| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА ПЕРМСКОГО КРАЯ
|
г. Пермь
2010
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
---|---|---|---|---|---|
Общая | Ходовых дней | ||||
Горный | Вторая | 115 | 14 | 9 | 22.07.2008 - 30.07.2008 |
Район: Западный Кавказ, северные отроги Главного Кавказского хребта
Нитка маршрута: Пермь - Москва - Черкесск - б/о "Глобус" - река Гондарай - река Индрикой - река Актёбе - перевал Ак-Тёбе (1Б, 3350 м) - ледник Мырды - река Морде - река Кичкинекол - перевал Кичкинекол Мал. (1А, 3180 м) - река Чунгур - река Чиринкол - река Уллу-Кам - перевал Хотютау (1Б, 3546 м) - Приют Одиннадцати - посёлок Терскол - Нальчик - Пермь.
Количество участников: 4 человека
Руководитель: Бояршинов Павел Алексеевич, 614000, г. Пермь, ул. Ак. Королева, 8-40
Маршрутная книжка № 119/08
Список группы.
№ п/п | Участник | Фотография | Туристический опыт | Обязанности |
---|---|---|---|---|
1 | Бояршинов Павел Алексеевич 1987 г.р., г. Пермь, ул. Академика Королёва, 8-40 |
4 Г-У Тянь-Шань (2Б уч.), 3 Г–У Алтай, 1 Л-Р Ср.Урал. |
Руководитель | |
2 | Иванькова Мария Германовна 1987 г.р., г. Пермь, ул. Юрша, 3А-8 |
4 Г-У Тянь-Шань (2Б уч.), 2*3 Г-У Ц.Кавказ, Алтай. |
Завхоз | |
3 | Трушкова Надежда Анатольевна 1987 г.р., г. Пермь, ул. 9 Мая, 11-307 |
3 Г-У Тянь-Шань (2А уч.). | Медик | |
4 | Каменских Анатолий Александрович 1986 г.р., г. Пермь, ул. 9 Мая, 11-424 |
ПВД | Ремонтник, хронометрист |
План маршрута.
Дата | Ход. день | Пройденный маршрут | Заявленный маршрут |
---|---|---|---|
19-20.07.2008 | Поезд Пермь - Москва | Поезд Пермь - Москва | |
20-22.07.2008 | Поезд Москва-Черкесск | Поезд Москва-Черкесск | |
22.07.2008 | 1 | Автобус от г.Черкесск до б/о "Глобус" - р.Гондарай | Автобус от г.Черкесск до б/о "Глобус" - р.Гондарай |
23.07.2008 | 2 | Р. Гондарай – р. Индрикой – р. Актёбе – подход под пер. Ак-Тёбе | р. Индрикой – р. Актёбе – подход под пер. Ак-Тёбе |
24.07.2008 | 3 | Пер. Ак-Тёбе (1Б) – ледн. Мырды – р. Мырды | Пер. Ак-Тёбе (1Б) – ледн. Мырды – р. Мырды |
25.07.2008 | 4 | р. Кичкинекол – подход под пер. Кичкинекол Мал. | р. Кичкинекол – подход под пер. Кичкинекол Мал. |
26.07.2008 | 5 | Пер. Кичкинекол Мал. (1А) – слияние р. Чунгур и р. Чиринкол | Пер. Кичкинекол Мал. (1А) – р. Чунгур |
27.07.2008 | 6 | Спуск по долине р. Чиринкол – подъем по долине р. Уллу-Кам | Р.Чиринкол – подход под пер.Нефтяник |
28.07.2008 | 7 | Подход под пер. Хотютау | Пер.нефтяник (1А) – р.Кичкинекол |
29.07.2008 | 8 | Пер. Хотютау (1Б) – траверс ледовых полей Эльбруса – Приют Одиннадцати | Р.Уллу-Кам – подход под пер.Хотютау |
30.07.2008 | 9 | Приют Одиннадцати – пос. Терскол | Пер.Хотютау (1Б) – Приют Одиннадцати |
31.07.2008 | 10 | Приют Одиннадцати – скалы Пастухова – Приют Одиннадцати | |
1.08.2008 | 11 | Приют Одиннадцати г. Вост. Эльбрус (2А) – Приют Одиннадцати – пос.Терскол |
Общая смысловая идея похода (путешествия).
