место ночевки. Долина реки Ашутор.
Очередное место ночевки.
Долина реки Ашутор.

 

 

8 октября День 8
Река Ашутор – река Аламедин – устье реки Алтын-Тор (Алтынтор).
Переменная облачность, солнце
11.1 км -800 м 5 часов

Дежурные встали в 7.00. Не спеша, позавтракали, собрались и пошли вниз по долине. За сегодняшний день нам надо было дойти до слияния рек Аламедин и Алтын-Тор (Алтынтор). Также надо было отдохнуть, набраться сил, поэтому старались идти в свое удовольствие.

Долина реки Ашутор.
Долина реки Ашутор.
Спуск по долине реки Ашутор.
Спуск по долине реки Ашутор.
Бирюзовое озеро в долине реки Ашутор.
Бирюзовое озеро в долине реки Ашутор.

От места ночёвки идёт хорошая набитая тропа. Спуск достаточно крутой, тропа идёт то по древним моренам, зачастую перекрывающими реку, то по травянистым склонам.

Настроение отличное! Погода вроде как тоже потихоньку налаживается. Периодически солнце вылазит из-за облаков и согревает своим теплом. На второй ходке уже не становится снега под ногами. С каждым шагом по мере спуска в долину становится всё теплее. На третей ходке выходим к красивейшему озеру. Отдыхаем здесь, делаем многочисленные фотографии. Очень красиво! Райский уголок прямо!

К обеду спустились до места слияния Ашутора и Аламедина. Здесь уже есть дрова (арча), готовим обед на костре. Далее идём вдоль разлива в месте слияния, а потом снова начинается достаточно крутой спуск вниз. Около 17.00 мы уже у слияния Аламедина и Алтын-Тора. Переправу не нашли, решили переходить вброд стенкой по три человека. Река бурная, вода очень холодная. Летом переправа несомненно представляет опасность. Сильно замочили штаны, хоть и закатывали высоко, ноги замерзли.

Перебравшись на другой берег, быстро переоделись в сухое, поставили лагерь и развели костёр. Поужинали у костра, а вот попеть здесь же песен не дала погода. Опять повалил снег. Забурились в палатку. Попели и легли спать.

Слияние рек Ашутор и Аламедин.
Слияние рек Ашутор и Аламедин.
Слияние рек Аламедин и Алтын-Тор.
Слияние рек Аламедин и Алтын-Тор.
После переправы через Аламедин.
После переправы через Аламедин.

 

 

9 октября День 9
Река Алтын-Тор – подход под перевал Алтын-Тор-Ашуу.
Ясно, солнечно
10.3 км +800 м 5 часов

Дежурные встали в 7.00. Вышли с места ночевки около 9.00. Холодно, лежит снег, деревья все в изморози (очень красиво!). Начинаем движение по тропе, которая идёт между деревьев по левому орографическому борту долины. Затем выходим к реке и идём по камням. Здесь первый достаточно крутой подъём. Обернувшись назад, замечаем лагерь то ли пастухов, то ли охотников, человека четыре. Кричим им "Привет!", они отвечают и машут руками. Странно, что вчера вечером не подошли. Оказалось, что они стояли не так далеко от нас. Это были единственные люди, которых мы встретили за все время похода.

Подъем на первую террасу в долине Алтын-Тора.
Подъём на первую террасу
в долине Алтын-Тора.
Вид на очередной подъём в долине Алтын-Тора.
Вид на очередной подъём
в долине Алтын-Тора.
Верховья реки Алтын-Тор.
Верховья реки Алтын-Тор.

Солнце постепенно выходит из-за гор, становится теплее. Погодка хорошая, настроение тоже!

Долина реки Алтын-Тор сложена несколькими древними террасами. Соответственно мы то поднимались круто вверх на террасу, то шли по ее пологой части. Идём то по траве, то по камням. Озёр уже нет, пересохли. Река бежит тоненьким ручьем. Тропа то теряется, то появляется снова. Обед (на газу) делаем на травянистой поляне перед третьим крутым подъёмом. Дальше наш путь пролегает по перемежающимся древним моренам, стараемся не терять высоты. Поворачиваем вправо по ходу и к 17.00 поднимаемся в нужный нам цирк.

Разбиваем лагерь на гребне морены. Небо ясное, ни облачка. Солнце уходит за гору. Становится очень холодно. Ночь была потрясающая – чистое звездное небо.