Наш поход был проведён в рамках Учебно-тренировочных сборов (УТС), проводимых Федерацией спортивного туризма Пермского края. Район для проведения сборов (Западный Кавказ) выбирался коллективно по следующим критериям: доступность, стоимость, наличие интересных и достаточно хорошо описанных препятствий.
Западный Кавказ — часть горной системы Большого Кавказа, расположенная к западу от меридиональной линии, проходящей через гору Эльбрус. Горная система здесь имеет типичный альпийский облик с многочисленными ледниками и высокогорными формами рельефа.
Занимающий верховья Кубани обширный район, лежащий на стыке Западного Кавказа с Центральным и включающий 40-километровый участок Главного хребта, известен среди туристов под названием района Гвандры.
Веерообразная сеть долин позволяет строить по Гвандре разнообразные радиальные и кольцевые маршруты. Здесь имеется широкий набор перевалов категорий сложности 1 А и 1Б, что позволило нам выбрать наиболее интересный, логичный и техничный маршрут.
Достопримечательности.
В получасе ходьбы по реке Махар от б/о "Глобус" есть источник нарзана, но, к сожалению, мы туда не зашли из-за слишком большой задержки в Черкесске.
В долине реки Уллу-Кам расположены остатки жилищ и укрепления скотоводов-алан, относящиеся к IV-VIII вв. Оборонительные сооружения, возникшие с VI в., - свидетельство разложения родовой общины: опасались не внешних врагов (от них надежной защитой служила цепь Главного хребта), а своих соплеменников. Эти древние постройки произвели на нас очень большое впечатление, как будто побывали в музее!
Главную привлекательность перевала Хотютау составляют зачаровывающие картины Эльбруса.
Сроки проведения похода.
Лучшее время для спортивных походов в высокогорье - с 1 июня по 30 сентября, причем наиболее благоприятен период с 15 июля по 15 сентября. Мы, по различным причинам, выбрали сроки с конца июля по начало августа.
Можно считать, что в этом походе с погодой нам повезло. Первые пять дней маршрута была замечательная ясная и солнечная погода. И только на 6 день стало пасмурно. Последние 4 дня периодически в долинах шли дожди, а наверху – снег. Из-за чего пришлось отменить планируемое восхождение на г. Эльбрус.
Снаряжение.
Нами использовалась одна каркасная 3-хместная палатка, 3 спальных мешка.
Для приготовления пищи в безлесной зоне - 2 газовые горелки, которые защищали от ветра и холода стенкой и стеклотканью. С собой было 6 газовых баллона по 450 мл. Газа конечно было много, но решили подстраховаться на случай отсидки в непогоду на ледовых полях Эльбруса. Для случая готовки на дровах имелась с собой пила-цепочка. Котлы использовали стандартные алюминиевые плоские ("бобы") на 3 и 5 литров.
Также из общего снаряжения имелась снеговая лопата, которая в принципе нам особо не пригодилась.
Для регистрации пройденного маршрута, высоты и расстояния мы взяли с собой GPS-навигатор.
Специальное снаряжение: 1 верёвка диаметром 10 мм и длиной 50 м для прохождения закрытых ледников в связке. На всякий случай имелась 1 петля, 2 крюка и 2 ледобура, которыми к счастью нам не пришлось воспользоваться.
Каждый участник имел необходимое личное снаряжение: рюкзак, пенку, страховочную систему, кошки, ледоруб, каску, 2 карабина, "фонарики", солнцезащитные очки, дождевик. Также обязательна теплая одежда.
График движения.