Вечер в верховьях реки Алтын-Тор.
Вечер в верховьях реки Алтын-Тор.
Лагерь в цирке перевала Алтын-Тор-Ашуу. На заднем плане первал Литва.
Лагерь в цирке
перевала Алтын-Тор-Ашуу.
Вечер в верховьях реки Алтын-Тор.
Вечер в верховьях реки Алтын-Тор.

 

 

10 октября День 10
Перевал Алтын-Тор-Ашуу.
Ясно, солнечно
9.8 км +900 м; -340 м 6 часов 40 минут

Дежурные встали в 5.00. Очень, ну просто очень холодно! (жаль что термометр забыли) Вставали тяжело, долго. Руководитель нервничал. В итоге вышли только в девятом часу.

От места ночёвки спускаемся вниз с морены вправо, идём в сторону перевала (на северо-запад) сначала вдоль ручья, вытекающего из под снежника цирка перевалов, потом по более пологим участкам, пересекая моренные валы, засыпанные снегом, и снежники. Идём не по центру цирка, а немного прижимаемся к левой стороне. Здесь более ровно и удобно. Скользко, непонятно где камни, а где промежутки между ними. Идём осторожно. На крутых склонах перевалов видны небольшие лавинные выносы, что вызывает некие опасения. Но пока наш перевал не был виден.

Подъём вдоль ручья к перевалу Алтын-Тор-Ашуу.
Подъём вдоль ручья
к перевалу Алтын-Тор-Ашуу.
Вид на путь подъёма с последнего каменистого участка перед перевальным взлетом перевала Алтын-Тор-Ашуу.
Вид на путь подъёма с последнего
каменистого участка перед перевальным
взлетом перевала Алтын-Тор-Ашуу.
Под перевалом Алтын-Тор-Ашуу.
Под перевалом Алтын-Тор-Ашуу.

Выходим на последний каменистый участок перед маленьким ледником под перевалом. Связываемся в одну связку и осторожно пересекаем ледник, подходя под правый по ходу склон пика Тарановой, слева от перевала. На снежном склоне перевала видны скатившиеся шарики снега, которые говорят о приближающейся лавинной опасности. В целях безопасности сначала выходим некрутой подъём всё там же слева от перевала, двигаясь серпантином. Затем пересекаем всё ещё по достаточно пологому склону снежник перевала и движемся то в лоб, то малоамплитудным серпантином справой по ходу стороны перевала, прижимаясь к скальным выходам. Перевал достаточно крутой, порядка 35-40º, протяжённостью около 150 м. В самой верхней части поднимаемся по полуразрушенному скальному выходу, обходя тем самым снежный карниз. На перевальной седловине около часа дня, фотографируемся, перекусываем и начинаем движение вниз.

Путь подъёма на перевал Алтын-Тор-Ашуу 1Б.
Путь подъёма на перевал Алтын-Тор-Ашуу.
Группа на перевале Алтын-Тор-Ашуу.
Группа на перевале Алтын-Тор-Ашуу.
Спуск с перевала Алтын-Тор-Ашуу.
Спуск с перевала Алтын-Тор-Ашуу.

Западный склон более пологий, снежный. С перевала при спуске сначала немного забираем влево. Пройдя где-то треть склона, поворачиваем вправо и спускаемся уже до конца склона. Спустились быстро, без проблем. Ледник Туюк закрыт, связались. Проваливаемся по щиколотку, иногда по колено. Движемся по пологим участкам ледника, придерживаясь правой стороны. Пологий участок ледника не представляет никаких проблем.

Постепенно вышли к более крутой части ледника, расположенной за скалистым гребнем. Здесь-то нам и открылся весь предстоящий ужас. Руководителя, конечно, предупреждали, что этот ледник не очень приятный. Но с таким количеством снега он просто становится ужасным! Ледник разорван многочисленными, просто огромными трещинами. На редких участках, где они были открыты, перейти их было нереально, ширина достигала порядка 2 м. Мысль о том, что мы сегодня спустимся в тепло, развеялась.

Все уже устали, солнце постепенно спряталось за горой – стало очень холодно. Идем крайне медленно, "прощупывая" трещины. Страшно! Начинает смеркаться, понимаем, что нам уже никуда не спуститься сегодня. Разбиваем лагерь на острове между трещин. Крепим палатку на буры и ледорубы. Топим лед на ужин. Устали.

Путь движения по леднику Туюк.
Путь движения по леднику Туюк.
Путь спуска с перевала Алтын-Тор-Ашуу.
Путь спуска с перевала Алтын-Тор-Ашуу.
Лагерь между трещин на леднике Туюк.
Лагерь между трещин на леднике Туюк.

 

 

11 октября День 11
Ледник Туюк – река Ала-Арча.
Ясно, солнечно
12.7 км -1260 м 6 часов 45 минут

Хоть и встали рано, заставить себя подняться никто не мог, пока солнце не вышло из-за горы и не начало согревать. Ночью спали очень плохо, мёрзли, палатку обдувало со всех сторон. Решили не завтракать, так как на это ушло бы очень много времени. Лишь попили чай. Быстро собрались, связались и около 11 вышли покорять ледник.

Вообще, наверное, стоит давать отдельную сложность за преодоление таких ледников, ну или ставить звезду в категории перевалов)

Трещины ледника Туюк.
Трещины ледника Туюк.
Спуск по леднику Туюк.
Спуск по леднику Туюк.
Путь спуска по нижней части ледника Туюк.
Путь спуска по нижней части ледника Туюк.

Шли медленно, прощупывая и обходя многочисленные закрытые трещины ледника Туюк. Путь наш проходил преимущественно по левой стороне ледника, в центральной части – ледопад. Одну из трещин обойти никак не получалось, пришлось найти место, наиболее плотно забитое снегом. Со страховкой через камень прошли по снежному мосту. После преодоления перегиба ледника, склон становится пологим, без трещин. Быстро спускаемся по нему к каменистому гребню, по которому уходим к высохшему ручью из-под ледника. Чувствуется общее облегчение. Потихоньку начинают промелькивать шуточки)

Уставшие, но счастливые от того, что спустились с ледника Туюк.
Уставшие, но счастливые от того,
что спустились с ледника Туюк.
Спуск вдоль высохшего ручья Туюк.
Спуск вдоль высохшего ручья Туюк.
Спуск к дороге вдоль реки Ала-Арча.
Спуск к дороге вдоль реки Ала-Арча.

По осыпным, а потом и травянистым склонам спускаемся вдоль ручья Туюк. От перемычки, на которой расположена заброшенная метеостанция, идёт хорошая тропа. Выходим на нее и продолжаем спуск уже по тропе, идущей по травянистым склонам. Настроение все лучше и лучше. Тепло, раздеваемся до футболок.

Тропа выводит на дорогу вдоль реки Ала-Арча, ведущую в альплагерь. Как вышли на дорогу, сразу встретили трех местных мужчин на лошадях. Обменялись только приветствиями.

Проходим еще несколько километров по дороге и в шестом часу вечера ставим лагерь около дороги, недалеко от реки. Все бодры и веселы! Разводим костер, готовим кушать, поем песни) И даже не верится, что утром мы были в холодных, суровых горах. Сейчас уже хочется туда, обратно) Все осознают, что завтра мы уже будем в суете и шуме городских улиц, и не хотят этому верить.

По дороге вдоль реки Ала-Арча.
По дороге вдоль реки Ала-Арча.
Дорога вдоль реки Ала-Арча.
Дорога вдоль реки Ала-Арча.

 

 

12 октября День 12
Река Ала-Арча – альплагерь "Ала-Арча".
Ясно, солнечно
4.2 км -300 м 1 час 40 минут

Встали лениво, уже в восьмом часу. Все понимали, что это последний день. Не хотелось уходить, но надо.

Мост через реку Ала-Арча.
Мост через реку Ала-Арча.
Спуск по долине реки Ала-Арча.
Спуск по долине реки Ала-Арча.
Спуск по долине реки Ала-Арча. Мостик.
Спуск по долине реки Ала-Арча. Мостик.

Позавтракали, медленно собрались и пошли. Шли всё также вдоль реки по дороге. Перешли по мостику на правый берег реки. Примерно за 1.5 часа от места ночевки спустились в альплагерь. Там нас уже ждал Сергей.

Пофотографировались, попрощались с горами, погрузились в машину и поехали. На этом наше путешествие закончилось. Пусть было холодно, сыро, ветрено, сурово, но все таки это было здорово!

Конечный пункт альплагерь Ала-Арча
Конечный пункт альплагерь Ала-Арча
В альплагере Ала-Арча. Грузимся.
В альплагере Ала-Арча. Грузимся.
Долина реки Ала-Арча. Прощальное фото на фоне гор.
Долина реки Ала-Арча.
Прощальное фото на фоне гор.