Дата | Ход. день | Пункты маршрута | Расстояние, км | Перепад высот, м |
---|---|---|---|---|
22.07 | 1 | Автобус от г. Черкесск до б/о "Глобус" - р.Гондарай | 10 | +300 |
23.07 | 2 | Р. Гондарай – р. Индрикой – р. Актёбе – подход под пер. Ак-Тёбе | 15 | +950 |
24.07 | 3 | Пер. Ак-Тёбе (1Б) – ледн. Мырды – спуск по долине р. Мырды | 14 | +415; -1035 |
25.07 | 4 | Подъём по долине р. Кичкинекол – подход под пер. Кичкинекол Мал. | 12 | +535 |
26.07 | 5 | Пер. Кичкинекол Мал. (1А) – слияние р. Чунгур и р. Чиринкол | 14 | +390; -995 |
27.07 | 6 | Спуск по долине р. Чиринкол – подъём по долине р. Уллу-Кам | 15 | -315; +225 |
28.07 | 7 | Подход под пер. Хотютау | 13 | +930 |
29.07 | 8 | Пер. Хотютау (1Б) – траверс ледовых полей Эльбруса – Приют Одиннадцати | 15 | +1120 |
30.07 | 9 | Приют Одиннадцати – пос. Терскол | 7 | -1935 |
Итого: | 115 |
Высотный график.
Общая часть.
19 -22 июля 2008 г.
Город Пермь - город Москва - город Черкесск.
От Перми до Москвы мы добирались на поезде Свердловск - Москва. В Москву прибыли рано утром, около 6-ти утра, даже метро ещё не работало. Дальше ехали на поезде Москва – Джегута, который отправлялся из Москвы около 8-ми вечера, до города Черкесск.
22 июля 2008 г.
Город Черкесск – б/о "Глобус" - река Гондарай
В Черкесск мы приехали в 7.12 MSK. На вокзале нас встречал водитель на автобусе ПАЗ. Пропуска в погранзону мы заказывали заранее еще из Перми через турфирму, в которой заказали автобус, но оказалось, что они не были готовы. Да к тому же, водителя не предупредили, что нам ещё надо заехать в МЧС. Возник конфликт с водителем, он даже отказывался нас везти, но потом вошёл в наше положение – подождал и отвёз куда нужно.
Заехали в МЧС; пока рук-ли ходили регистрироваться, все наелись диких слив и абрикосов – вкуснотища!!!))) Затем поехали к "погранцам". Прождали мы свои пропуска 4 часа, ладно водитель попался нормальный – подождал. Нам и группе Лехи Спасенникова пропуска сделали, пускай и с длительной задержкой, а заявку группы Кати Лунеговой вообще потеряли! И пришлось ждать ещё целый час.
Там, около "погранцов" познакомились с ребятами из Ставрополя: попели песни под гитару. Вот, наконец-то, поехали в предвкушении предстоящего путешествия. Наши опасения по поводу плохой дороги не оправдались, оказалось очень даже ничего (грунтовка).
Группы Катюхи и Лехи высадились немного раньше – им в другую долину. На б/о "Глобус" нас встретил пограничник, проверил документы. На "Глобусе" оказалось живут очень добродушные люди, мы даже соблазнились купить носки, "приготовленные" бабулей из настоящей козлячей шерсти (стоимость – 70 рублей).
Ну вот и начался наш поход! )) Долго думали что же делать, так как шел дождь, да и времени был уже шестой час. Все таки решили идти. Пока переодевались, на радость нам, кончился дождь.
Долина р. Гондарай очень красивая, зеленая и совершенно пологая. Идется легко. Ноги "приятно увлажнились" от травы, но настроение подняли абрикосы, припасенные еще с поезда.)) Сделали 3 ходки по полчасика(7-8 км).
На третьей ходке прошли мимо водопада, располагающегося на левом орографическом берегу р. Гондарай. Он небольшой, но он был первый, поэтому произвел впечатление. После этого водопада нам предстояла переправа на другой берег. Мост оказался полуразмыт. Но нам очень повезло, мы встретили рыбака, который нам помог перейти. С палками, за руку с этим смелым кавказским "джигитом" мы перешли эту бурную горную реку!