Сергей привез нас в ту же гостиницу. Мы помылись, переоделись, заказали сауну на вечер и пошли гулять. Зашли на ошский рынок за орешками и специями, оттуда доехали до центральной части Бишкека на троллейбусе. Зашли в местный универмаг и напокупали самых разнообразных сувениров родным и близким: тапки, магнитики, фигурки из войлока, подвески, коньяк. Узнали у охранника какого-то дорогого магазина, где можно вкусно покушать. Пришлось правда далеко ехать, но мы не пожалели. Все было очень вкусно!

Вечером сауна, отдых) хорошо)

13-15 октября

Поезд Бишкек - Екатеринбург.

В поезде Бишкек - Екатеринбург. Едем домой.
В поезде Бишкек - Екатеринбург.
Едем домой.
В поезде Бишкек - Екатеринбург. Едем домой.
В поезде Бишкек - Екатеринбург.
Поём песни в поезде Бишкек - Екатеринбург.
Поём песни в поезде
Бишкек - Екатеринбург.

15-16 октября

Поезд Екатеринбург – Пермь.

 

 

Определяющие препятствия маршрута.

N п/п Вид препятствия Категория сложности Характеристика препятствия (характер, высота, новизна)
1 Перевал Проценко 1Б + вершина Физматовец 1Б 4200 м, 4500 м, снежный
2 Перевал Иссык-Ата 3965 м; снежно-осыпной
3 Перевал Аламедин Восточный 4025 м; снежно-осыпной
4 Перевал Алтын-Тор-Ашуу 4100 м; снежный

 

 

Общественное снаряжение.

№ п/п Наименование Количество Вес, кг
1 Палатка 4-местная 1 7
2 Котлы 2 1.5
3 Спальник 4-х местный (комбайн) + 2 одноместных 4 6
4 Верёвка основная (50 м диаметр 10 мм) 2 7
5 Расходная петля 1 0.8
6 Скальные крючья (2 шт.), ледобуры (2 шт.)   1
7 Айсбаль 1 1
8 Гитара в чехле 1 2.4
9 Спирт в пластиковых упаковках 1 1.5
10 Ремонтный набор 1 1.5
11 Медицинская аптечка 1 1.5
12 Документы, карты, GPS, компас - 1
13 Фотоаппарат 3 1
14 Лопата снежная 1 0.6
15 Кухонный комплект (ножи, разд. доска, половник) 1 0.5
16 Газовые горелки (3 шт.), баллоны (12 шт.) - 4
17 Пила-цепочка, тросик костровой - 0.6
18 Стеклоткань 1 0.2
Итого: 39,1 кг

 

 

Личное снаряжение.

№ п/п Наименование Вес
1 Рюкзак 1,2
2 Ветрозащитный костюм 1
3 Куртка утеплённая, штаны утеплённые (самосбросы) 1,5
4 Коврик пенополиуретановый 0,8
5 Очки солнцезащитные, кепка 0,1
6 Ботинки спортивные с "фонариками" 1,5
7 Комплект утеплённого белья 0,5
8 Носки тёплые 0,3
9 Носки х/б 0,1
10 Гигиеническая помада, солнцезащитный крем 0,1
11 Шапка тёплая ветрозащитная (винблок, полартек) 0,1
12 Варежки тёплые, рукавицы брезентовые 0,2
13 Нож, ложка, чашка, кружка 0,2
14 Накидка от дождя 0,2
15 Туалетные принадлежности 0,1
16 Фонарь 0,1
17 Ледоруб 0,8
18 Кошки 1
19 Страховочная система 0,3
20 Карабины (2 шт.), жумар, спусковое устройство, репшнур 1,5
21 Каска 0,5
22 Часы, "сидушка", спички или зажигалка 0,1
23 Документы личные и деньги в гермоупаковке 0,1
Итого: 12,3 кг

 

 

Весовые характеристики груза, взятого на маршрут.

Наименование На 1 человека, кг На группу в 6 чел, кг
Продукты (всего / день) 7,8/0,65 46,8
Групповое снаряжение 6,6 39,6
Личное снаряжение 12,3 73,8
Всего: 26,7 160,2

 

Максимальная нагрузка:

  • на одного мужчину  28 кг
  • на одну женщину  25 кг

 

 

Ремонтный набор.

№ п/п Наименование Количество Использование Рекомендации
1 Отвёртки разные 2 шт. Ремонт кошек  
2 Пассатижи 1 шт. Ремонт любого металлического снаряжения  
3 Шило 1 шт. Ремонт обуви  
4 Напильник треугольный 1 шт. Заточка ледового инструмента  
5 Наперсток, иголки (20), нитки (разные) 1 комплект Ремонт одежды, рюкзаков, палаток  
6 Заплаты: капрон, кожа 500 см² Ремонт одежды, рюкзаков, палаток  
7 Пряжки разные 6 шт. Замена утерянных  
8 Ножницы 1 шт. При шитье  
9 Стропа 10 м Ремонт одежды, рюкзаков, палаток  
10 Капроновый шнур 3 мм 10 м На различные хозяйственные нужды  
11 Проволока: жёсткая 1,5 мм, медная 3 мм 2 м Ремонт любого металлического снаряжения  
12 Булавка английская 5 шт. Ремонт одежды  
13 Резинка бельевая 2 м Ремонт одежды  
14 Изолента 1 рулон Ремонт разный  
15 Спички, оргстекло 4 коробка, 8 кусков Аварийный набор Герметично упакованы

 

 

Медицинская аптечка.

№ п/п Наименование Количество Использование
1 Бинты стерильные 3 шт.  
2 Бинты нестерильные 3 шт.  
3 Вата 100 г  
4 Лейкопластырь ленточный 2 рулона Борьба с мозолями
5 Лейкопластырь бактерицидный 8 упак. Борьба с мозолями
6 Эластичный бинт 2 шт.  
7 Ножницы 1 шт.  
8 Термометр ртутный 1 шт.  
9 Левомеколь 1 тюб. Нагноения
10 Бальзам "Спасатель" 1 тюб. Мелкие порезы, ушибы
11 Детский крем 1 тюб.  
12 Ампициллин 20 табл.  
13 Бисептол 20 табл.  
14 Седалгин 1 упак.  
15 Цитрамон 1 упак.  
16 Супрастин 1 упак.  
17 Но-шпа 1 упак.  
18 Активированный уголь 10 упак.  
19 Аллохол 1 упак.  
20 Фарингосепт 2 упак.  
21 Фурацилин 1 упак.  
22 Перманганат калия 10 г Лечение мозолей
23 Перекись водорода 1 упак. Полоскание горла при ОРВИ
24 Регидрон 2 упак.  
25 Валидол 1 упак.  
26 Валерианка 1 упак.  
27 Нитроглицерин 1 упак.  
28 Поливитамины 200 табл. Ежедневно
29 Аскорбиновая кислота шипучие растворимые таблетки 600 шт. Ежедневно
30 Баралгин в ампулах  по5 мл 10 амп.  
31 Шприцы 5 мл 5 шт.  
32 Панадол 1 упак. ОРВИ
33 Кеторол 2 упак. Обезболивающее
34 Стрептоцид 1 упак.  

 

 

Смета расходов.

№ п/п Статья расходов Стоимость на человека, руб. Общая стоимость, руб. Примечание
1 Проезд Пермь - Екатеринбург 605.2 3631.2 Поезд, плацкартный вагон
2 Проезд Екатеринбург - Бишкек 6925 41550 Самолет
3 Трансфер аэропорт Манас - Бишкек 250 1500 Машина Toyota
4 Ночёвка в Бишкеке (2 раза) 600 3600 Гостиница
5 Проезд Бишкек - курорт "Иссык-Ата" 583.3 3500 Машина Toyota
6 Проезд посёлок Ала-Арча - Бишкек 450 2700 Машина Toyota
7 Поезд Бишкек - Екатеринбург 3642.5 21855 Поезд, плацкартный вагон
8 Поезд Екатеринбург - Пермь 582 3492 Поезд, общий вагон
9 Питание 1500 9000  
10 Снаряжение 540 3240 Газ
Итого: 15678 94068,2  
 

Карты.

Масштаб 1:50 000

  1. Маршрут.

 

Записки с перевалов и вершин.

  1. Записка с перевала Проценко.
  2. Записка с вершины Физматовец .
  3. Записка с перевала Иссык-Ата.
  4. Записка с перевала Аламедин.
  5. Записка с перевала Алтын-Тор-Ашуу.

 

Фотографии.

С полным фотоальбомом похода можно ознакомиться здесь (318 фото).

 

Дневник похода.

Дневник похода Дмитрия Соболева.

 

Чтобы связаться с нами, нажмите здесь.
Сайт ПНИПУ