Еще немного прошли в поисках стоянки. Было одно отличное место, но коровы!!... Прошли дальше и нашли отличную стоянку за водопадом. Пока разбирали рюкзаки, ставили палатку, готовили, кушали – легли спать только в 22.31.
23 июля 2008 г.
Река Гондарай – река Индрикой – река Ак-Тебе
Вид на долину реки Ак-Тебе с подъёма на перевал Ак-Тебе. |
Подъём в 6.00 MSK. Пока раскачались, позавтракали, собрались, вышли лишь в 10.30, в общем, такие долгие сборы свалили на первый день похода. Оказалось, что мы совсем чуток недошли до развилки Гондарая и Индрикой.
Долина реки Индрикой намного круче. Достаточно долго была хорошая дорога, встретили даже пустой ГАЗ-66. После большого луга потеряли тропу. Решили идти по морене, там оказалась тропа, которая ведет на другой берег реки Ак-Тебе (а нам надо было идти по этому). Дальше пришлось карабкаться по крутому залесенному склону вверх в поисках тропы.
На обед встали около 13.00. Нашли правильную тропу, она шла выше по склону. Тут же на обеде встретили ребят из Таганрога, они шли из-под Ак-Тебе. Кстати, это была граница зоны леса, так что мы удачно пообедали на дровах.
Руководитель встретившейся нам группы оказался очень приятным и общительным мужчиной. Все рассказал: как лучше идти, дал карту и т.д.
До озера, до которого планировалось дойти в этот день, мы так и не дошли. Встали чуть ниже на замечательной зеленой полянке с кучей цветов. Спать легли поздно, около 21.30.
24 июля 2008 г.
Река Ак-Тебе – перевал Ак-Тебе – река Мырды
Встали супер рано – в 4.00 MSK. Собрались, вышли около 8.00. Озеро оказалось немного выше и левее нас.
Как нам посоветовали вчера таганрогцы, мы пошли слева от ручья. Сначала шли по морене, потом вышли на ледник.
Вскоре пришлось одеть системы и связаться. Ледник оказался достаточно большим. Перевал легко читается. Хорошая большая седловина. Погода ясная, настроение отличное.
А потом очень крутой спуск вниз по леднику, прошли мы его в связках без кошек.
После ледника встали на обед, уже на травке. Встретили пограничников, которые шли нам на встречу. Девочки намазали "защитников Отечества" солнцезащитным кремом. Проверив наши пропуска, они пошли дальше.
Долина реки Мырды очень красивая: слева много водопадов. Вот правда сама река очень сильно разлилась и идти было неудобно, постоянно мокнут ноги.
Встали на ночлег в долине, около реки. Приняли водные процедуры в леденящей воде.
|
|
|
25 июля 2008 г.
Река Мырды – река Кичкинекол – подход под перевал Кичкинекол Малый.
Встали в 6.00 MSK. Вышли около 9.00 (заметьте: время сборов сократилось на целый час!)))).
По описаниям, которые у нас были, нужно идти по левому берегу реки Мырды до моста через реку Узункол. Это все оказалось неправдой. Потеряли час времени. Зашли по левому берегу в курумник, крутой и непроходимый. Вернулись обратно, до моста через реку Мырды. Перешли на другой берег, там оказалась хорошая тропа, ходят толпы туристов. Затем тропа переходит обратно на левый берег, и там примерно через полкилометра стоит погранзастава. Проверили у нас пропуска, и мы пошли дальше. Перешли через реку Узункол, пообедали.
Начали подъём по Кичкинеколу, долина пологая, но нам очень скоро пришлось начать подъём на перевал. Тропа на него находится очень легко, ее сразу видно издалека. Тропа проходит по крутому травянистому борту долины. Поднялись до луга наверху, отдохнули. Решили еще немного подняться. Все тащились очень медленно, устали. Встали на следующей ступени рядом с водой. Особо там не развернуться, но для одной палатки места хватает. Ну и что, что опять не дошли до запланированного озера! ))
|
|
26 июля 2008 г.
Перевал Кичкинекол Малый – река Чиринкол
Вчера завели будильник на 6.00 MSK. Однако сказалась вчерашняя усталость и мы продрыхли еще целый час. Наш руководитель проснулся первый и начал на нас "бычить", хотя сам-то тоже не мог проснуться)). В итоге с утра было немного подпорчено настроение, Паша был злой. Но буквально через час все наладилось. Ну и что, что вышли позже, чем планировали!
Сначала поднялись на поляну с водопадом и озером. Посмотрели, нисколько не расстроились, что не поднялись сюда вчера (хотя до этого места от нашей ночевки было всего полчаса ходу).
Не доходя до водопада, сразу слева начинается тропа, промаркированная турами. Все вроде как было отлично. Но, когда мы подошли к перевальному взлету, были шокированы. Никаких 15 градусов склона, описанных в отчетах, по которым мы ходили, не оказалось! Ими и не пахло! Все 30-35! И снега, как в описаниях, тоже не было! А внизу цирка вообще образовалось озеро. (Ну в принципе местные жители предупреждали, что снег очень сильно растаял).
Пришлось "корячиться" по левому крутому осыпному склону, по которому к тому же текут ручьи. В общем, ничего хорошего! Да еще и горные козлы дразнили – бегали по перевалу. На снежник вышли под самой седловиной, там уже стало более или менее полого.
На перевале хорошая широкая седловина. Тур сложен из камней. Погода была отличная. С перевала отличный вид на Эльбрус.
Спуск с перевала может и крутоват, но на всем его протяжении есть отличная тропа. Пообедали на "аэродроме". Там полно хороших стоянок, но мы решили спуститься ниже. А еще там есть что-то типа бассейнов – небольшие лужи, где достаточно теплая и чистая вода. Можно искупаться.
Спуск с перевала до слияния рек Чунгур-Джар и Чиринкол занял около 8 часов. Встали на хорошей стоянке. Насобирали и покушали ягод: черники и земляники. Сварили вкуснейший компот. Настроение было просто супер.
Также в этот день приняли решение не идти на перевал Нефтяник(1А). Это решение было принято в связи с многими факторами: 1)накопилась усталость, 2)сам перевал не представляет собой технической сложности и не вызывает особого интереса, 3)впереди нас ждал Эльбрус, вид которого с перевала Малый Кичкинекол только раззодорил нас.
|
|
|
|
27 июля 2008 г.
Река Чиринкол – река Уллу-Кам
Вчера с вечера началась гроза, полночи лил дождь. Проснулись в 7.40 MSK, шел дождь. Решили пока не вставать: валяемся, болтаем. Все слегка опухли: глаза – щелки))).
Закончился дождь, вылезли из палатки, позавтракали. Выглянуло солнце – начался новый ходовой день. На подходах к Уллу-Каму опять начался дождь, одели дождевики. Перешли по мосту через Уллу-Кам. Дождь усилился, спрятались под деревом и решили пообедать. Пообедали, дождь как раз утих, пошли дальше. Хорошая дорога идет вдоль правого борта долины, здесь же встречалось множество древних построек аланцев.
Ближе к вечеру подошли к ферме. Познакомились с фермером, купили у него хлеба, простокваши и обменяли 200 г спирта на зеленый лук и яйца. Он нас проводил до границы своих владений.
Мы отошли еще с километр и встали на ночлег. Плотненько и вкусненько поужинали! Правда вот промахнулись с водой, пришлось далеко ходить.
|
|
|
28 июля 2008 г.
Река Уллу-Кам – подход под перевал Хотютау
Сегодня поспали подольше, чем обычно.
Сначала шли все по той же дороге. У Ворошиловских кошей передохнули. Думали, здесь нас будут проверять погранцы, но почему-то никого не было. Развеселили толстые писчухи. Пошли дальше.
По описаниям после слияния рек Уллу-Кам и Уллу-Езень нам надо было перейти по мостику на левый берег реки Уллу-Кам, там идет тропа на перевал Хотютау. Но к нашему огорчению, мост был размыт. Попытались найти путь по правому берегу – безуспешно. Искали переправы выше по течению – тоже безуспешно. А река-то ведь здесь бурная и достаточно широкая и глубокая. Решили переходить стенкой. Страшно! Течение очень сильное; хорошо, что мальчики у нас тоже ничего! Перешли, правда вот вымокли по пояс.
Здесь же и решили заобедать, заодно подсушиться. Раскидали вещи по кустам. Тут на горизонте показались пограничники. Оказывается, они даже не заметили нас, когда проходили по Ворошиловским кошам. Они тоже оказались в замешательстве, как же до нас добраться. Но долг службы заставил их переправиться. Пограничники проверили у нас пропуска, поболтали. Оказалось, что у них прапорщик из Пермского края. Его позвали, и все время обеда мы провели в беседе с ним. Кушать борщ он отказался, а вот чайку выпил)). В конце обеда, перед выходом, Надя ритуально сожгла свои разодранные кроссовки.
Начали подъём под перевал. Тропа сначала круто серпантином взбирается вверх, потом идет над коньоном реки Уллу-Кам.
Красивейшие цветы рододендрона радуют глаз. Подошли к ручью, который вытекает из-под Хотютау. Здесь пасутся яки.
Прошли мимо нижних стоянок, которые очень хорошо видны. Но вот верхние почему-то так и не нашли и встали справа на полке. Отсюда потрясающий вид на г.Кюкюртлю-Колбаши.
Завтра нас ожидает тяжелый день!
29 июля 2008 г.
Перевал Хотютау – Приют Одиннадцати
Всталив 6.00 MSK.
Подъём на перевал очень нудный, поднимались по левому краю склона. Седловина небольшая, на ней множество всяких памятных табличек. Слева на леднике Эльбруса лежит разбитый вертолет – ужасная картина.
Погода хмурится. На Эльбрусе сидит туча и в долине Боксана тоже тучи. Было тяжело принять решение, что же делать: идти по ледовым полям Эльбруса или вернуться обратно. Все же после долгих размышлений, решили все таки идти на Приют Одиннадцати. Как раз дорога до туда находилась в зоне видимости.
С Хотютау на ледовые поля идет небольшой, но достаточно крутой осыпной спуск. Спустились, одели кошки, связались (ледник закрыт). Путь наш проходил сначала по леднику, потом был подъём метров 30 по достаточно крутому курумнику, после которого опять начинается ледник, откуда уже видны вешки с дороги. К вечеру видимость ухудшилась, но мы уже были недалеко от дороги, ведущей от канатки к приюту. Кое-как дотащились до приюта одиннадцати, очень устали, времени уже 21.00. Оказалось, что мест нет, даже на скалах кое-как нашли куда приткнуться.
Погода окончательно испортилась. Решили, что если завтра погоды не будет, то спускаемся вниз.
|
|
|
30 июля 2008 г.
Приют Одиннадцати – посёлок Терскол
На склоне Эльбруса. Собираемся спускаться на канатке вниз. |
Погода так и не наладилась, и даже намека не было на просвет. Решили валить вниз. Устроили праздничный завтрак, со всеми остатками мяса. Собрались неспешно и выдвинулись к канатке. Народу уйма, кое-как дождались очередь. Так смешно: люди поднимаются на Эльбрус в босоножках, юбках…))
От поляны Азау до Терскола дошли пешком. По дороге попаслись на земляничных полянках)). Очень удачно нашли жилье в Терсколе: зашли в какой-то торговый павильончик, спросили у продавца о жилье, она предложила нам 2-хкомнатную квартиру за 300 рублей с человека в сутки. Мы там и помылись, и новости по телику посмотрели... Сходили в ресторан)). Короче отдохнули по полной программе.
Фотографии.
С полным фотоальбомом похода можно ознакомиться здесь (24 фото). Авторы фотографий: Трушкова Надежда и Каменских Анатолий.
Путевые точки GPS-навигатора.
Архив RAR с файлом в формате GPX.
Маршрут на Google Maps поверх спутниковых снимков или карт.
Чтобы связаться с нами, нажмите здесь.
Сайт ПНИПУ